Технический осмотр и регулировка лифтового тормозного устройства с длинноходовым тормозным электромагнитом КМТД-102
Технический осмотр и регулировка лифтового тормозного устройства с длинноходовым тормозным электромагнитом КМТД-102
1. Проверяют суммарный зазор в шарнирах: устанавливают противовес на буферные пружины (упоры); отключают вводный рубильник и проверяют отсутствие напряжения на клеммах автоматического выключателя главного привода; поднимают вручную якорь 19 (см. рис. 31) до такого положения, когда тормозные колодки 40 начнут отходить от тормозной полумуфты; делают отметку на среднем стержне якоря на уровне нижнего торца кадушки; отпускают якорь и измеряют расстояние между отметкой и уровнем нижнего торца катушки. Это расстояние должно быть не более 10 мм при условии, что зазоры между фрикционными обкладами и поверхностью тормозной полумуфты при поднятом до упора якоре будут не менее 0,3 мм.
Суммарный зазор в шарнирах тормозного устройства складывается из зазоров в следующих шарнирах: основание 45 — рычаг 41
рычаг 41—втулка тяги 27; тяга 29—серьга 4
серьга 4— шток 23
шток 23 — соединительная планка 21, соединительная планка 21 — якорь 19.
2. Проверяют и уменьшают суммарный зазор в шарнирах: шток 23 — соединительные планки 21; соединительные планки 21 — якорь 19. Вручную поднимают якорь до начала движения штока и делают отметку на среднем стержне якоря на уровне
нижнего торца катушки, после чего опускают якорь и измеряют расстояние между отметкой и уровнем нижнего торца катушки. Это расстояние должно быть не более 4 мм. Уменьшают суммарный зазор в шарнирах, если это расстояние более 4 мм, для чего расшплинтовывают верхний и нижний пальцы 20 и разъединяют шарниры; соединяют шарниры при помощи новых соединительных планок и пальцев. Суммарный зазор в шарнирах должен быть не более 4 мм.
3. Проверяют суммарный зазор в шарнирах: тяга 29 — серьга 4; втулка тяги 27—рычаг 41
нажатием вручную на нижний торец штока 23 приподнимают его до начала движения рычагов и делают отметку на среднем стержне якоря на уровне нижнего торца катушки, после чего отпускают шток и измеряют расстояние между отметкой и уровнем нижнего торца катушки. Это расстояние должно быть не более 3 мм. Уменьшают суммарный зазор в шарнирах, если это расстояние более 3 мм. Для этого расшплинтовывают левую и правую соединительные оси 5 и разъединяют шарниры; соединяют шарниры новыми осями. Расстояние между отметкой и нижним торцом катушки должно быть не более 3 мм. Заменяют серьгу и тяги новыми, соединяют шарниры новыми осями. Зазор между отметкой и нижним торцом катушки не должен превышать 3 мм.
Если после выполнения перечисленных операций суммарный зазор в шарнирах окажется более 10 мм, такой тормоз заменяют.
4. Проверяют состояние фрикционных обкладок и тормозной полумуфты: внешним осмотром убеждаются в том, что на рабочей поверхности тормозной полумуфты отсутствуют круговые светлые полосы. Наличие таких полос указывает на то, что головки заклепок выступают над поверхностью фрикционных обкладок и чертят по поверхности тормозной полумуфты. Измеряют толщину фрикционных обкладок, их толщина должна быть не менее 4 мм.
Чистой ветошью очищают рабочую поверхность тормозной полумуфты, если технический осмотр не сопровождается разборкой тормозного устройства; если при техническом осмотре тормозное устройство будут разбирать, то рабочую поверхность очищают после разборки.
5. Разбирают тормоз, утапливают головки заклепок, крепящих фрикционные обкладки, собирают и регулируют тормоз.
6. Проверяют и смазывают шарниры. Оси 44 шарниров правого и левого рычагов 41 — оснований 45 смазывают при помощи шприца-нагнетателя смазкой типа солидол через масленки 42 (солидол жировой УС-2, УС-3, ГОСТ 1033—73).
Оси 38 обоих шарниров рычагов 41—тормозных колодок 40, оси шарниров рычагов 41 — втулок 27 тяг, соединительные оси 5 смазывают из масленки жидким маслом типа веретенного (швейного), если тормозное устройство находится в сборе. Если технический осмотр тормозного устройства сопровождается разборкой и сборкой, то после очистки оси необходимо смазывать смазкой типа солидол УС-2, УС-3.
7. Проверяют рабочие зазоры в тормозном устройстве: между якорем и ярмом; между фрикционными обкладками и поверхностью тормозной полумуфты в расторможенном положении;
между торцом штока и стяжной шпилькой. Вручную поднимают якорь до упора и делают отметку на среднем стержне на уровне горца катушки, опускают его и измеряют расстояние между отметкой и нижним торцом катушки; этот зазор должен быть не более 20 мм.
Проверяют зазор между нижним торцом штока и стяжной шпилькой (якорь электромагнита опущен); зазор должен быть не менее 3 мм
Поднимают вручную якорь до упора и измеряют зазоры между фрикционными обкладками и поверхностью тормозной полумуфты; эти зазоры должны находиться в пределах 0,3—0,8 мм и быть одинаковыми по всей поверхности фрикционных обкладок. Одновременно проверяют угол наклона тяг относительно стяжной шпильки. Угол наклона отвечает требованиям технических условий, если расстояния от центров правой и левой осей 5 (см. рис. 31) до центра стяжной шпильки меньше, чем расстояния от центров правой и левой осей 28 до центра этой шпильки.
8. Регулируют рабочие зазоры между якорем и ярмом тормозного электромагнита.
Расшплинтовывают соединительные оси 5 и разъединяют эти шарниры. Вывинчивают серьгу на нужное число оборотов, если зазор между якорем и ярмом более 20 мм. Затем соединяют осями шарниры. Зазор между якорем и ярмом должен быть не более 20 мм.
9 Регулируют рабочие зазоры между фрикционными обкладками и тормозной полумуфтой.
Расшплинтовывают соединительные оси шарниров тяги 29— серьга 4 и разъединяют их. Вывинчивают тяги на нужное число оборотов, если зазоры между фрикционными обкладками и тормозной полумуфтой менее 0,3 мм, или ввинчивают тяги на нужное число оборотов, если эти зазоры более 0,8 мм, и вновь соединяют шарниры.
Вручную поднимают якорь тормозного электромагнита до упора. Зазоры между фрикционными обкладками и тормозной полумуфтой должны быть в пределах 0,3—0,8 мм.
10. Проверяют и подтягивают крепления всех деталей тормозного устройства и клеммных соединений проводов.
Проверяют и подтягивают крепления: катушкодержателей 16 (подтягивают гайки винтов 14); ярма 18 тормозного электромагнита (подтягивают гайки болтов 13); корпуса тормозного электромагнита 15 (подтягивают гайки болтов 5); корпуса воздушного демпфера 7 (подтягивают болты 24); штока 23 (подтягивают контргайку 6); стопорных планок 39, фиксирующих положение осей тормозных колодок 40 (подтягивают болты 37); стопорных планок 1, фиксирующих положение осей обоих рычагов 41 тормоза; оснований 45 (подтягивают болты 46).
Снимают крышку клеммного щитка 10 и проверяют отсутствие напряжения, крепления клеммных соединений проводов, разъединяют те клеммные соединения проводов, крепления которых ослаблены или обнаружен подгар; зачищают чистым надфилем контактные поверхности гаек, шайб и проводов, после чего эти клеммные соединения собирают и крепят, закрывают клеммный щиток крышкой и крепят его гайкой.
11. Очищают тормозное устройство. Внешние поверхности тормозного устройства очищают ветошью, слегка смоченной в деталине (керосине), затем внешние поверхности катушки гормонного электромагнита протирают чистой сухой ветошью.
12. Проверяют и регулируют точность остановок кабины на этажах. Изоляционной лентой делают метку на одном из тяговых канатов, включают вводный рубильник (электросхема лифта переключена в режим управления из машинного помещения) и убеждаются, что электромагнит отводки получил питание и его шток втянут.
При помощи аппаратов цепи управления лифтом из машинного помещения пускают кабину в ход. Нажатием на кнопку «Стоп» останавливают кабину, когда метка на канате будет проходить мимо какого-либо ориентира (болт, гайка и т. д.). Измеряют расстояние по канату между этим ориентиром и меткой; это расстояние должно быть: на пассажирских лифтах со скоростью движения кабины 0,65 м/с 80—120 мм, а на больничных—210— 250 мм. Усилением или ослаблением сжатия пружин 31 (если расстояние между меткой и ориентиром соответственно больше или меньше) регулируют тормозной путь Отключают вводный рубильник, вручную поднимают якорь тормозного электромагнита до упора и измеряют зазоры между витками пружин 31 левой и правой сторон, зазоры в расторможенном положении должны быть не менее 1 мм. Заменяют пружины, если эти зазоры меньше 1 мм и производят дополнительную регулировку тормозного пути.
Устанавливают кабину на ближнем к машинному помещению этаже и переключают электросхему лифта в режим нормальной работы. Войдя в кабину, проверяют точность остановки кабины на этажах. Затем фиксируют с обеих сторон сжатие пружин 31 контргайками 32.
При движении кабины лифта, не загруженного напольным транспортом, вниз и вверх (в кабине 1 человек) она должна останавливаться так, чтобы уровень ее пола был выше уровня этажной площадки не более чем на 40 мм, а кабина лифта, загруженного напольным транспортом, при этих же условиях должна останавливаться так, чтобы ее пол был выше уровня этажной площадки не более чем на 15 мм.
Если на каких-либо этажах точность остановки кабины не удовлетворяет указанным требованиям, дальнейшую регулировку производят этажным переключателем или датчиком точной остановки.
Регулировка тормоза тельфера
Тормозной механизм в конструкции тельфера является очень важным элементом, так как от него напрямую зависит точность установки груза в нужном положении при его подъеме и перемещении по горизонтали.
Функции, которые возложены на тормоз электрической тали, следующие:
- обеспечение безопасности работы грузоподъемного оборудования;
- фиксация троса с грузом в необходимом положение по высоте;
- оперативная остановка движения троса.
Для уточнения: настройка тормозного механизма грузоподъемного оборудования отличается для разных видов устройств, к примеру, в механических узлах грузоупорного типа доступна настройка кран-балки для бесперебойной работы, даже в экстренных ситуациях.
Работа тормоза тельфера: особенности
Остановка происходит при смещении ротора в двигателе тельфера. Тормозной механизм может полноценно работать и при отсутствии подачи электричества и при перепадах входного напряжения. Все компоненты данного механизма размещаются внутри двигателя грузоподъемного оборудования.
Стоит отметить, что тормозные системы в импортном оборудовании и в тельферах российского производства отличаются по своей конструкции. Например, в самых распространенных иностранных грузоподъемных устройствах в конструкции присутствует вентилятор торможения с лопастями из алюминия, который обеспечивает охлаждение тормозов при их работе. Настройка срабатывания тормозной системы в таких тельферах производится с помощью специальной зажимной гайки.
Тельферы, произведенные в нашей стране, в основном оснащаются тормозной системой, состоящей из двух модулей: грузоупорного и основного тормозов. Грузоупорный тормоз используется для предупреждения падения находящегося в данный момент на подъемном механизме груза при отключении подачи питания, его срабатывание происходит в автоматическом режиме. Основной тормоз на российских тельферах имеет несколько вариантов конструктивного исполнения.
Виды тормозных систем в тельферах
- Коническая.
Данная система представляет из себя диск-вентилятор, закрепленный на хвостовой части тали. Торможение производится следующим образом – ротор смещается под давлением специальной пружины. Если нужно остановить работу тали для того, чтобы зафиксировать груз неподвижно, тормоз плотно прижимается, блокируя работу двигателя. При отключении тормоза пружины ослабляются, ротор отводится обратно и двигатель запускается. Подстраивается такая тормозная система за счет поворота специального регулировочного винта.
- Колодочная.
Колодочная система функционирует за счет гидравлического толкателя. При включении тормоза создается давление тормозной жидкости в системе, из-за чего поршень способствует движению штока, ослабляющего пружину. Все это вызывает плотное прижатие колодок к тормозному диску и остановке работы двигателя тельфера. Данные тормоза особенно требовательны к состоянию окружающей среды, поэтому требуют дополнительной защиты.
- Дисковая.
Тормозная система дискового типа работает, аналогично предыдущей, с использованием давления жидкости. Гидропривод, воздействуя на рычаг, вызывает сдавливание пружины с помощью специального язычка, которая прижимает колодку к диску. При очередной подаче давления колодки освобождаются и работа тельфера продолжается.
- Шарнирно-колодочная.
В конструкции такой системы присутствуют фрикционные ободки, которые соединены между собой. Не очень надежная система из-за использования дополнительных шарнирных соединений.
- Ленточная.
В конструкцию ленточной тормозной системы входят муфта и барабан. По принципу работы данные тормоза сходи с дисковыми тормозами, только остановка производится с использованием фрикционной ленты и ее воздействия на пружину, которая и обеспечивает остановку механизма.
Обслуживание и эксплуатация тормозной системы тельфера
Любой вид тормоза, используемого в грузоподъемном оборудовании, требует обязательного регулярного обслуживания и ремонта, в противном случае тормоза перестанут гарантировать выполнение своей функции.
При работе тельфера, периодически необходимо производить технический осмотр тормозов, особенно, если подъемный механизм эксплуатируется с высокой интенсивностью и постоянной фиксацией груза в подвешенном состоянии. В процессе ТО нужно очистить механизм от всех накопившихся загрязнений, нанести смазку на предусмотренные для этого поверхности, заменить изношенные детали, проверить достаточно ли рабочих жидкостей в системах оборудования. Также, перед каждым запуском оборудования, необходимо несколько раз протестировать тормоза на срабатывание.
Регулировочный болт АКПП Форд Фокус 2
Если в АКПП при переключении скоростей присутствуют характерные толчки – это указывает на необходимость замены регулировочного болта. Бывает, что скорости пропадают вообще – поломка указывает на истирание тормозной ленты из-за выработки болта. Решением проблемы является замена болта и тормозной ленты.
Функции регулировочных болтов автомобиля
На все запчасти, которые расположены внутри автомобиля, оказывают влияние основные законы физики. Металлические изделия расширяются при тепловом воздействии. В расчет берется порядок регулировки и процесс конструирования двигателя. Пример – настройка зазора, возникающего между кулачком и рычагом клапана на распредвале.
Принцип работы регулировочных болтов АКПП на автомобиле Форд Фокус:
- Переключение с первой на вторую скорости происходит при блокировке тормозного барабана путем воздействия тормозной ленты. Бортовой компьютер дает команду, после чего лента сжимается – барабан тормозит – происходит включение второй передачи.
- Лента отличается от любой цельной запчасти тем, что имеет разброс по габаритам. Торможение происходит в определенный момент – при сборке коробки завод-изготовитель предусматривает точную регулировку, чтобы при различных габаритах ленты были компенсированы эти различия. Такие же действия производят при любых заменах ленты. Когда лента находится в растянутом положении, тогда блок управления дает команду и происходит сжатие ленты, а момент торможения происходит с запозданием.
- Такая регулировка выполняется при помощи упорного болта ленты, который может иметь различную длину – от 36 мм до 39 мм и шаг в 0,25 мм.
- Установка подходящего по длине болта дает требуемое натяжение ленты. При эксплуатации АКПП лента и барабан начинают изнашиваться, в итоге момент схватывания ленты происходит с опозданием. Постепенно появляется толчок при переходе с первой на вторую передачу. По этой причине рекомендуется при появлении характерного толчка, после определенного периода времени либо показателей километража, перемерить нужную длину регулировочного болта и произвести его замену.
На видео показано, как использовать болт регулировки клапанов на Форд Фокус 2:
Последовательность действий по выкручиванию оригинального регулировочного болта на автомобиле Форд Фокус или Мазда 6:
- Демонтируют воздушный фильтр. АКБ при этом остается на месте.
- Требуемый болт хорошо видно, его обрабатывают универсальной смазкой WD-40 и очищают от грязи и пыли.
- Далее для откручивания потребуется ключ на 14.
Разновидности регулировочных болтов применяемых в автомобилях различных производителей и особенности их регулировки
Существует несколько разновидностей регулировочных болтов, применяемых для регулировки.
Болт рокера
Рокер клапанов предназначен для подачи топливно-воздушной смеси к камерам сгорания и вывода выхлопных газов, применяется в распределительной системе. Болт регулировки клапанов необходим для изменения размеров зазора. Шаг составляет 0,15 мм для любых запчастей. При слишком большом зазоре цилиндр не будет открываться в полной мере.
На фото изображен болт регулировочный коромысла рокера.
Задней подвески
Элементы относятся к развальным болтам, и отвечают за регулировку схождения колес на задней осевой конструкции авто. Крепежная единица представляет собой обыкновенный болт эксцентрик с шайбой. Когда автовладелец обращается на станцию техобслуживания для проведения услуги сход/развала, в большинстве случаев возникает непредвиденная проблема. Даже в новых автомобилях спустя два, три года эксплуатации болт прикипает к сайлентблоку. В итоге мероприятие по регулировке колесной оси превращается в дорогостоящий ремонт подвески. Проблема заключается в том, что гайку скрутить удается, а извлечение болта невозможно. Опытные автолюбители решают эту задачу самостоятельно в гаражных условиях при помощи ножовки по металлу. Чтобы заменить болты схождения потребуется приобрести комплект с шайбами и сайлентблоками. Ремонтная процедура включает в себя демонтаж рычага для замены сайлентблока. В этом случае часто возникает необходимость замены болта и сайлентблока на другом конце рычага.
Чтобы замена была произведена качественно, понадобится:
- ножовка по металлу с двумя и более запасными полотнами;
- болт регулировки схождения с гайками – 2 экз.;
- эксцентриковая шайба к болтам – 2 шт.;
- сайлентблок переднего поперечного рычага и задней подвески – внутренний, 2 единицы;
- сайлентблок переднего поперечного рычага задней подвески наружный – 2 шт.;
- болт переднего поперечного рычага задней подвески наружный – 2 шт.;
- набор накидных гаечных ключей 17 и 19 мм;
- мовиль и автопластилин.
На видео наглядно представлено, как извлечь гайку, шайбу и болт:
Звезды распредвальной системы
Распредвальная система выполняет не последнюю функцию в работе мотора. Распредвал синхронизирует впуск и выпуск тактов работы двигателя. Распредвал расположен в развале блоков цилиндров. При помощи зубчатой либо цепной передачи распредвальная конструкция приводится в действие коленчатым валом. Современные моторы имеют два распредвала, что позволяет обеспечить повышенный уровень КПД и тихую работу двигателя. Болт крепления звездочки распределительного вала – М10×1,25×15 (изображен на фото ниже).
Регулировочный болт АКПП
Регулировочный болт АКПП помогает отрегулировать тормозную ленту. Сигналом для смены автозапчастей являются характерные толчки при переключении передачи с 1 на 2. Подходящую длину крепежной единицы потребуется подбирать. В случае с перебором длины болта – происходит скачек с третьей на четвертую скорость, что может привести к неисправности и замене задней крышки коробки передач. Правильно подобранный регулировочный болт АКПП обеспечит идеальное переключение передач.
Болт для регулировки сцепления отвечает за давление в системе, которое создается главным цилиндром. Он помогает отрегулировать зазор тормозной ленты. По прошествии времени фрикционный материал на ленте изнашивается, что способствует увеличению зазора.
На фото изображен болт тормозной ленты АКПП Mazda 6.
Тормозных механизмов
Во время проведения эксплуатационной регулировки производят полное устранение зазора между накладкой колодки и тормозным барабаном. После производят регулировку зазора, который позволяет колесу свободно крутиться. Для получения нужного зазора, настройки хода педали тормоза осуществляют, изменяя длину тяги, которая соединяет рычаг тормозного крана с промежуточным рычагом приводной системы. Когда привод отрегулирован и имеется в наличии сжатый воздух в воздушном баллоне, свободный ход конца педали тормоза будет составлять 40-60 мм.
Для регулировки ТНВД ЯМЗ
Регулировка ТНВД ЯМЗ-238 осуществляется при помощи специальных ремонтных комплектов. Топливная насосная система высокого давления должна функционировать как слаженный механизм, обеспечивая работу двигателя. Стабильная и бесперебойная работа мотора – качество, влияющее на продолжительность эксплуатации транспортного средства. В противоположном случае малейший сбой в настройках наносит урон работоспособности и приводит к сбоям в функционировании топливной системы.
Для настройки холостого хода в карбюраторе
Настройка холостого хода на карбюраторе в конструкции авто производится при помощи специальных винтов, которые называются элементом холостого хода. При помощи одного винта производится регулировка топлива, подающегося в цилиндры двигателя. Второй служит в качестве распределителя бензина и воздуха. Такие болты применяют в мотокультиваторах, мопедах.
Для регулировки дроссельной заслонки
Болты для регулировки дроссельной заслонки обеспечивают настройку оборотов холостого хода.
Если не удается подобрать подходящий регулировочный болт с полноценной резьбой, то опытные автослесари советуют применить болт с половинной резьбой, обточенный на точиле.
Техника измерения размера (для наглядного примера возьмем болт М10×1,25×50 мм):
- Измерительный крепежный элемент вворачивают до упора. Рекомендуется заворачивать с усилием 5 Нм.
- Так как болт отличается длиной – он больше штатного, поэтому будет выступать. Потребуется измерить расстояние от посадочной точки до нижней зоны головки. Например, получили число 8 мм.
- выкручивают «измерительный болт» и отмечают его рабочую длину. Должно получиться 49 мм.
- простой расчет (показатели 4 и 4,7 были взяты из мануала):
- 49-8=41 показатели длины выворачиваемой части.
- 41-4=37 верхняя грань длины болта.
- 41-4,7=36,3 нижняя грань длины болта.
В итоге получилась нужная длина болта – 36,3-37 мм.
На фото изображен регулировочный болт для клапанной системы Хендай Портер.
В мануале указаны данные по регулировке, в которой предусмотрены различные размеры упорного болта ленты. Различие бывает от 36 до 39 миллиметров.
В столбике слева обозначена маркировка на шляпке болта.
Зная, где находится регулировочный болт, выполнить самостоятельно работу по замене будет не сложно. Главное, чтобы подобрать замену, нужно произвести измерение штатного болта при помощи штангенциркуля. На головке крепежно-регулировочной единицы должен быть указан номер, который следует сверить с таблицей, приведенной выше.
Омега в регулировка тормозной ленты
Группа: Пользователи
Сообщений: 2358
Регистрация: 23.1.2010
Город: Красноярск
Авто: другое
Пол: Мужской
Поблагодарили: 135 раз(а)
У меня на холодную в режиме "D" хороший пинок с 1й на 2ю, но если быстрее жать газ то-тогда пинка почти нет
как прогреется, на горячую, пинка почти нет
в режиме "S", и на горячую пинок есть, если быстрее газ жать, то пинка нет.
на наших коробасах стоит болт с номером, этот номер указывает длину болта.
ссылка
на АКПП nissan ввернута шпилька с контр-гайкой, заказал шпильку и гайку от акпп NISSAN.
ссылка
ссылка
ссылка
Вот закрутил шпильку, все как по инструкции, закручивал динамометрическим ключом 5 ньютонов на метр, выкрутил на 3 с половиной оборота и закрутил контр-гайку.
ссылка
ВНИМАНИЕ! нужен динамометрический ключ.
бита T40
удлинитель 2шт
переходник с квадрата воротка-удлинителя на биту T40
в итоге, поехал на холодную "D", а пинка с 1й на 2ю то нет!
Сообщение отредактировал Albatross — 30.9.2014, 5:57
Djeddak
Просмотр профиля
Старик
Группа: Пользователи
Сообщений: 104
Регистрация: 29.7.2012
Город: Сибирь
Авто: Mazda Demio (2002-2007)
Пол: Мужской
Поблагодарили: 1 раз(а)
У меня на холодную в режиме "D" хороший пинок с 1й на 2ю, но если быстрее жать газ то-тогда пинка почти нет
как прогреется, на горячую, пинка почти нет
в режиме "S", и на горячую пинок есть, если быстрее газ жать, то пинка нет.
на наших коробасах стоит болт с номером, этот номер указывает длину болта.
ссылка
на АКПП nissan ввернута шпилька с контр-гайкой, заказал шпильку и гайку от акпп NISSAN.
ссылка
ссылка
ссылка
Вот закрутил шпильку, все как по инструкции, закручивал динамометрическим ключом 5 ньютонов на метр, выкрутил на 3 с половиной оборота и закрутил контр-гайку.
ссылка
ВНИМАНИЕ! нужен динамометрический ключ.
бита T40
удлинитель 2шт
переходник с квадрата воротка-удлинителя на биту T40
Тоже себе заказал этот болт. Надеюсь ты правильно описал технологию затяжки, ото я не могу понять зачем нужно ослаблять натяг на 3 с половиной оборота, болт ведь и так закручивается с малым натягом в 5 н/метр. А тугодумы то из мазды нагородили огород с геморной подборкой нужного по длине болта, вместо того чтобы прикрутить универсальный болт как у ниссана =))
Ленточный тормоз: устройство, принцип действия, регулировка и ремонт
Тормозная система предназначена для остановки различных механизмов или транспортных средств. Другое ее предназначение – предотвращение движения, когда прибор или машина находятся в покое. Существует несколько разновидностей этих устройств, среди которых ленточный тормоз является одним из самых удачных. Перед тем как использовать прибор с таким механизмом, нужно подробно изучить его устройство, виды и принципы действия.
Что это такое
Во время спуско-подъемных операций, которые выполняет буровая лебедка, на газовых и нефтяных скважинах используется такое устройство, как ленточный тормоз. Он выглядит как упругая стальная полоса, которая огибает тормозной шкив. Конструкция прибора очень проста и представляет собой ленту для торможения с фрикционными колодками, закрепленными на станине, рычаг на коленчатом валу и пневматический цилиндр. Последний элемент начинает работу в то время, когда наибольшее усилие бурильщика составляет больше 250 Н.
Лента сообщается с набегающим краем, закрепленным на станине. Другой конец пропущен через тягу и идет к тормозному рычагу. При натяжении ленты он притягивается к движущемуся шкиву и происходит торможение. Некоторые конструкции предполагают применение внутренних лент. В этом случае при торможении лента наоборот разжимается. Когда тормоз подъемного механизма полностью разомкнут, процесс торможения выполняется с помощью нажатия специальной пружины, которая натягивается на рычаг с педалью.
Ленточные тормоза по принципу действия подразделяются на несколько подвидов. У них может быть разная схема работы. Основными разновидностями являются:
- дифференциальный;
- суммирующий;
- простой.
Несмотря на то, что эти конструкции различаются между собой, они имеют одинаковый принцип действия: для того чтобы механизм полностью остановился, нужно задействовать ленточное устройство, воздействующее на тормоз.
Простой
В этом виде ось, вращающая рычаг, берется за точку наивысшего натяжения. У простого ленточного тормоза устройство элементарное. Он представляет собой прибор, выполняющий действие одностороннего порядка. Когда шкив начинает вращаться в другую сторону, он имеет уже замыкающую силу, которая создается весом груза. Наивысшее натяжение возникает на краю ленты, прикрепленном к кольчуге. Эта сила в несколько раз меньше, чем при движении шкива в направлении по прямой. Значит, тормозной момент тоже будет слабее. По этой причине простой вид применяют при подъемах, где не нужно, чтобы тормозной момент при движении туда и обратно был одинаковым. В этом устройстве есть возможность увеличить силу торможения во время опускания груза, так как при поднятии хватает меньшего усилия.
Дифференциальный
Данное устройство имеет тормозной рычаг, на котором закрепляются два конца от ленты с обоих краев от точки вращения. Принцип работы ленточного тормоза дифференциального типа не очень сложен. Силы по отношению к оси вращения рычага на тормозе действуют несоразмерно. Тормозной момент рассчитывается по специальной формуле с учетом веса груза.
Если сделать небольшое значение замыкающий силы, то этот показатель будет стремиться к бесконечности. Это означает, что само натяжение тормозной ленты возникает благодаря силе трения между ней и шкивом. Преимущества этого вида ленточного тормоза заключаются в малой замыкающий силе. Он применяется очень редко из-за большого количества недостатков, к которым относятся:
- захватывание шкива с толчками;
- небольшой процент торможения, когда изменяется направление движения шкива;
- усиленный износ деталей.
Кроме того, его нельзя применять на лебедках с машинным приводом из-за ощутимого изменения тормозного момента и склонности устройства к самозатягиванию.
Суммирующий
Устройство представлено двумя концами ленты, соединенными со стопором для торможения с той стороны, где находится вращающаяся ось. Плечи или длины рычагов, на которые действует сила, соразмерны оси движения. Они бывают как разными, так и равными по величине. Если сделаны равные плечи, то такой показатель, как тормозной момент, совершенно не зависит от того, в каком направлении вращается шкив.
Суммирующий ленточный тормоз чаще всего применяют в устройствах, где нужен стабильный фиксирующий момент при обратном и прямом вращении вала. Например, в промышленных машинах, где происходит передвижение поворота. Для создания определенного момента торможения в этом виде устройства необходима большая сила, чем в самом простом ленточном тормозе.
Преимущества
Ленточные тормоза часто применяют для создания разного вида подъемников и кранов. Несмотря на простое устройство, эти механизмы являются очень надежными. Инженеры-проектировщики называют следующие преимущества ленточных тормозов:
- небольшие размеры;
- легкость в обслуживании;
- несложная конструкция;
- возможность добиваться больших тормозных моментов при увеличении угла охвата.
Из всех разновидностей самыми востребованными являются простые ленточные механизмы. Их легче регулировать. Кроме того, с помощью несложных вычислений можно выполнить расчет ленточного тормоза. Вычислить вес груза и силу торможения.
Недостатки
К слабым местам ленточных тормозных конструкций принадлежит быстрый износ деталей. Из-за этих неполадок приходится часто выполнять ремонт. К другим недостаткам относятся:
- неравномерное распределение давления на дугу охвата;
- сложность расчетов силы, которая изгибает тормозной вал;
- зависимость от того, в каком направлении вращается шкив;
- частые повреждения стальной ленты.
Последняя поломка может привести к аварии из-за обрыва ленты. Низкая эксплуатационная надежность ленточных механизмов приводит к тому, что их в последнее время стараются заменять на колодочные. Эти тормоза имеют более продолжительный ресурс работы и изнашиваются не так быстро.
Где применяются
Ленточные тормоза устанавливают на всех устройствах, где необходим усиленный фиксирующий момент. Они широко применяются во многих сферах благодаря тому, что конструкция небольшая, несложная в обслуживании, и в то же время способна развивать достаточное тормозное усилие.
Чаще всего их устанавливают на крановые конструкции разного типа, к которым относятся башенные краны, лебедки, буровые установки. Кроме того, применяются ленточные тормоза на АКПП, токарных станках, мототехнике и малых тракторах.
Регулировка
Если все системы и механизмы прибора исправны, но нет достаточного торможения, нужно выполнить регулировку этого устройства. Она выполняется в такой последовательности:
- Для начала следует проверить, насколько изношена фрикционная накладка (если этот показатель составляет половину от начальной толщины, то следует ее заменить).
- При помощи гаек отрегулировать пружину, установив прижатие на 71-73 мм.
- Закрутить болт 10 до тех пор, пока тормозная лента не будет упираться в шкив тормоза.
- Затем ослабить на один оборот и зафиксировать.
- Переместить размыкатель с помощью регулировочного винта, сделать длину от коромысла до головки болта 11-13 мм.
После того как процедура регулировки полностью выполнена, следует проверить тормоза. Для этого груз с максимальным весом поднимают на высоту 10-20 см и проверяют, насколько хорошо работает после регулировки ленточный тормоз. При этом вентиль, который соединяет магистрали гидромотора на механизме подъема, должен быть открыт.
Ремонт
Если операции по спуску и подъему грузов выполнялись длительный период, то колодки изнашиваются намного быстрее. В этом случае нужно следить за тем, чтобы работа двух лент, необходимых для торможения, выполнялась одновременно. При неравномерном функционировании нужно выполнить выравнивание. Когда проведена диагностика неполадок, можно приступить к их устранению. Причины неисправности деталей ленточного тормоза можно узнать из руководства по обслуживанию.
Для осуществления ремонтных работ прибор необходимо сначала растормозить устройство так, чтобы лента освободились. Немного расслабить контргайки, а затем потянуть ленты при помощи вращения стяжек. Так обеспечивается одинаковый круговой зазор в 3-5 мм. Он должен находиться между тормозными шкивами и колодками. После этого снова делается затормаживание для того, чтобы зазоры между стаканами пружин и балансиром были одинаковы. Если этот показатель не равен, то тормоз снова расслабляют и подтягивают стяжку с той стороны, где зазор меньше. Это несложно сделать, если опустить противоположную стяжку на такое же расстояние. Когда зазоры одинаковы, можно затягивать контргайки.
Тормозные ленты подлежат замене, если износ колодок составляет более 1 см. При таком показателе нужно снять кожух и убрать оттяжные пружины, приходящее сверху. Теперь можно снять ленты со шкивов, извлечь их наружу. После того как заменили тормозные колодки, выполняются те же действия, только в обратном порядке с последующей регулировкой системы.
Барабанный вал подлежит ремонту, если тормозные шкивы, которые к нему относятся, сильно изношены. Для того чтобы определить, нужно менять эту запчасть или нет, следует выполнить замеры. Когда износ шкивов составляет более 1 см с каждой стороны, то их заменяют на новые. Для ремонта придется демонтировать такие элементы ленточного тормоза, как муфту, гидравлический тормоз и кожух лебедки. Кроме того, расслабляются тормозные ленты для получения доступа к шкивам.
Обслуживание
Если устройство, на котором стоит ленточный тормоз, эксплуатируются правильно, то долгий ресурс работы ему обеспечен. Однако для того, чтобы не случилась авария, нужно каждую неделю проверять механизмы. Когда изнашиваются колодки тормозных лент, значительно расслабляется ход штока пневмоцилиндра. В этом случае нужно подтянуть ленты и отрегулировать тормозной блок. Еще одно устройство, которое подлежит техническому обслуживанию на ленточном тормозе, – это барабанный вал. Как правило, он работает очень долго, а если тормозные шкивы, примыкающие к нему, изнашиваются, то выполняется замена этой детали.