Автомобили LADA (ВАЗ) Руководство по ремонту ВАЗ 2110-2112, Лада Priora, Kalina
Снятие и установка электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя.
Вам потребуются: ключ «на 10», отвертка с плоским лезвием.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
3. Отверните три гайки крепления электродвигателя вентилятора к кожуху…
4. …и снимите кожух с электродвигателя.
5. Отверните гайку крепления крыльчатки к электродвигателю…
6. …и снимите крыльчатку с вала электродвигателя.
7. Установите электродвигатель вентилятора в порядке, обратном снятию.
Ремонт и диагностика автомобилей ВАЗ.
замена датчика положения распределительного вала калина, регулировка сцепления у калины, сняти ебампера ваз калина, электродвигателя вентилятора системы охлаждения. калина, снять установить задний бампер ваз 2112, не обучается ключ лада, лада калина отопитель, органы управления калина, система выпуска газов Калина, ваз 2112 неисправности, диагностика рулевых наконечников калина, как проверить снятый контроллер лада калина, панель управления ваз 2112
Вентиляторы. Турбовентиляторы. Расчет и подбор вентиляторов
где ΔQ – количество тепла, передаваемое телу; m – масса тела; ΔT – разница температур; C – удельная теплоемкость.
Из приведенной формулы можно сделать важные выводы. Если ΔQ и С – величины постоянные, то чем больше ΔT , тем меньше m. И еще: количество тепла ΔQ, которое может быть передано от одного тела другому, прямо пропорционально разнице температур этих двух тел ΔT. Относительно теплообмена в радиаторе системы охлаждения это означает: чем больше разница температур охлаждающей жидкости и окружающего воздуха ΔT (Tж–Tв), тем меньший поток воздуха F, кг/с, требуется для охлаждения. Эта зависимость представлена на рис. 1. Из графика видно: когда температура окружающего воздуха приближается к температуре охлаждающей жидкости, т. е. ΔT уменьшается почти до нуля, требуемый поток воздуха стремительно увеличивается.
Этот и приведенные ниже графики построены на основе реальных испытаний.
Ветродуй
Ветродуй
Больше скорость — лучше охлаждение, но это верно лишь отчасти. По мере разгона, при прочих равных условиях, мощность двигателя и количество теплоты, «сбрасываемой» в систему охлаждения, растут почти по кубу скорости, а напор ветра — только по квадрату. Случается, при оптимальных 90–100 км/ч охлаждения хватает даже с грязным радиатором, а при максимальной скорости электровентилятор уже не выключается. До перегрева один шаг — лучше сбросить газ. Конечно, есть режимы движения и потяжелей — тоже связанные с отдачей большой мощности, но при малых скоростях, когда встречный поток слаб или его нет (при попутном ветре). Двигаясь на первой передаче в глубоком песке, на крутом подъеме горной дороги, буксируя по грязи другой автомобиль, без принудительного обдува радиатора не обойдешься! Его отказ — как приговор двигателю.
Есть два типа приводов вентилятора — механический (обычно клиноременной передачей) и электрический. У первого обороты крыльчатки и двигателя жестко связаны. При низких оборотах и большой нагрузке это опасно: обдув слаб. На других режимах вентилятор, постоянно вращаясь, неоправданно расходует мощность двигателя и топливо, а после пуска в мороз замедляет прогрев мотора. Более «сознателен» привод с вискомуфтой — он отслеживает температуру охлаждающей жидкости в радиаторе. Такую систему получил «УАЗ-Патриот».
Электровентилятор экономичней: работает, лишь когда это необходимо, причем его мощность в несколько раз меньше мощности механического вентилятора, раскрученного до максимальных оборотов. Но при малых оборотах двигателя и высокой нагрузке механический «ветродуй» уступает электрическому, последний эффективнее. При больших нагрузках и оборотах двигателя электровентилятор обычно уступает механическому — на высоких оборотах у последнего больше расход воздуха. Выбор типа — дело конструктора. Сегодня на легковых авто преобладают электровентиляторы.
В механическом вентиляторе вроде бы отказать нечему. Разве что лопасти кое-кто ухитрялся обламывать или от недосмотра рвался ремень. Последний чем только не заменяли в дороге! Да и как иначе, если на некоторых машинах он же приводит и помпу системы охлаждения. А поломки электровентилятора отличаются большим разнообразием.
Часто он не работает из-за отказа температурного датчика, о капризах которого (особенно на карбюраторных автомобилях, с датчиком в радиаторе) мы не раз говорили. Причины? Это, например, обгорание контактов датчика в дорожных пробках, когда он, многократно включаясь и отключаясь, приходит в негодность. Стабильней работает датчик в головке блока, как сделано на большинстве впрысковых автомобилей. Есть, впрочем, и исключения вроде инжекторных автомобилей ГАЗ с традиционным датчиком в радиаторе.
Некоторые умельцы, не доверяя датчику, ставят дополнительный выключатель, чтобы аварийно включить вентилятор, если потребуется. Наше отношение к идее неоднозначное. Как узнать, что пора его включить? Не дай бог, если датчик температуры и вправду врет или вы забывчивы. На взгляд автора, штатная система более привлекательна — есть резон поддерживать ее в исправном состоянии, а не городить огород.
Энергия, необходимая для создания воздушного потока заданной величины
Теперь рассмотрим зависимость энергопотребления привода вентилятора от величины воздушного потока и его скорости.
Как известно из классической механики, количество энергии, необходимой для приведения тела в движение, пропорционально скорости тела в квадрате:
где E – энергия; m – масса; v – скорость.
Применительно к системе охлаждения из этого уравнения следует: чтобы увеличить поток воздуха, проходящий через радиатор, необходимо увеличить скорость потока, если эффективная площадь радиатора остается неизменной.
Отношение величины воздушного потока и энергии, необходимой для создания этого потока, выражается «законом вентилятора»:
где Е1 – энергия, затрачиваемая для создания существующего воздушного потока; Е2 – энергия, необходимая для создания будущего воздушного потока; F1 – величина существующего воздушного потока; F2 – величина необходимого воздушного потока.
Из этого уравнения можно сделать важный вывод: энергия, необходимая для увеличения воздушного потока, пропорциональна отношению новой и старой величин потока в третьей степени. То есть, чтобы увеличить поток воздуха через радиатор в 2 раза, надо увеличить количество энергии в 8 раз (даже без учета возрастания аэродинамического сопротивления радиатора).
На рис. 2 изображена относительная зависимость между мощностью, потребляемой вентилятором, и величиной воздушного потока.
Принципы разработки систем охлаждения
Проектирование системы охлаждения обычно начинают с выбора максимальной рабочей температуры, т. е. максимальной температуры окружающего воздуха, при которой система охлаждения способна поддерживать температуру охлаждающей жидкости двигателя на заданном уровне.
После выбора максимальной рабочей температуры можно определить расчетный перепад температур ΔT в системе и величину необходимого воздушного потока. Чем выше выбранная максимальная рабочая температура, тем больше величина необходимого воздушного потока.
Проще говоря, если мы рассчитываем систему охлаждения для работы в средней полосе, взяв за максимум температуру окружающего воздуха +35 °С, нам потребуется менее мощный вентилятор, чем в случае, когда система охлаждения будет рассчитана на работу при +50 °С.
Для создания оптимальной по характеристикам системы охлаждения следует учитывать факторы, перечисленные далее.
Вентилятор ВАЗ 2103 системы охлаждения двигателя электрический с крыльчаткой.
Уважаемые покупатели, во избежание ошибок при отправке э лектровентилятора ВАЗ-2103 с крыльчаткой , в строке «Комментарий» указывайте модель вашего автомобиля, год выпуска.
На автомобилях ВАЗ 2103-2107, ВАЗ 2108-099, ВАЗ 2110 для обдува радиатора системы охлаждения воздухом предусмотрен электровентилятор 70.3730 . Он включается при срабатывании датчика-выключателя 37101Б, установленного в нижней части правого бачка радиатора. Ранее питание на электродвигатель вентилятора подавалось через реле. В этом случае применялся датчик температуры ТМ-108. В настоящее время схема электровентилятора упрощена и питание электродвигателя производится непосредственно через контакты датчика-выключателя. Датчик неразборный – в случае неисправности подлежит замене.
Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106, 2103, 2101: 1 — шланг подвода охлаждающей жидкости в радиатор отопителя; 2 — шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 3 — кран отопителя; 4 — радиатор отопителя; 5 — трубка отвода жидкости; 6 — шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы; 7 — расширительный бачок; 8 — подводящий шланг радиатора; 9 — пробка радиатора; 10- верхний бачок радиатора; 11 — трубка радиатора; 12 — электровентилятор; 13 — нижний бачок радиатора; 14 — отводящий шланг радиатора; 15 — насос охлаждающей жидкости; 16 — шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 17- термостат; 18 — перепускной шланг термостата.
Электродвигатель 70.3730 – постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Установлен в кожухе, закрепленном на кронштейнах радиатора. При эксплуатации электродвигатель обслуживания не требует, неисправный подлежит замене.
Технические характеристики Электровентилятора системы охлаждения двигателя с крыльчаткой 70.3730
Замена вентилятора системы охлаждения двигателя на Волговский
Летом в Саратове обычно жарко, а в машине, едущей по пробкам днём жарко от слова "совсем". Уже третий сезон в системе отопления трудится кониционер, собранный из деталей от климатических установок Приоры. И третий сезон наличие кондиционера оборачивается разными негативными явлениями. Например, в первый сезон кондиционер превращал машину с 1.5-литровым 8-клапанным мотором в тыкву. В смысле, после нажатия заветной кнопки включения кондёра автомобиль демонстрировал отчётливо овощное поведение на дороге. После первого сезона 8-клапанник достиг 100 000 км пробега и закономерно попросил капремонта, но вместо этого был заменён 126-м мотором, так что с овощными метаморфозами удалось разобраться автоматически.
Второй сезон пролетел под звук детонации в двигателе и при адском пекле в салоне. Я отучился слушать музыку и радио в поездках — летом задача заключалась в таком выборе передачи и нажатии на педаль акселератора, при которых не слышно звона двигателя. Как потом выяснилось при покатушках с запущенным OpenDiag, слух мой натренировался довольно прилично: ЭБУ выкидывал флаг детонации лишь чуть раньше, чем я её успевал услышать. А причиной же адского пекла были признаны термостат и вентиляторы системы охлаждения.
Перед третьим сезоном термостат был отправлен на пенсию и заменён самоделкой, изготовленной из термостата Гранты, а система управления двигателем перенесла операцию по пересадке моторной косы и перепрошивке ЭБУ (детонацию таки удалось победить). Однако перегрев у машины всё же случался — только на жаре более 32 градусов в тени, стоя со включенным кондиционером в пробке на солнце. Или при езде в гору по жаре с включенным кондиционером. Причём отправлять всё избыточное тепло в салон включением печки на обогрев стало бесполезно — термостат-самоделка перестал быть бутылочным горлышком в системе охлаждения и честно стал отправлять весь доступный антифриз в радиатор. Поездки превратились в последовательные термоудары: двигатель остыл -> включили кондиционер -> ошарашили пассажиров потоком холодного воздуха -> нагрели двигатель до красной зоны -> выключили кондиционер, ошпарили пассажиров горячим воздухом из открытых окон. Стало понятно, что не справляется вентилятор СОД (приоровский, 8-лопастный от Лузар).
3 дня назад сложившаяся ситуация, помноженная на прогноз погоды, вынудила искать решение в замене вентилятора на что-то более производительное. Причём это производительное требовалось ещё и присобачить как-то на место штатного вентилятора. Примерял кожух вентиляторов от Шеви-Нивы — не лезет. Читал про вентилятор от Калины с кондиционером — не нашёл у нас в городе (признаюсь, не сильно старался — душила жаба). В итоге остановился на простом решении: поставить вентилятор от Волги с 406-м или Крайслеровским мотором. Выторговал на базаре рамку вентилятора от Газели, прикинул — впихнуть можно, нужно только по месту подогнать "ушки" крепления. Превращать процесс подгонки в сборку-разборку автомата Калашникова не хотелось, так что на ближайшей к даче разборке Газелей купил (о чудо!) Бошевский электровентилятор с 7-лопастной крыльчаткой.
Естественно, я сразу снял вазовский вентилятор вместе с рамкой и естественно, тут же переварил "уши" так, как было на нём. Естественно, зря.
Полез вставлять чудо немецкой инженерной мысли, и тут же столкнулся с тем, что оно упирается снизу в балку передней подвески, а сверху — в "телевизор". Причём в балку изделие упиралось одним из лучей, идущих от обруча к мотору. Естественно, поленился срезать внешние уши и вместо этого решил срезать и переварить лучи. Переварил, но после установки на место крыльчатка вентилятора стала цепляться за обруч. Причём не сразу, а только после того, как сама она и обруч прогреются потоком прокачиваемого воздуха. В общем, пришлось всё разбирать, лучи переваривать так, чтобы зазоры между крыльчаткой и обручем были везде строго одинаковые, а вместо вершнего и нижнего "ушей" крепления выдумывать что-то новое и оригинальное (читай, колхозить).
В итоге, нижнее крепление вообще не используется — обруч зажат между балкой и радиатором так, как будто весь этот узел для него и создавался, в качестве верхнего креппеления использован болт М6, входящий в специально изготовленную пластину.
Сидит обруч между телевизором, радиатором и балкой плотно, по левому борту притянут за "уши" к радиатору двумя болтами, сверху от выскальзывания зафиксирован пластиной с отверстиями. Электрика у меня уже переделана, так что изменений не потребовалось — только вместо предохранителя пришлось использовать отрезок провода сечением примерно 0.5 мм². Работает немецкое изделие, кстати, тише прежнего лузаровского, поток создаёт, судя по поведению машины, достаточный, а тонкий в сечении "обруч" не перекрывает встречный поток воздуха, так что вентиляция под капотом сейчас как у шотландца под килтом.
Замена электродвигателя вентилятора радиатора системы охлаждения ВАЗ-2110, ВАЗ-21102
Как снять электродвигатель вентилятора охлаждения двигателя Ваз 2110
Снятие электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя на автомобиле Ваз 2110 производят для его замены на новый в случае выхода из строя. На автомобилях применяются двигатели типа МЭ-272, они не разборные, то есть ремонтонепригодные. Для выполнения демонтажных работ подготовьте стандартный набор инструментов и проделайте следующую последовательность действий:
- В первую очередь необходимо обесточить автомобиль, отсоединив клемму минус от аккумуляторной батареи.
- Разъедините колодку с проводами питания электродвигателя, предварительно разрезав пластиковые хомуты, удерживающие жгут проводов на кузове.
- Выкручиваем два болта крепления кожуха вентилятора с левой стороны.
- Теперь разрезаем хомут крепящий тягу дроссельной заслонки на кожухе вентилятора.
- Выкручиваем гайку верхнего крепления кожуха к радиатору и одну гайку крепления кожуха к кузову.
- Выкручиваем гайку нижнего крепления кожуха и вынимаем его из моторного отсека.
- Отсоединяем от кожуха держатель проводов.
- Выкручиваем гайки крепления вентилятора. Снимаем гайки и расположенные под ними пружинные шайбы.
- Снимаем электродвигатель.
- Торцовой головкой выкручиваем гайку крепления крыльчатки к двигателю и снимаем ее вместе с шайбой.
- Снимите крыльчатку.
- Проверьте состояние резиновых подушек на кожухе, если они потрескались или потеряли свою эластичность, замените их на новые.
- Выполнив замену изношенных деталей, сборку и установку проведите в обратной последовательности.
На этом ремонтные работы по снятию электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя на автомобиле Ваз 2110 завершены.
Конструкция
Схема системы охлаждения
В состав системы охлаждения входит множество компонентов. Среди интересующих нас сегодня, которые могут вызвать неполадки вентилятора радиатора, отметим:
- Электрический вентилятор. Данный агрегат включается в работу, когда температура охлаждающей жидкости достигает отметки в 100-105 градусов по Цельсию;
- Датчик включения вентилятора. Он настроен срабатывать именно в диапазоне указанных температур. Располагается датчик на входном патрубке блока цилиндров (маркировка с завода датчика — LS0112);
- Предохранитель с маркировкой F7. Он находится в монтажном блоке;
- Реле вентилятор. Этот агрегат вы найдете уже в салоне, под правой панелью передней консоли.
Если на вашем ВАЗ 2110 не работает вентилятор радиатора, причину неисправности следует искать как раз в указанных выше элементах системы. Хотя может иметь место одна ситуация, при которой электрическая схема не имеет никакого отношения к неисправности.
Замена электродвигателя вентилятора радиатора системы охлаждения Ваз 2110 Лада
Для привода вентилятора на автомобиле применяется электродвигатель постоянного тока типа МЭ-272.
Данные для проверки:
1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи. | ||
2. Расстегните или разрежьте хомут, стягивающий жгуты проводов, и разъедините колодки с проводами вентилятора и жгута проводов. | ||
3. Отверните два болта крепления кожуха вентилятора с левой стороны. | ||
4. Расстегните или разрежьте хомут, крепящий тягу дроссельной заслонки на кожухе вентилятора. | 5. Отверните гайку 1 верхнего крепления кожуха к радиатору и гайку 2 крепления кожуха к кузову. | 6. Снизу автомобиля отверните гайку нижнего крепления кожуха. |
7. Снимите кожух с вентилятором с автомобиля. | 8. Снимите держатель проводов с кожуха. | 9. Отверните три гайки крепления электродвигателя к кожуху. Снимите с каждого болта пружинную шайбу. |
10. Снимите электродвигатель с кожуха. | 11. Отверните гайку крепления крыльчатки к элетродвигателю и снимите шайбу. | 12. Снимите крыльчатку с электродвигателя. |
13. Замените порванные или потерявшие эластичность подушки на кожухе вентилятора. Для этого сначала выньте из подушек распорные втулки, а затем и сами подушки. Установите новые подушки в порядке, обратном снятию. | ||
14. Установите электродвигатель на кожух в порядке, обратном снятию. Замените порванную или потерявшую упругость подушку верхнего крепления (металлическую распорную втулку, установленную в подушке, переставьте на новую подушку). | ||
15. Установите кожух с вентилятором на автомобиль в порядке, обратном снятию. При этом обратите внимание, что под гайкой верхнего крепления кожуха к кузову установлены плоская 1 и пружинная 2 шайбы. |
Номинальная частота вращения вала при нагрузке электродвигателя крыльчаткой, мин-1 | 2500–2800 |
Потребляемая сила тока при указанной частоте вращения и нагрузке, А, не более | 15,3 |
Электродвигатель в процессе эксплуатации не требует обслуживания и неремонтопригоден. При обнаружении неисправностей в работе электродвигателя его необходимо заменить.