Как выбрать воздушный клапан отопления для стравливания избыточного воздуха и давления в системе
Как выбрать воздушный клапан отопления для стравливания избыточного воздуха и давления в системе?
Доброе время суток, дорогой читатель! Многим жителям многоквартирных домов уже доставили массу неудобств воздушные пробки в системе теплоснабжения. Казалось бы, уже начался отопительный сезон, система водой заполнена, а батареи в некоторых комнатах остаются холодными полностью или частично. Поможет в этом случае, только своевременный сброс скопившегося воздуха из обогревающих приборов. Быстро это можно сделать через воздушный клапан для отопления, который предусмотрительно должен быть установлен в систему ещё во время сборки системы.
Причины и последствия пробок в открытой системе отопления с естественной циркуляцией
Ситуации, когда некоторые радиаторы не прогреваются совсем или прогреваются частично происходит из-за воздуха, скопившегося в приборе. Он является препятствием для полного заполнения всех секций батареи теплоносителем.
Если система отопления открытого типа с естественной циркуляцией, то причинами появления воздушных пробок в ней могут стать:
- несоблюдение уклонов труб во время монтажа;
- заполнение контура водой с использованием расширительного бака;
- мероприятия по ремонту системы и слив из неё воды;
- слишком быстрое заполнение контура водой при пуске системы;
- подача воды при заполнении системы осуществлялась из её верхней точки;
- плохая работа воздухоотводчиков или их отсутствие;
- постепенное выделение пузырьков воздуха из воды при нагреве, что относится к естественным физическим явлениям.
Негативными последствиями завоздушивания системы отопления могут стать:
- плохая циркуляция теплоносителя или её полная остановка;
- снижение эффективности обогрева помещения;
- коррозийное разрушение металла изнутри приборов под воздействием кислорода; в виде булькания и журчания, что нарушает комфортную акустику в жилище.
Причины и последствия пробок в закрытой системе с принудительной циркуляцией
Кроме тех же причин, которые приводят к завоздушиванию открытый контур, на возникновение пробок в закрытой системе отопления могут повлиять и другие причины:
- ;
- недостаток мощности циркуляционного насоса;
- проникновение воздуха в систему через разболтанное место крепления крыльчатки насоса.
Последствия завоздушивания систем с циркуляцией принудительного типа могут быть более опасными, например:
- может прогореть корпус теплообменника газового котла;
- произойти разрушение целостности контура в местах стыковки элементов;
- треснут от размораживания радиаторы, в которые не поступает горячая вода.
Как избавиться от пробки
Выбор способа сброса воздуха из контура отопительной системы зависит от её конфигурации и особенностей организации циркуляции теплоносителя — естественная или принудительная.
При естественной циркуляции сброс воздуха осуществляется через расширительный бачок, установленный в самом высоком месте. Это возможно, только при условии свободного перемещения воздуха по трубам к месту размещения расширительного бачка. Для этого, в системе обязательно предусмотрен уклон трубопроводов, а на выходе из теплообменника котла монтируется шариковый или электромагнитный обратный клапан.
Системы с режимом принудительной циркуляции и наличием нижней разводки оборудуются воздухосборником в самом высоком месте. Подъём теплоносителя происходит в подающей магистрали в направлении его движения.
Обратный трубопровод в том же направлении имеет уклон, что даёт возможность быстро спустить жидкость при ремонтных работах и после окончания отопительного сезона.
Кроме того, такие системы укомплектовывают кранами — воздухоотводчиками (воздушными клапанами), которые устанавливают в точках, где существует наибольшая опасность образования воздушных пробок.
Для спуска воздуха из батарей, оборудованных ручным клапаном, необходимо:
- выполнить поворот винта запорного узла на пол оборота, до появления шипящего звука;
- оставить кран открытым до момента прекращения шипения и появления из сливного отверстия равномерной струи теплоносителя;
- завернуть запорный винт в первоначальное положение.
При необходимости процедуру повторяют ещё раз, сливая 200 — 500 мл воды.
Что касается алюминиевых радиаторов, то бороться с завоздушиванием в них немного сложнее. Воздух в них появляется намного чаще из-за свойств этого материала усиливать газообразование и требует регулярного спуска.
Виды клапанов
Воздушный клапан — сантехническое устройство, предназначенное для стравливания воздуха из отопительного контура путём отвода их наружу. Выпускается в двух вариантах управления: ручного и автоматического типа.
Автоматический воздухоотводчик
Воздушный клапан автоматического действия состоит из металлического или пластикового корпуса, имеющий форму цилиндра или конуса. В его полости находится поплавок из пластика, который связан через флажок со штоком с затвором игольчатого типа. Для подключения клапана к элементам системы отопления его корпус снабжён резьбовым соединением с уплотнительной прокладкой.
Работа воздушного клапана происходит следующим образом:
- Воздух, попадая в корпус устройства, скапливается в его верхней зоне и постепенно вытесняет жидкость. При этом происходит опускание поплавка.
- При перемещении вниз поплавок приводит в движение шток, а тот в свою очередь увлекает за собой затворный орган. Клапан открывается и начинает стравливать воздух наружу.
- После удаления воздуха вода снова заполняет камеру корпуса прибора, заставляя поплавок переместиться вверх и закрыть сбросное отверстие. До следующего процесса удаления воздуха устройство находится в режиме ожидания.
В комплект некоторых моделей автоматических воздухоотводчиков входит переходник с внутренним подпружиненным клапаном. Его закрытие при демонтаже прибора происходит автоматически.
По конструктивному исполнению автоматические воздушники бывают 3-х видов:
- трубные прямые — для установки на вертикальные стояки;
- трубные угловые — монтируются на горизонтальных участках труб;
- радиаторные — для алюминиевых и биметаллических батарей.
Где ставят клапаны и как монтируют
Для эффективного удаления воздушных пробок клапаны устанавливаться в местах наибольшей вероятности их скопления, а именно в:
- самых высоких точках системы, в которые устремляется более лёгкий воздух;
- на прямом подающем трубопроводе;
- сепараторах, гребёнках;
- в распределительных коллекторах систем «тёплый пол»;
- теплообменнике отопительного котла;
- на каждой линии подачи воды в коллектор;
- перед расширительным бачком;
- на линиях, образующих П — образные петли.
Устанавливается автоматический воздухоотводчик ниппелем вверх, иначе поплавок не будет работать.
Для присоединения к трубе используют клапан — отсекатель. Для ввинчивания воздухоотводчика применяют обычный рожковый ключ, так как корпус снизу имеет форму шестигранника.
Неисправности клапанов и способы устранения
Из-за низкого качества теплоносителя на игле клапана может скапливаться жёсткий налёт соли, который препятствует плотному перекрытию выпускного отверстия и клапан начинает подтекать. Чтобы это исправить необходимо:
- открутить крышку корпуса:
- зачистить запорную деталь и другие элементы узла;
- собрать конструкцию прибора снова.
Ещё одной неисправностью может стать разрушение уплотнительной прокладки между крышкой и корпусом прибора. Вода в этом случае тоже сочится, но уже из-под крышки. Устраняется эта неисправность заменой кольца или дополнительной намоткой ленты — фум на резьбовую часть в корпусе.
Воздушный клапан ручного управления
Ручным воздушным клапаном является кран Маевского. Он представляет собой латунный корпус цилиндрической формы с наружной резьбой и сквозным отверстием, перекрытие которого осуществляется посредством винта с конусообразным концом. Проходное отверстие расположено в центре корпуса, а от него отходит калиброванный канал круглого сечения. При выкручивании винта происходит освобождение прохода в боковой канал, через который скопившийся воздух продвигается к выходному отверстию. После сброса газов винт закручивается в первоначальное положение.
Краны Маевского имеют различия по способу откручивания винта:
- поворачивая головку штока специальным ключом;
- несъёмной рукояткой;
- шлицевой отвёрткой при наличии прямого паза (шлица) на головке штока.
Где правильно поставить и как смонтировать
Кран Маевского устанавливается с торца радиатора, в его верхней точке. Для этих целей батарея перекрывается кранами системы отопления, если таковых не имеется, вода сливается со всего контура. Затем из радиатора откручивается глухая пробка. На её место вкручивается пробка с резьбовым отверстием, а уже в неё вкручивается кран. При этом нужно соблюсти следующие условия:
- спускное отверстие крана должно быть отвёрнуто от стены:
- отводящий канал должен быть немного наклонён вниз, что позволит подставлять ёмкости для слива части воды.
Неисправности и способы устранения
Загрязнённость теплоносителя может привести к непроходимости спускного отверстия. Очистить его можно с помощью обычной иглы, освободив проход от засора.
Если из крана появляется течь, то его лучше сразу заменить.
Не способны держать давление только бракованные изделия или с повреждённой резьбой твёрдыми частицами. В обоих случаях лучшим выходом будет замена крана.
Как правильно выбрать клапан
При выборе модели автоматического воздушного клапана определяют соответствие его рабочих параметров (максимально допустимого уровня температуры и давления) характеристикам отопительной системы. Например, для системы обогрева частного дома высотой до 2 этажей подойдёт воздушник с рабочей температурой до 110ºС и давлением до 7 Бар.
Так же обращают внимание на материал, из которого изготовлен клапан. Желательно, чтобы это была именно латунь, а не дешёвое изделие из силумина, внешне похожего на латунный прибор, но быстро выходящее из строя.
Кран Маевского рекомендуется приобретать от известных производителей, гарантирующих отсутствие брака и как следствие аварийных ситуаций. Самая удобная и безопасная модель, та у которой винт имеет шлицу и откручивается отвёрткой, так как не всегда есть под рукой разводной ключ, а ручку могут повернуть оставшиеся без присмотра дети младшего возраста, что неизбежно приведёт к ожогам.
Своевременный сброс воздуха из системы теплоснабжения продлит срок службы отопительных приборов и поможет обеспечить комфортную температуру в квартире. Подписывайтесь на наш канал и делитесь полезными идеями в социальных сетях.
Образовалась воздушная пробка — в таком случае как спустить воздух из радиатора отопления?
Воздух — отличный теплоизолятор. Это делает его малопригодным в качестве теплоносителя в закрытых системах отопления.
Если воздух попадает в радиаторы, он снижает их эффективность, а также способен частично закупорить ток воды в трубах.
Чтобы система отопления работала в штатном режиме, воздух из радиаторов лучше убрать. Эта операция называется «развоздушивание» батарей.
Как найти воздушную пробку в системах общего и индивидуального отопления
При пусковых работах, при подготовке отопления к зиме или в процессе эксплуатации можно наблюдать следующие признаки воздуха:
- бульканье теплоносителя в трубах;
- холодная верхняя часть батарей;
- часть системы не работает;
- высокое сопротивление току воды в трубах.
Откуда воздух берётся в системе:
- Не полностью удалён при заполнении системы.
- Выделение воздуха из теплоносителя при нагреве.
- Завоздушивание при ремонте.
- Постепенное проникновение воздуха через пластиковые трубы.
Определить воздушную пробку довольно просто: завоздушенная область значительно холоднее. Применяется также и метод перкуссии — труба, заполненная жидкостью, звучит при ударе иначе, чем с воздухом.
Воздух всегда скапливается в «кармане» — высокой точке. Наиболее сложными считаются завоздушивания тёплых полов: выдержать идеальную горизонталь не всегда получается, скопившийся воздух скапливается вверху трубы, а внизу продолжается циркуляция. Выгнать такую пробку практически невозможно — потребуется опрессовка под давлением.
Как спустить воздух из батареи
В закрытых системах вместо расширительного бачка в верхней точке подключения ставится шаровый кран или автоматический развоздушиватель, через который стравливается воздух.
По ходу заполнения системы требуется удалить воздух снизу вверх. Все «воздушные карманы» — батареи, петли труб должны оснащаться устройствами для развоздушивания.
Кран Маевского
Наиболее популярным способом удаления воздуха из батареи является установка в верхней её точке развоздушивающего клапана. Кран Маевского состоит из латунного корпуса и небольшого резьбового штуцера. Если штуцер отвернуть, батарея будет разгерметизирована. Содержимое станет вытекать через небольшое отверстие в корпусе.
Фото 1. Ручной воздухоотводчик, или кран Маевского, модели 194 1/8', производитель — «Itap», Италия.
Для обслуживания радиатора, потребуется ёмкость для воды, ключик для крана или отвёртка, тряпка для удаления брызг.
Подставляем под кран Маевского ёмкость, другой рукой отворачиваем штуцер. Он имеет квадратное сечение — требуется специальный ключик или пассатижи.
Ждём, пока стравится воздух и 10—200 миллилитров жидкости.
Закручиваем кран, переходим к следующей батарее.
Развоздушивать стоит по порядку, начиная от обратки. Давлением из обратки воздух отлично выгоняется, поэтому кран заполнения обычно проектируется ближе к нижней точке возле котла.
Автоматический воздухоотводчик
При большой системе, которая каждый сезон заполняется и сливается, уместно будет использование автоматических газовых клапанов. Они выглядят как небольшой бочонок, установленный на отрезке трубы строго вертикально.
Важно! Автоматический клапан устанавливается в верхней точке «воздушного кармана», и служит для самонайстройки отопления. Установка клапана только в котле может привести к завоздушиванию системы.
Клапан состоит из корпуса и поплавка. Если в системе воздух, то поплавок не поднимается, и газ спокойно выходит. Как только вода поднимается, поплавок закрывает отверстие — вода не выходит. Скопившийся в верхней точке газ выдавливает воду, поплавок снова падает, выпуская газ до появления воды.
Автоматический воздухоотводчик очень требователен к чистоте теплоносителя: накипь, ржавчина и грязь могут забить поплавковую камеру. Через клапан будет проходить жидкость или он сам не будет спускать воздух.
Используйте очищенную воду, обязательно перед заполнением теплоноситель нужно отфильтровать. Систему отопления периодически промывают и проверяют грязевые фильтры.
Сепаратор воздуха
Чтобы собрать воедино тысячи мелких пузырьков воздуха и вытолкнуть его из отопления, применяются сепараторы воздуха. Они устанавливаются в удобном для доступа месте, ближе к входу обратки в котёл. Устройство выглядит как усечённый конус с вершиной вверху.
Внутри конуса находится спецнабивка в виде колец или металлической стружки. Воздушные пузырьки, оседающие на поверхности, выдавливаются потоком воды в верхнюю часть конуса, где скапливаются и выбрасываются наружу.
Сепаратор также используется для очистки от накипи и шлама. Для этого в нижней части находится съёмный отстойник. Для лёгкой очистки и обслуживания при установке стоит предусмотреть два шаровых крана по обе стороны от трубы.
Фото 2. Горизонтальный сепаратор воздуха DisAir, серия HF-Q, корпус из углеродистой стали, производитель — «Kvant», Украина.
Сепаратор не требует особого обслуживания, работает автоматически. Раз в год, перед началом отопительного сезона, набивка проверяется на чистоту, из отстойника удаляется скопившаяся грязь.
Как заполнить гравитационную систему водой
Особенность гравитационной системы состоит в её относительной простоте. Все трубы и батареи установлены с уклонами. Расчёт на то, что вода будет сама циркулировать по системе. Вместе с жидкостью выносится и воздух, который попадает в расширительный бачок.
Некоторое количество при разветвлённой системе или несоблюдении уклонов может остаться, но эти остатки легко удаляются при помощи крана Маевского, установленного в батареях. Заполнение, как правило, начинается от самой низкой точки: обратки возле котла.
Новое заполнение системы закрытого типа
Особенность закрытых систем — отсутствие прямого контакта с атмосферой. Воздух в таких системах приходится спускать вручную через развоздушивающие краны.
Краны в такой системе находятся в нескольких точках: в верхней точке системы над котлом или на верхнем этаже, в самом котле, на батареях.
При заполнении на верхний кран одевается прозрачный шланг, и накачка теплоносителя производится до тех пор, пока из шланга не пойдёт чистая вода.
Кран закрывается, в мембранный расширительный бак накачивается воздух для создания давления и развоздушиваются батареи.
Когда в системе установлен циркуляционный насос, он с успехом прогонит остатки воздуха. Если после некоторого времени в котле или радиаторах будут слышны булькающие звуки, стоит повторить операции с кранами.
Если клапана нет: как развоздушить «глухую» батарею
В старых системах отопления с чугунными батареями краны Маевского не предусматривались, развоздушивание производилось самотёком или методом откручивания пробки радиатора.
Чтобы развоздушить батарею, потребуются:
- Разводной сантехнический ключ.
- Тазик.
- Тряпки.
Очищаем верхний торец батареи от краски, кладём на стык тряпку, смоченную проникающей смазкой (WD-40, керосин, тормозная жидкость). Через несколько часов пытаемся отвернуть пробку.
Справка! Резьба может быть как левой, так и правой! Прилагайте поочерёдно усилия то в одну, то в другую сторону попеременно. Следите, при движении в которую сторону пробка начинает отходить от батареи.
Как только слышно движение воздуха, прекращаем отворачивание пробки.
Подставляем тазик и обкладываем пробку тряпками — вместе с воздухом обязательно будут прорываться брызги теплоносителя.
Как только шипение прекратится, подматываем под пробку паклю или фум-ленту и заворачиваем её на место.
Если есть возможность, для облегчения повторных развоздушиваний, глухую пробку заменяем на такую же, только с установленным краном Маевского. Для этого придётся изолировать батарею от отопления, слить с неё воду.
Важно! Ни в коем случае нельзя пытаться заменить пробку на батарее под давлением — поток горячей воды не даст возможности завернуть резьбу.
В частном доме развоздушивание всегда должно сопровождаться контролем количества теплоносителя, и если его недостаточно, доливать. В открытых расширительных бачках жидкости должно быть не меньше половины бачка, в закрытых — накачано давление до 2 атмосфер.
Что может быть, если не производить развоздушивание вовремя
Кислород — поддерживает коррозию труб и батарей. Плохо влияет на работу крыльчатки насосов принудительной циркуляции. Журчание воздуха в радиаторах не добавляет тишины и уюта в доме.
Скопления газов могут полностью перекрыть целую плеть системы отопления.
Воздух скапливается не за один день — дегазация воды процесс длительный, протяжённостью в несколько лет.
По истечении этого срока в системе заправлена «мёртвая» вода, не поддерживающая окисления и шламообразования.
Применение гликолевых антизамерзающих составов не везде приемлемо — в сочетании, к примеру, с цинком, ведёт к окислениям и шламообразованию, забиванию трубопроводов и теплообменника.
Развоздушить новые батареи самостоятельно не составит труда, в них обычно установлены терморегуляторы и краны Маевского. Когда их нет, лучше обратиться за помощью к профессиональному сантехнику — он обладает достаточными знаниями и инструментами, чтобы не превратить ваше жилище в горячее озеро.
Полезное видео
Ознакомьтесь с видео, в котором рассказывается, как правильно стравить воздух из радиатора отопления.
Как часто развоздушивать радиаторы в частном доме
Удалять скопившиеся газы нужно перед началом каждого отопительного сезона. Если в качестве теплоносителя используется вода, то не торопитесь её часто менять. В свежей жидкости будет содержаться большое количество растворенного кислорода, который позже оседает в виде пузырьков на стенках батарей и котла. Со временем из воды частицы газа «уходят», и развоздушивание потребуется всё реже.
При первом пробном пуске обязательно стоит проверить систему на наличие холодных мест, и обязательно провести регламентные работы.
Для чего необходим воздушный клапан для отопления?
Одним из главных условий нормального функционирования системы отопления в доме является достаточный уровень циркуляции теплоносителя. Поэтому при проектировании схемы отопления теплотехники уделяют особое внимание способу подключения отопительных приборов при наличии системы с естественной циркуляцией теплоносителя, или тщательно просчитывают мощность циркуляционного насоса, который создаст нужное давление в системах с принудительным типом циркуляции.
Но даже в грамотно спроектированных и правильно подключенных контурах со временем образуются так называемые воздушные пробки, из-за которых воздушит систему отопления во время обогрева дома. Пробки препятствуют прохождению воды по контуру и снижают общую производительность отопительной системы. Провоцировать появление воздушных пробок могут различные факторы. Но зачастую причины завоздушивания системы отопления кроются в том, что во время использования отопительных приборов в контурах закрытого типа выделяется воздушная масса, состоящая из кислорода и водорода.
Причинами скопления воздуха могут быть также другие факторы:
- подсос воздуха извне при подпитке системы;
- некачественное заполнение контура теплоносителем;
- воздух вносится в абсорбированном виде из трубопровода подачи воды;
- некорректно спроектированная система отопления.
Если собственник вовремя не выпустит воздушную смесь из отопительного контура, он поставит под угрозу целостность всей системы отопления.
Какие признаки указывают на необходимость установки воздушного клапана?
Чтобы не допустить скопления воздуха теплотехники предлагают использовать клапан воздушный для отопления с самого начала эксплуатации контура, поэтому специалисты-теплотехники в составленной схеме отопления дают рекомендации относительно того, какой именно воздухоотводчик подойдет к конкретной системе отопления.
Однако в некоторых случаях, пытаясь сэкономить средства на покупке данного типа регулирующей арматуры, собственники отказываются от установки приборов и тем самым провоцируют ряд проблем. Чтобы решить их, им приходится монтировать клапан воздушный для системы отопления уже после того, как контур был обвязан и подключен к котлу.
Следующие признаки свидетельствуют о наличии воздушных пробок и указывают на необходимость интеграции воздухоотводчика в контур отопления:
- неравномерный прогрев батарей;
- появления «холодных пятен» на трубопроводе;
- плохая циркуляция в системе отопления;
- шум в отопительных приборах;
- некачественный обогрев дома.
Какие проблемы позволяет решить воздухоотводчик?
При движении по контуру, теплоноситель выбирает путь наименьшего сопротивления, а поскольку завоздушенные участки являются серьезным препятствием для прохождения подогретой воды от котла, то батареи со скоплениями воздушной массы остаются холодными или прогреваются лишь частично. Помимо того, что такое явление ухудшает качество обогрева, оно также губительно влияет на работоспособность всех элементов, подключенных к контуру.
Если в системе отопления не используется клапан на радиаторе отопления для стравливания воздуха, то собственник может ждать следующих неприятностей:
- выход из строя котла в результате перегрева теплообменника;
- коррозия отопительных приборов;
- низкая температура радиаторов при работе котла на пике производительности;
- риск размораживания отдельного радиатора или целого контура в сильные морозы;
- резкие скачки давления в контуре, приводящие к протечкам и нарушению целостности отопительных приборов.
Стоит понимать, что воздух в контуре — это серьезная неприятность. А как избавиться от воздуха в контуре можно узнать в нашей статье «Как грамотно спустить воздух из радиатора отопления?». Он имеет отличные от воды физические свойства — при нагревании расширяется больше и быстрее. Это приводит к возникновению серьезных аварийных ситуаций.
На каких участках рекомендуется установка клапана?
Если собственник подходит к вопросу реализации системы отопления серьезно, то он установит воздухоотводчики в контуре согласно предписанию схемы отопления. Зачастую воздух скапливается в одних и тех же местах. Это верхние точки радиаторов, закольцованные участки трубопроводов, отопительные котлы. Если на этих участках завоздушена система отопления в частном доме или в квартире собственник быстро ощутит это из-за плохого качества обогрева отдельных комнат или этажей.
Чтобы не допустить этого, воздухоотводчики рекомендуется монтировать на следующих участках:
- коллектор;
- радиатор;
- котел; ;
- установка клапана должна производится в самой высшей точке перечисленных участков.
При рассмотрении вопроса использования воздухоотводчиков в системе отопления, особую щепетильность стоит проявить потребителям, использующим в контуре алюминиевые радиаторы. Дело в том, что алюминий работает как катализатор и ускоряет процесс распада воды на атомы кислорода и водорода, обуславливая этим появление воздушных пробок. При этом и другие виды радиаторов нуждаются в специальных клапанах.
Это радиаторы следующих типов:
- стальные панельные приборы; ;
- чугунные радиаторы и пр.
Принцип работы и типы устройств
Если завоздушивается система отопления, то у собственника есть вариант использования одного из нескольких типов воздухоотводчиков, которые помогут решить все существующие проблемы. Существует клапан автоматический воздушный для отопления, который может стравливать воздух самостоятельно без вмешательства со стороны пользователя, а также ручной воздухоотводчик, работающий по более примитивному принципу.
Конструкция устройств автоматического типа основана на использовании принципа поплавка.
Если система работает исправно и в ней нет воздушных пробок, то поплавок плавает на поверхности и прижимает собой пробку или иглу на выпускном отверстии. В том случае, когда в результате завоздушенности уровень воды в радиаторе снижается — поплавок уходит вниз и открывает клапан для стравливания воздуха. Ручной аналог требует самостоятельного откручивания клапана.
Независимо от того, какой тип устройства выбрал собственник, при должном уровне эксплуатации он поможет решить проблему завоздушенных участков и вернуть системе отопления прежнюю производительность и эффективность.
Используя воздухоотводчик, собственник будет знать как развоздушить радиатор отопления, петлеобразный изгиб трубопровода или котел. При этом ему стоит помнить, что любой воздушный клапан — это расходный материал, который необходимо своевременно заменять. Для слаженной работы контура собственнику важно соблюдать правила эксплуатации клапанов, следить за их работоспособностью, а также менять изношенные воздухоотводчики на новую арматуру по прошествии срока эксплуатации, указанного производителем.
Как стравить воздух из системы отопления в частном доме своими руками
Частный дом в черте города или в сельской местности — это, безусловно, хорошо!
Но для того, чтобы чувствовать себя внутри индивидуального жилища комфортно, нужно, постоянно, о нем заботиться.
Особенно, это касается зимнего периода.
К наступлению холодов, необходимо, готовиться заранее (имеется ввиду подготовка системы отопления).
Причины прекращения циркуляции жидкости
Воздух, попавший в систему отопления, препятствует циркуляции теплоносителя.
В конечном итоге, жилье не обогреется, как положено, топливо будет расходоваться в больших количествах, а самое худшее, что произойдет в данном случае — размораживание системы.
Воздух, в тепловой магистрали частного дома, может скапливаться в различных местах, это способствует остыванию, как отдельных секций батарей, так и стояка в целом.
Конечно, воздух в системе отопления, находиться не должен, ему там не место, необходимо удалить его оттуда любым известным и доступным вам способом.
Ниже мы попытаемся разобраться в данном вопросе и рассмотрим главные причины этого явления.
- В процессе проектирования или на этапе монтажа, возможно, были допущены грубые ошибки, которые заключались в неправильно выполненном уклоне или в отсутствии на всех батареях кранов Маевского и другие недоделки.
- Во время проведения ремонтных работ воздух попал в отключенную систему.
- В трубах недостаточное давление, а это способствует понижению уровня теплоносителя в целом.
- Возникновение «эффекта эмульсии».
А знаете ли вы, какой лучше купить титан для нагрева воды на дровах? В полезной статье описаны различные модели и популярные бренды мировых производителей.
Про сертификат соответствия стальных, водогазопроводных, оцинкованных труб написано на этой странице.
В этом случае, сама протечка может быть незаметна, так как жидкость с горячих батарей быстро испаряется.
Как можно понять, что в системе имеется лишний воздух?
Об этом могут свидетельствовать следующие факторы:
- посторонний шум в батареях отопления,
- низкая теплоотдача,
- радиаторы прогреваются неравномерно,
- в тех участках, где есть воздух, батарея будет холодной.
Такие ситуации, к сожалению, встречаются, довольно, часто.
Воздушная пробка, чем это грозит
Теплоноситель, продвигаясь по трубам, способствует образованию воздушных пробок.
Со временем, трубы начинают вибрировать и в результате чего, можно услышать посторонние звуки:
- шум,
- треск,
- журчание воды.
В состав воздуха входит, кроме кислорода, углекислый газ.
[note]Под воздействием высокой температуры, в трубах образовывается шлам, а углекислота создает благоприятную обстановку для начала коррозионного процесса металла.[/note]
Воздух в отопительной магистрали мешает нормальной работе циркуляционной помпы.
Когда система работает в штатном режиме, подшипники, находящиеся на валу насоса, постоянно пребывают в воде.
Как только образуется пробка, они претерпевают эффект «сухого трения». При этом выделяется тепло, которое способно вывести из строя вал.
Некоторые хозяева частных домов говорят, что нередко бывают случаи, когда стравить воздух из системы, практически, невозможно.
После проникновения в систему воздуха, пробка образовывается, буквально, через несколько часов.
А что вам известно про краны Маевского для чугунных радиаторов 15 мм? Как и в каком месте их установить своими руками прочитайте в полезной статье.
Как установить кран Маевского на полотенцесушитель, написано здесь.
На странице: https://ru-canalizator.com/vodosnabzhenie/truby-i-furnitura/sshityj-polietilen.html узнаете, как сделать монтаж муфт из сшитого полиэтилена.
Если в вашем доме трубы отопления сделаны из алюминия (про сварку постоянным током прочитайте здесь) и внутри них находится жидкость определенного состава, внутри труб будет регулярно происходить химическая реакция, при которой выделяется кислород и водород.
Эти газы способствуют возникновению пробок.
Как этого избежать?
Лучший способ выйти из создавшегося положения – автоматический сброс воздуха посредством золотника, который монтируют на батареи вместо крана Маевского.
Возможные варианты удаления
- С помощью ручного крана Маевского.
Для того, чтобы начать работы по стравливанию воздуха из радиаторов, нужно иметь под рукой соответствующий инструментарий, тазик для сбора воды и половую тряпку.
Затем, не спеша, с помощью отвертки, необходимо, повернуть устройство против часовой стрелки на один оборот.
Воздух выйдет из радиатора.
После этого, кран следует закрыть, как можно плотнее.
Это приспособление поплавково-клапанного типа.
Данный механизм способен, самостоятельно выпускать воздух из отопительной системы.
Для того, чтобы не было утечки жидкости, устройства оборудуются винтовым запорным колпачком.
Каким образом работает система?
Если воздуха в системе нет, поплавок не дает открываться выпускному механизму.
Как только он соберется в большом количестве, в поплавковой камере, буек опустится, и выпускная заслонка откроется.
После выхода воздуха наружу, буй, под действием рычага, опять поднимется в свое прежнее положение и закроет выпускной затвор.
Сепаратор воздуха
Такие приборы, как правило, устанавливают в автономных системах большого объема.
Особенность их работы состоит в выборке воздуха из жидкой субстанции с дальнейшим ее преобразованием в пузыри и последующим удалением.
Эти приспособления, в основном, выпускают в тандеме с сепараторами шлама.
Таким образом, удается сэкономить место и, в добавок, вылавливать примеси, а именно:
- грязь,
- песок,
- ржавчину.
Разделитель состоит из металлического корпуса, в его верхней части имеется воздухоотвод, а в нижней, вентиль для вывода шлама.
Внутри цилиндра, предусмотрена специальная трубка с напаянной металлической сеткой.
Через нее проходит вода системы отопления. Именно, эта решетка генерирует сильные вращательные потоки теплоносителя, которые тормозят и поднимают мелкие воздушные пузыри вверх.
Таким манером, преобразованный воздух удаляется наружу, посредством воздушной камеры. Накопившуюся внутри батарей грязь, удаляют через сливной кран, который находится внизу.
- Многоступенчатая система.
Для того, чтобы у вас не возникали проблемы, связанные с образованием воздушных пробок, нужно еще на начальной стадии составления проектной документации автономной системы отопления, не забыть об одном, очень важном моменте.
При этом, для них нужно применять различные модификации воздухоотводчиков и устанавливать их стоит в различных местах:
- для выпускания воздуха из теплообменника отопительного прибора, монтируют воздухоотводчик автоматического типа, прямо на котле или бойлере косвенного нагрева (что это такое),
- каждый, отдельно взятый коллектор, должен иметь свой воздухоотвод,
- на всех радиаторах, необходимо устанавливать ручные краны Маевского,
- для стояков, наилучший вариант – это специальные приспособления, которые монтируют в самых высоких точках системы.
Стравливать воздух из радиаторов нельзя под большим давлением воды.
В противном случае, в теплоносителе образуется большое количество растворенного кислорода, и тогда удалить воздух из системы будет намного сложнее.
Чтобы все работы по стравливанию воздуха из автономной системы отопления выполнить по всем правилам, нужно воспользоваться помощью еще одного человека.
Самому выполнять процедуру сложно.
Кто-то один должен заполнять трубы из сшитого полиэтилена для отопления (цена) водой и следить при этом за показаниями манометра, а второй, в это время выпускает воздух из радиаторов (до тех пор, пока давление не достигнет двух Бар).
В этот момент, необходимо отключить подпитку.
И, пока первый человек занят тем, что пополняет систему водопроводной водой, второй — работает с кранами Маевского.
Как восстановить теплоснабжение
В первую очередь, надо с точностью определить местонахождение пробки в трубах (про сортамент стальных оцинкованных написано в этой статье).
После того, как этот вопрос выяснили, нужно найти ручной или автоматический клапан, который находится ближе всего к проблемному месту.
Затем, приоткрыв кран, стравливаем воздух через этот механизм.
Не всегда стандартный способ оказывается действенным (видео, как спустить воздух через кран Маевского. посмотрите здесь).
Если все вышеперечисленные методы оказались нерезультативными, можно попробовать выдавить пробку, увеличив давление и температуру теплоносителя в системе (показатели должны быть близкие, к максимальным).
Дальше ваши действия должны проходить по стандартной схеме.
Пробка, сдвинутая с места, поступает в сбросной вентиль.
Если и эти действия оказались безрезультатными, придется воспользоваться ближайшим разъемным соединением.
Работу нужно выполнять очень осторожно, если пренебрегать правилами безопасности, можно обжечься и затопить весь дом горячей водой.
Скопившийся воздух в системе отопления с элеваторным узлом частного дома, можно удалить, спустив воду, посредством расширительного бачка.
Пробка выйдет самостоятельно, если воду в контуре довести до кипения.
Выводы
Итак, мы с вами выяснили следующее, для того, чтобы система отопления частного дома функционировала достаточно эффективно, нужно, со знанием дела выполнить все монтажные работы и правильно эксплуатировать магистраль.
Также, необходимо следить за тем, чтобы внутри системы не скапливался воздух и не образовывались пробки.
Для стравливания воздуха нужно использовать специальное оборудование и приспособления.
[note]Только таким образом вы сможете создать комфортные условия для проживания в частном доме, и ваша отопительная система будет работать безотказно.[/note]
Как спустить воздух в системе отопление частного дома, посмотрите в видеосюжете.