Монтаж пожарной сигнализации по ГОСТу
Монтаж пожарной сигнализации по ГОСТу
При сдаче в эксплуатацию любого объекта, в котором предполагается пребывание людей, наличие ОПС является обязательным. Благодаря пожарной сигнализации сохранены жизни десятков тысяч человек и предотвращены миллионные убытки.
Проведение работ по установке и введению в действие охранных систем должно выполняться в строгом соответствии с правилами, обозначенными в федеральном законе №123-ФЗ. Согласно разработанным в стране нормативам основной задачей, которая ставится перед ОПС, является раннее обнаружение места пожар, наличия в помещении дыма или газа, а также подача звукового сигнала о возгорании на пульт охраны. Во время чрезвычайных ситуаций на данные системы ложится также задача по контролю за работой других сетей.
В связи с важностью пожарной сигнализации в организации безопасности пребывания людей в промышленных и общественных зданиях, а также сложности монтажа и пусконаладочных работ, требующих высокой квалификации работников, данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию.
Компания Аспект имеет все разрешительные документы от МЧС на установку, наладку и запуск системы охранно-пожарной сигнализации в Самаре. На протяжении многих лет организация осуществляет весь комплекс работ:
- проектирование;
- монтаж;
- профилактику;
- капитальный ремонт.
Стоимость создания проектной документации на обустройство сигнализации у нас начинается от 8000 рублей. Уточнить расценки на работы в каждом конкретном случае можно по контактному телефону. Квалифицированные консультанты бесплатно ответят на все интересующие вас вопросы и помогут с выбором оборудования.
Типы пожарной сигнализации
В зависимости от типа установленных датчиков и извещателя, а также способа передачи охранного сигнала, выделяют три разновидности ОПС:
- Аналоговая. Широко используемый способ предупреждения пожара, Данная сигнализация срабатывает независимо от влияния человеческого фактора и наиболее эффективна в помещениях площадью до 200 м². Реагирует на повышение концентрации в воздухе угарного газа и температурного порога.
- Адресная. Рекомендуется для крупных объектов. Принцип работы системы основан на полном автоматическом контроле за работой всех извещателей и датчиков. Количество приборов подбирается исходя из площади объекта. Характеризуется более точным определением очага возгорания.
- Радиоканальная. Сигнализация действует по беспроводному принципу, охранный сигнал передается по радиоканалу на приемо-контрольный прибор, при обустройстве не требуется прокладки кабелей и линий.
Какой вариант организации системы безопасности выбрать, зависит от многих факторов и определяется для каждого здания индивидуально. Это может быть как комплекс, оснащенный самыми простыми ручными извещателями, так и мультисенсорными датчиками, реагирующими сразу на несколько факторов.
Монтажные работы
Наименование
Ед. изм.
Цена за единицу
1. Установка приборов приёмно-контрольных исполнительных устройств, источников вторичного электропитания
Расценки для учета затрат по проведению пусконаладочных работ в системах АПС
До ввода в действие сметно-нормативной базы в редакции 2017 года для оценки стоимости пусконаладочных работ систем автоматической пожарной сигнализации применялись расценки таблицы ФЕРп 02-01-002 «Автоматизированные системы управления II категории технической сложности». Но в Общих положениях Технической части Сборника № 2 «Автоматизированные системы управления» в новой редакции появились указания о том, что расценки отдела 1 Сборника не предназначены для определения сметной стоимости работ по системам автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации.
Насколько правомерно в настоящее время для учета затрат по проведению пусконаладочных работ в системах АПС использовать расценки из Сборника № 2 «Автоматизированные системы управления»?
Если неправомерно, то как быть?
Для построения адресной системы автоматической пожарной сигнализации использованы следующие основные компоненты:
Пульт контроля и управления с двухстрочным ЖКИ индикатором С2000-М.
Контроллер адресный двухпроводной подсистемы передачи извещений С2000-КДЛ.
Контрольно-пусковой блок с 6 исполнительными реле С2000-КПБ.
Блок индикации и управления С2000-БКИ.
Извещатель пожарный ручной адресный электроконтактный ИПР 513-ЗАМ
Извещатель пожарный дымовой оптико-электронный адресно-аналоговый ДИП-34А-03 (ИП212-34А)
Извещатель пожарный тепловой адресно-аналоговый максимально-дифференцированный С2000-ИП-03
Извещатель пламени ИК адресный С2000-Спектрон-207
Извещатель светозвуковой ЮОДб ОПОИ 124-7 (корпус бело-красный)
Следует отметить, что с вводом в действие сметно-нормативной базы в редакции 2017 года у разработчиков сметной документации прибавилось забот. В Технических частях Сборников появились незаметные на первый взгляд изменения, приведшие па самом деле к необходимости кардинального переосмысления принципов подхода к решению вопросов составления сметных расчетов на монтажные и . Одним из них явились изменения, внесенные в пункт 1.2.1 Общих положений Технической части Сборника ГЭСНп 81-05-02-2017 «Автоматизированные системы управления»:
«1.2.1. Сметные нормы сборника 2 отдела 1 распространяются на:
- автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП),
- системы централизованного оперативного диспетчерского управления;
- системы контроля и автоматического управления пожаротушением и противодымной защитой;
- телемеханические системы.
Сметные нормы сборника 2 отдела 1 не предназначены для определения затрат труда в сметной стоимости работ:
- по прецизионным поточным анализаторам физико-химических свойств сред и продуктов, обращающихся в технологическом процессе: рефрактометрам, хроматографам, октанометрам и другим аналогичным анализаторам единичного применения;
- по комплексам программно-технических средств вычислительных центров экономической или иной информации, не связанной с технологическими процессами;
по системам видеонаблюдения (охраны) с использованием телевизионных установок, громкоговорящей связи (оповещения), системам автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации и др., трудоемкость которых определяется по ГЭСНм сборника 10 “Оборудование связи”.».
В то время, как в ГЭСНп № 02 редакции 2014 года этим же пунктом утверждалось, что
«1.2.1. ГЭСНп части 2 распространяются на:
- автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП);
- системы централизованного оперативного диспетчерского управления;
- системы автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации;
- системы контроля и автоматического управления пожаротушением и противодымной защитой;
- телемеханические системы;
- аппаратно-программные средства вычислительной техники, в части, касающейся инсталляции и настройки программного обеспечения.
ГЭСНп части 2 отдела 1 не предназначены для определения затрат труда в сметной стоимости работ:
- по прецизионным поточным анализаторам физико-химических свойств сред и продуктов, обращающихся в технологическом процессе: рефрактометрам, хроматографам, октанометрам и другим аналогичным анализаторам единичного применения;
- по системам видеонаблюдения (охраны) с использованием телевизионных установок, громкоговорящей связи (оповещения) и др., трудоемкость которых определяется по ГЭСНм части 10 “Оборудование связи”.».
Обращаясь к Технической части Сборника ГЭСНм 81-03-10-2017 «Оборудование связи», а именно к положениям, относящимся к нормам Отдела 08 раздела 1 «Электрическая тревожная и пожарная сигнализация», также замечаем принципиальные изменения.
Общими положениями Сборника в редакции 2014 года утверждалось, что нормами раздела 1 отдела 08 «учтены затраты на установку приборов, аппаратов и проверку качества монтажа». Аналогичный пункт Технической части Сборника в редакции 2017 года гласит:
«1.10.114. В сметных нормах сборника 10 отдела 8 раздела 1 учтены затраты на установку приборов, аппаратов и проверку качества монтажа, индивидуальные испытания приборов систем пожарно-охранной сигнализации, устройств сигнализирующих объектовых, а также затраты на электрическую проверку и испытания указанных систем пожарно-охранной сигнализации в целом».
Между тем в вышеуказанных сметных нормах не было произведено никаких изменений в отношении ресурсов, необходимых для выполнения работ, в том числе и трудозатрат.
Также Общими положениями Сборника № 10 в редакции 2014 года (пункт 1.10.115) предписывалось дополнительно рассчитывать в сметах:
- затраты на электрическую проверку оборудования и испытания системы в целом при установке в систему пожарно-охранной сигнализации приборов приемно-контрольных и устройств сигнализирующих объектовых — по нормам ГЭСНп № 2 «Автоматизированные системы управления» для систем Iкатегории технической сложности (табл. 02-01-001);
- затраты на электрическую проверку и испытания систем охранно-пожарной сигнализации на базе программируемой логической станции (пульт контроля и управления) или АРМ (автоматизированное рабочее место) с использованием персонального компьютера, монтаж которых определяется по ГЭСНм № 11 «Приборы, средства автоматизации и вычислительной техники», в целом — по нормам ГЭСНп № 2 для систем IIиIIIкатегорий технической сложности (табл. 02-01-002 и 02-01-003).
В редакции 2017 года, вслед за изменением содержания пункта о затратах, учтенных нормами Сборника № 10, появилась и новая версия положения об определении затрат на испытания систем охранно-пожарной сигнализации:
«1.10.115. В сметных нормах сборника 10 отдела 8 раздела 1 не учтены:
- затраты на изготовление и монтаж конструкций, не входящих в комплект приемно-контрольных приборов;
- затраты на защиту блокировочного провода от механических повреждений фанерой, оргалитом и другими материалами, а также окраску заблокированной поверхности;
- затраты на эксплуатацию подъемных механизмов или устройство лесов при осуществлении работ на высоте 5 м и более;
- расход извещателей (датчиков);
- затраты на монтаж диодов, резисторов, устанавливаемых дополнительно (определяется проектом);
- затраты на монтаж оборудования (кроме датчиков) систем охранно-пожарной сигнализации на базе программируемой логической станции (пульт контроля и управления) или АРМ (автоматизированное рабочее место) с использованием персонального компьютера, определяемые по ГЭСНм сборника 11 «Приборы, средства автоматизации и вычислительной техники», а также затраты на испытания указанных систем охранно-пожарной сигнализации на базе программируемой логической станции или АРМ в целом, определяемые по ГЭСНп сборника 2 — по нормам для систем I категории технической сложности (табл. 02-01-001).».
Принимая во внимание, что указанная в вопросе система автоматизированной пожарной сигнализации обеспечена контроллером адресной двухпроводной подсистемы передачи извещений С2000-КДЛ, пультом контроля и управления С2000-М и т.д., а также в соответствии с порядком определения категории технической сложности систем по их характеристикам, приведенным в приложении 2.1 к Сборнику ГЭСНп №02, её можно классифицировать как систему II категории технической сложности. Но, в связи с тем, что при внесении изменений в Техническую часть Сборника ГЭСНм 81-03-10-2017 «Оборудование связи», в редакции 2017 года не был учтен указанный порядок, выбора сметчикам не оставили и затраты на пусконаладочные работы по АПС следует определять как для систем I категории технической сложности по нормам таблицы ГЭСНп 02-01-001.
Техническое обслуживание систем пожарной автоматики
Проведение технического обслуживания пожарной сигнализации требуется для поддержания её в работоспособном состоянии, своевременного выявления и устранения неисправностей. Требования о периодичности обслуживания и порядке проведения работ отражены в статье 61 Постановления Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года. И очень важно доверять проведение техобслуживания надёжной компании, в штат которой входят обученные специалисты — это станет залогом стабильной работы пожарной автоматики, а значит, и безопасности всего объекта.
Зачем нужно техническое обслуживание
Техническое обслуживание системы пожарной сигнализации и оповещения направлено на поддержание работоспособности средств пожарной автоматики и предупреждение возможных неисправностей. Работы по обслуживанию должны проводиться периодически и включать в себя проверку всех важных и ответственных узлов АПС. Основными устанавливающими порядок обслуживания пожарной сигнализации регламентирующими документами являются СП 5.131.30 2009, СП 3.131.30, РД 009-01-96, РД 009-02-96, а также ряд других нормативных актов.
Как часто нужно проводить обслуживание
График проведения работ по техобслуживанию пожарной автоматики устанавливается ответственными лицами, руководствуясь положениями регламента. При этом изменение графика возможно только в сторону уменьшения периода между проверками.
Все работы по обслуживанию условно можно разделить на ТО-1 и ТО-2, для которых установлена следующая периодичность:
ТО-1 проводится ежемесячно и включает в себя проведение визуального и технического осмотра средств АПС с последующим внесением записи в техническую документацию на объекте;
ТО-2 следует проводить каждый квартал. Помимо стандартных работ, входящих в ТО-1, также проверяются цепи питания и каналы связи, работоспособность систем оповещения.
Также регламентом предусмотрено проведение ремонтно-восстановительных работ: они выполняются по заявке ответственного лица и направлены на устранение выявленных повреждений и дефектов, в том числе возникших по вине третьих лиц.
Важно помнить, что от периодичности обслуживания пожарной сигнализации непосредственно зависит её работоспособность, пожарная безопасность всего объекта и безопасность находящихся в нём людей.
Что входит в техническое обслуживание пожарной автоматики
Согласно регламенту технического обслуживания пожарной сигнализации, работы включают в себя:
проведение визуального контроля работоспособности объектовых приборов, извещателей и оповещателей, прочего оборудования;
проверка стабильности работы программного обеспечения;
чистка разъёмов, продувка дымовых пожарных датчиков, прочего оборудования;
замеры ёмкости аккумуляторных батарей, при необходимости — их замена;
проверка электрических параметров (замеры сопротивления, силы тока, напряжения).
Любые виды выполненных работ должны быть отражены в журнале технического обслуживания средств безопасности на объекте.
Что влияет на цены техобслуживания
Регламентные работы по техническому обслуживанию пожарной сигнализации оцениваются, исходя из следующих факторов:
общего количества датчиков, приемно-контрольных приборов и исполнительных устройства на объекте;
типа установленной пожарной сигнализации: адресная или линейная;
класса пожаро- и взрывоопасности объекта;
производителя оборудования пожарной автоматики;
наличия систем автоматического пожаротушения, вентиляции и дымоудаления;
прочих факторов, рассматриваемых в индивидуальном порядке.
Важно помнить, что к обслуживанию средств АПС могут быть допущены исключительно квалифицированные работники, прошедшие соответствующее обучение.
Порядок и требования к проведению обслуживания АПС
Как было сказано выше, периодичность проверок устанавливается Заказчиком и Исполнителем, руководствуясь регламентом обслуживания пожарной сигнализации. Но при этом период между проверками не должен превышать одного месяца. Важно учитывать, что инспекторами пожарного надзора выполняются как плановые проверки (согласно разработанного и утверждённого графика), так и внеплановые.
Если по результатам проверок будет выявлено, что обслуживание систем пожаротушения проводится с нарушениями, то к ответственности привлекается как Заказчик, так и Исполнитель. Поэтому важно уделить должное внимание графику проведения работ по обслуживанию.
Ответственность за нарушение регламента
Руководствуясь положениями статьи 38 закона «О пожарной безопасности», ответственными за работоспособность систем АСП могут быть следующие лица;
распоряжающиеся объектом по договору аренды лица;
назначенные руководством или собственником объекта ответственные лица.
При выявлении нарушений в ходе обслуживания пожарной сигнализации ответственность может быть дисциплинарной, административной или уголовной. Всё зависит от тяжести нарушения и последующих за ним последствий.
Требования к оформлению документации
Проведение работ включает в себя обязательное заполнение документов по обслуживанию пожарной сигнализации, хранящихся на объекте у ответственного лица. К ним относятся:
Акт о периодической проверке состояния и работоспособности средств АПС.
Журнал проверок систем пожарной сигнализации.
Журнал выполненных работ по обслуживанию АПС.
Любые работы с АПС должны быть отражены в журнале, при необходимости — закреплены составленными и подписанными сторонами актами. Важно помнить, что инспекторы пожарного надзора вправе затребовать документацию для проверки и установления периодичности обслуживания пожарной автоматики.
Почему выбирают нас
Мы выполняем весь спектр работ по техническому обслуживанию систем автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре. Работаем с предприятиями всех форм собственности, вне зависимости от категории пожароопасности и сложности объекта. Помимо штата обученных и аттестованных монтажников систем ОПС, компания владеет всем необходимым и установленным регламентом инструментом. Наша деятельность лицензирована, при проведении работ специалисты компании строго придерживаются требований руководящей документации.
Проконсультироваться со специалистами или заказать обследование объекта можно, позвонив нам по телефону или написав через форму обратной связи.
«Типовая инструкция по эксплуатации автоматических установок пожарной сигнализации на энергетических предприятиях. РД 34.49.504-96»
Исполнители: Д.А. Замыслов, А.Н. Иванов, А.С. Козлов, В.М. Стариков.
Согласовано с Департаментом Генеральной инспекции по эксплуатации электростанций и сетей РАО «ЕЭС России» 13.03.96.
Начальник Н.Ф. Горев.
Утверждено Департаментом науки и техники РАО «ЕЭС России» 14.03.96.
Начальник А.П. Берсенев.
В настоящей Типовой инструкции приведены основные требования к эксплуатации автоматических установок пожарной сигнализации на энергетических предприятиях.
Указан порядок приемки установок в эксплуатацию.
Определена ответственность за эксплуатацию автоматических установок пожарной сигнализации, приведены необходимая рабочая документация и требования по подготовке персонала.
Указаны основные требования техники безопасности при эксплуатации установок пожарной сигнализации.
Приведены формы журнала учета технического обслуживания и ремонта установок пожарной сигнализации, акта приемки автоматической установки пожарной сигнализации, примерный регламент технического обслуживания установок пожарной сигнализации.
С выходом данной Типовой инструкции утрачивает силу «Типовая инструкция по эксплуатации автоматических установок пожарной сигнализации на энергетических предприятиях Минэнерго СССР: ТИ 34-00-039-85», (М.: СПО Союзтехэнерго, 1985).
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Настоящая Типовая инструкция обязательна для руководителей энергопредприятий, начальников цехов и лиц, назначенных ответственными за эксплуатацию автоматических установок пожарной сигнализации (АУПС).
Под автоматическими установками пожарной сигнализации следует понимать как самостоятельные системы, так и входящие в состав автоматических установок пожаротушения (АУП).
1.2. Инструкция является основным ведомственным документом, определяющим организацию и порядок эксплуатации АУПС.
1.3. На каждом энергопредприятии должна быть составлена местная инструкция, учитывающая особенности данного энергопредприятия и местные условия. Местные инструкции следует разрабатывать в соответствии с заводской эксплуатационной документацией на приборы, оборудование и другие элементы, входящие в состав установок, а также с учетом требований данной Типовой инструкции.
1.4. Ответственность за организацию эксплуатации и техническое состояние установок возлагается на главного технического руководителя энергопредприятия. В соответствии с требованиями действующих ПТЭ из числа эксплуатационного персонала энергопредприятия назначаются лица, подготовленные к проведению работ по техническому обслуживанию и ремонту установок.
1.5. На энергопредприятии должна быть следующая техническая документация на установки:
утвержденная проектная документация со всеми последующими изменениями, внесенными проектной организацией;
акт приемки и сдачи установки в эксплуатацию;
паспорта и другая эксплуатационная документация на оборудование и приборы, входящие в состав установки;
местная инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию с регламентом работ по техническому обслуживанию;
план-график выполнения работ по техническому обслуживанию, утвержденный главным техническим руководителем энергопредприятия;
журнал учета технического обслуживания и ремонта установок пожарной сигнализации (Приложение 1).
1.6. Круглосуточный контроль за работоспособностью АУПС должен осуществлять оперативный (дежурный) персонал энергопредприятия. Права и обязанности персонала должны быть приведены в местных, должностных или специальных инструкциях.
1.7. Состояние установок должно отражаться в оперативном журнале при приемке и сдаче смены.
1.8. Все выявленные неисправности должны заноситься в журнал (карточку) дефектов и неполадок с оборудованием и устраняться в кратчайшие сроки.
1.9. На энергопредприятии приказом должно быть назначено лицо, отвечающее за эксплуатацию АУПС. В обязанности этого лица входит:
организация проведения своевременного технического обслуживания и ремонта, а также устранения выявленных неисправностей в процессе эксплуатации в кратчайшие сроки;
ведение эксплуатационной документации по АУПС;
контроль за своевременным предъявлением рекламаций предприятиям-изготовителям по качеству приборов, оборудования и другим элементам, входящим в состав установки;
учет всех случаев неисправностей и ложной работы АУПС с установлением причин;
организация расследования всех случаев отказов АУПС во время загораний и оформление актов;
организация обучения обслуживающего и оперативного персонала.
1.10. Персонал, выделенный для технического обслуживания и текущего ремонта АУПС, должен пройти обучение и сдать экзамен в соответствии с требованиями «Правил организации работы с персоналом на предприятиях и в учреждениях энергетического производства: РД 34.12.102-94». (М.: СПО ОРГРЭС, 1994).
Обучение может проводиться на базе учебных комбинатов АО энергосистем или непосредственно на энергопредприятии.
2. ПРИЕМКА АУПС В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
2.1. Для приемки АУПС в эксплуатацию должна быть создана комиссия в составе представителей:
энергопредприятия (председатель комиссии);
монтажной (наладочной) организации;
государственного пожарного надзора или объектовой пожарной части.
2.2. Приемка должна производиться по специальной программе, разрабатываемой организацией, производившей наладку АУПС, и утвержденной главным техническим руководителем предприятия.
При этом должны производиться внешний осмотр, проверка соответствия монтажа проектной документации и испытания АУПС на работоспособность.
2.3. Комиссия должна произвести приемку АУПС в трехдневный срок со дня предъявления. При обнаружении комиссией отдельных несоответствий выполненных работ проектной документации должен быть составлен протокол с указанием выявленных несоответствий и организаций, ответственных за их устранение. Эти организации обязаны в десятидневный срок устранить указанные в протоколе несоответствия, после чего вновь производится приемка.
2.4. Комиссии должна быть предъявлена следующая документация:
проект установки с внесенными изменениями;
паспорта и эксплуатационные инструкции заводов-изготовителей на приборы, аппаратуру и другие элементы, входящие в состав АУПС;
протоколы проверок отдельных элементов АУПС;
ведомости дефектов и недоделок;
местная инструкция по эксплуатации АУПС. Инструкция должна быть разработана не менее чем за один месяц до приемки АУПС в эксплуатацию.
2.5. Приемка АУПС оформляется актом (Приложение 2).
3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АУПС
3.1. Организационные мероприятия по техническому обслуживанию включают в себя:
3.1.1. Подготовку необходимой документации (проектная документация, принципиальные электрические и монтажные схемы, заводская документация на приемную аппаратуру и извещатели, инструкции, программы и т.д.).
3.1.2. Подготовку измерительных приборов, специальных испытательных стендов, инструмента.
3.1.3. Оформление организационных и технических мероприятий по технике безопасности при проведении работ.
3.1.4. Согласование с руководством энергопредприятия возможного отключения проверяемой аппаратуры и принятие мер по усилению противопожарного режима в помещениях с отключенной на время технического обслуживания сигнализацией.
3.1.5. Оформление необходимых записей в журнале учета технического обслуживания и ремонта установок пожарной сигнализации.
3.2. Для поддержания АУПС в постоянной готовности к действию должны выполняться следующие виды работ:
внешний осмотр установки;
внутренний осмотр аппаратуры установки;
проверка электрических параметров аппаратуры;
проверка работоспособности установки;
3.3. При новом включении АУПС, а также после их ремонта или реконструкции производятся в полном объеме работы по пп. 3.5 — 3.8.
3.4. Периодичность работ по техническому обслуживанию устанавливается заводской эксплуатационной документацией на аппаратуру и составные элементы установки, а также требованиями местных инструкций.
Примерный регламент работ по техническому обслуживанию приведен в Приложении 3.
3.5. При внешнем осмотре АУПС проверяется:
3.5.1. Соответствие проекту установленной аппаратуры, контрольных кабелей и других составных частей установки (проводится только при новом включении).
3.5.2. Надежность крепления пожарных извещателей по месту их установки, приемных станций и пультов на панелях, в шкафах.
3.5.3. Состояние уплотнений дверок шкафов, крышек соединительных коробок, приемных станций и пультов; отсутствие механических повреждений аппаратуры установок.
3.5.4. Состояние окраски шкафов, панелей, соединительных коробок, ящиков зажимов и т.п.; отсутствие грязи и пыли.
3.5.5. Состояние автоматических выключателей питания, рубильников, переключателей, кнопок сигнальных лампочек на пультах и приемных станциях, световых табло, аварийных звонков, сирен и т.д.
3.5.6. Состояние монтажа проводов и кабелей, контактных соединений на рядах зажимов, в распределительных коробках, шкафах, на панелях и т.д.
3.5.7. Состояние и правильность выполнения заземлений приемной аппаратуры установок.
3.5.8. Наличие и правильность выполнения надписей на всей аппаратуре АУПС, маркировки кабелей, проводов.
3.6. При внутреннем осмотре проверяется (проводится после истечения гарантийного срока):
3.6.1. Состояние уплотнений кожухов, целостность кожуха и передних панелей приемной аппаратуры.
3.6.2. Наличие и целостность деталей, правильность их установки и надежность крепления.
3.6.3. Наличие пыли и посторонних предметов на деталях аппаратуры.
3.6.4. Состояние контактных поверхностей разъемов, штекеров, гнезд, качество паек.
3.6.5. Проверка люфтов, зазоров, прогибов, натяжений и т.п. различных элементов.
3.7. При проверке электрических параметров аппаратуры необходимо выполнить измерение:
значений напряжений питания приемных станций, концентраторов, выпрямительных блоков, извещателей;
значений напряжения и тока в сигнальных линиях;
электрических параметров электрических схем приемной аппаратуры и извещателей в контрольных точках по паспортным данным;
значений сопротивления изоляции цепей питания и контроля установок;
электрической прочности цепей питания и контроля;
значений сопротивления лучевых линий.
3.8. При определении работоспособности АУПС следует проверить:
3.8.1. Работоспособность электрической схемы приемных станций и пультов в дежурном режиме, имитацию сигналов «повреждение», «тревога» и «пожар». Одновременно в этих режимах составляется карта распределения потенциалов по основным узлам и элементам электрической схемы приемной аппаратуры.
3.8.2. Работоспособность каждого пожарного извещателя установки.
3.8.3. Исправность работы выносной сигнализации (на блочном и центральном щитах управления, панелях пожаротушения и т.п.) во всех режимах работы АУПС, а также при переходе с основного питания на резервное и обратно.
3.8.4. Взаимодействие элементов включения АУП с соответствующими элементами аппаратуры пожарной сигнализации (в случае, когда пожарная сигнализация является составной частью АУП).
3.8.5. Работу установки с рабочего места оператора.
3.9. При выявлении неисправности в процессе проведения работ по пп. 3.5 — 3.8 должны устраняться немедленно. Устранение неисправностей производится путем замены и восстановления отдельных составных частей аппаратуры (элементов, узлов, блоков) без полной ее разборки, а также выполнением регулировочных работ.
Эти работы производятся либо на испытательных стендах (проверка реле, отдельных плат, блоков, промежуточных устройств, отдельных видов извещателей и т.д.), либо по месту. В последнем случае электрические цепи проверяемой аппаратуры с другими устройствами должны быть разобраны.
4.1. Ремонту подвергается аппаратура и другие составные части АУПС, выработавшие свой ресурс, а также пришедшие в негодность. Необходимость ремонта определяется при техническом обслуживании АУПС.
4.2. При ремонте производится поузловая разборка всей установки, замена отработавших элементов, сборка и регулирование.
4.3. Для своевременной замены вышедших из строя извещателей, блоков и других составных частей и элементов АУПС на энергопредприятии должен быть их запас, который должен составлять не менее 10% количества, входящего в установку.
4.4. Запасные изделия и приборы должны храниться в специально выделенном месте с соблюдением правил хранения, установленных заводской документацией на них.
4.5. В период действия гарантийного срока устранение возникших неисправностей и дефектов приемной аппаратуры и извещателей должно производиться заводами-изготовителями, а линейной части — организацией, осуществляющей монтаж.
4.6. В процессе капитального ремонта устанавливать взамен вышедших из строя узлов, деталей и приборов пожарной сигнализации иные по принципу действия вместо предусмотренных в проекте запрещается.
4.7. На энергопредприятии для проведения ремонта, регулирования и настройки аппаратуры и приборов должны быть организованы специальные стенды.
5. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
5.1. К работе по техническому обслуживанию и ремонту АУПС допускаются специалисты, имеющие практические навыки в обслуживании и ремонте аппаратуры, знающие действующие Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок и имеющие квалификационную группу по электробезопасности не ниже третьей.
5.2. Лица, допустившие нарушения требований действующих ПТЭ, ПТБ и настоящей Типовой инструкции, подвергаются внеочередной проверке, а в зависимости от характера нарушения — наказываются в дисциплинарном или в судебном порядке.
5.3. Проведение работ по техническому обслуживанию АУПС должно производиться бригадой, состоящей, как минимум, из двух человек.
5.4. Ремонт приборов и узлов должен производиться при отключенном электропитании.
5.5. Работы по техническому обслуживанию следует производить только исправным инструментом. Рабочие места должны быть хорошо освещены.
5.6. При проведении работ по техническому обслуживанию радиоизотопных извещателей (КИ, РИД) и их хранении необходимо руководствоваться заводскими инструкциями и действующими Основными санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений ОСП-72/87.
5.7. Аппаратура и приборы АУПС должны включаться в сеть с напряжением, соответствующим ее паспортным данным.
5.8. Каждый несчастный случай, а также другие случаи нарушения требований ПТБ должны быть тщательно расследованы в соответствии с установленным порядком.