Проект АПС и СОУЭ
Проект АПС и СОУЭ
Пожарная безопасность
СОУЭ и АПС входят в перечень основных систем противопожарной защиты. СОУЭ должна быть на каждом объекте, где предполагается постоянное и временное нахождение граждан. Сигнализация также должна быть на каждом объекте, поскольку от ее работы зависит своевременное выявление признаков пожара, подача сигналов тревоги. Типы систем и виды оборудования определяются по СП 3.13130.2009 и 5.13130.2009. Точные технические параметры для оборудования АПС и СОУЭ могут определяться по проекту, по стандартам ГОСТ, по документации изготовителя.
В обзоре расскажем, нужен ли проект СОУЭ и АПС или можно обойтись без него, как проектируются системы разного типа, какие документы будут оформлены для монтажа и настройки оборудования.
СОУЭ включает набор средств для своевременного оповещения людей при пожаре, их эвакуации в безопасные зоны.
Что нужно знать о СОУЭ и АПС: основные понятия и правила
У каждой системы противопожарной защиты есть определенные цели и задачи. Они описаны в нормативно-технических документах, регламентах, сводах правил и стандартах. При этом работа всех систем взаимосвязана, иначе невозможно обеспечить полноценную безопасность здания, людей, имущества. Вот несколько вводных правил, характеризующих работ СОУЭ и АПС:
- АПС (автоматическая пожарная сигнализация) призвана выявлять определенные признаки возгораний, задымлений и других пожароопасных ситуаций, генерировать сигналы тревоги на другие системы;
- СОУЭ (комплекс решений и мероприятий для оповещения о пожаре, управления эвакуацией) призвана обеспечить быстрый и полный вывод всех людей в безопасные зоны, управлять маршрутами передвижения, давать однозначные и четкие указания при движении;
- СОУЭ и АПС включают набор технических средств и устройств управления, мер по их настройке и наладке для эффективной работы;
- после срабатывания АПС соответствующие сигналы передаются на оборудование СОУЭ и других систем, причем в большинстве случаев их запуск осуществляется автоматически;
- точные параметры и типы систем определяются по классам и показателям рисков, категориям пожаровзрывоопасности, по ряду других критериев.
Чтобы защитить новое здание от пожаров, основные решения и системы указываются в проекте на строительство. Это не означает, что при эксплуатации объекта все параметры безопасности останутся неизменными. Поэтому необходимо постоянно проверять работоспособность систем и средств, их достаточность для защиты здания, людей, имущества. Повысить тип системы или изменить показатели ее работы можно в любой момент. Для этого может потребоваться рабочая, проектная и исполнительная документация.
Комментарий эксперта. Не нужно объяснять, чем грозит отсутствие в здании АПС и СОУЭ, либо их неработоспособность, большое количество отказов в срабатывании. Следить за надлежащей работоспособностью всех систем обязан владелец объекта. Это может быть организация, предприниматель или частное лицо. В некоторых случаях аналогичная обязанность может возлагаться на лицо, фактически эксплуатирующее помещения или здание. Например, это может быть арендатор по договору.
Виды систем противопожарной защиты | Описание |
Охранно-пожарная сигнализация | Проектируется для своевременного выявления высокой температуры, огня, задымления. Включает датчики, передающие устройства, контрольные системы управления. |
Оповещения и управление эвакуацией | Проектируется для своевременного извещения людей о пожароопасной ситуации, организации выхода в безопасные места. Включает световые, звуковые и речевые устройства, схемы, различные обозначения и знаки. |
Пожаротушение | Проектируется для ликвидации огня различными тушащими средствами. Включает модули и резервуары, трубопроводы, датчики, другие оборудование. |
Дымоотведение | Проектируется для удаления дыма при пожароопасных ситуациях. Включает вентиляторы, насосы, другие виды оборудования |
Нужен ли проект на СОУЭ и АПС
В СП 3.13130.2009 и 5.13130.2009 есть только косвенное указание на документы, которые нужны для монтажа и эксплуатации СОУЭ и АПС. Формально, можно обойтись без проекта, особенно если речь идет не небольшом объекте с 1-2 помещениями, имеющем незначительные пожарные риски. В этом случае роль проекта могут выполнить чертежи и схемы, подготовленные для установки и настройки оборудования. Также обязательно будет нужна документация от изготовителя оборудования, так как в ней описаны особенности настройки систем.
По факту, для большинства объектов не обойтись без оформления проекта СОУЭ и АПС. Это нужно:
- чтобы определить все риски и угрозы, которые могут отличаться даже для разных помещений на одном этаже;
- чтобы правильно рассчитать площади защищаемых зон, количество извещателей;
- чтобы учесть все особенности планировки, мест размещения извещателей, указателей, табло, другого оборудования;
- чтобы выбрать правильный тип системы, достаточный для защиты объекта.
Когда разрабатывается проект на новое здание, описание всех систем противопожарной защиты включается в отдельный раздел. В данном случае проектировщики сразу обеспечивают соответствие всех проектных решений, а документы проходят экспертизу.
Подрядчик, выполняющий монтаж СОУЭ и АПС, не сможет правильно расставить извещатели и другие средства систем по помещениям. Без проекта и соответствующих схем невозможно правильно подключить все к источникам постоянного и резервного питания. Также без документов невозможно установить средства контроля и управления за системами, задать параметры их взаимодействия. Поэтому оформление проекта на СОУЭ и АПС является жизненно важной необходимостью, несмотря на отсутствия таких требований в законодательстве.
Проект АПС включает комплект документов и схем, по которым будет осуществляться монтаж системы.
Нормативно-техническое регулирование
Хотя проектировщики обладают достаточными познаниями в сфере строительных работ и пожарной безопасности, они не могут указать решения, не соответствующие нормативно-техническим требованиям. Такие требования и нормативные показатели описаны в следующих актах:
- Закон № 123-ФЗ (скачать);
- Закон № 384-ФЗ (скачать);
- Постановление № 87 (скачать);
- Постановление № 1479 (скачать);
- СП 5.13130.2009 (скачать);
- СП 3.13130.2009 (скачать).
Почти под каждый вид оборудования систем защиты есть стандарты. Проектировщики обязаны применять эти документы и ссылаться на них при оформлении проекта. Также при проектировании могут применяться СТУ, если требуется отступление от норм пожбезопасности или они вообще отсутствуют.
Руководство по техническому обслуживанию АУПС
Техническое обслуживание автоматических установок пожарной сигнализации (АУПС)
Ниже представлена подробная инструкция по проведению технического обслуживания автоматических установок пожарной сигнализации. Зачем нужно регулярно проводить обслуживание пожарной сигнализации, читайте в данной статье.
1. Общие указания
1.1 Целью технического обслуживания является выполнение мероприятий, направленных на поддержание составных частей установок АУПС (автоматические установки пожарной сигнализации) в состоянии готовности, предупреждение неисправности и преждевременного выхода из строя.
1.2 Техническое обслуживание установки производится лицами, имеющими опыт работы с радиоэлектронной аппаратурой и изучившими весь пакет документации на установленное оборудование АУПС.
1.3 Периодичность профилактических осмотров АУПС устанавливается в зависимости от производственных условий, но не реже двух раз в год.
1.4 Сведения о проведении регламентных работ заносятся в журнал учета регламентных работ и контроля технического состояния средств пожарной сигнализации.
1.5 Соблюдение периодичности, технологической последовательности и методики выполнения регламентных работ являются обязательными.
1.6 При производстве работ по техническому обслуживанию следует руководствоваться разделом «Меры безопасности» данной инструкции, а также «Порядок технического обслуживания АУПС».
2. Меры безопасности
2.1 К обслуживанию установок АУПС допускаются лица, изучившие пакет документации АУПС, а также прошедшие инструктаж по технике безопасности. При эксплуатации и обслуживании необходимо руководствоваться «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и «Правилами техники безопасности» электроустановок потребителей напряжением до 1000 В» (проект электроснабжения)
2.4 Исполнение изделий установки обеспечивает пожарную безопасность, при условии соблюдения правильной установки, монтажа и технического обслуживания.
3. Порядок технического обслуживания АУПС.
3.1 В процессе эксплуатации АУПС должны подвергаться техническому обслуживанию с периодическим контролем в объеме работ ТО-1, ТО-2, ТО-3 ,ТО-4 и ППР.
3.2 ТО-1 проводится ежедневно и включает работы по контролю технического состояния внешним осмотром и проверку целостности АУПС.
3.3 ТО-2 проводится не реже одного раза в месяц и включает работы ТО-1, а также проверку параметров АУПС с помощью средств контроля работоспособности, имеющихся в установках АУПС.
3.4 ТО-3 проводится ежеквартально и включает работы: ТО-2, а также проверку (испытания) установок АУПС, посредством принудительного воздействия (по принципу работы проверяемого извещателя) на пожарные извещатели, до срабатывания пожарных ШС (шлейфов сигнализации) в тревогу.
ВНИМАНИЕ!
Перед проведением регламентных работ ТО-2, требуется отключать систему светозвукового оповещения (если требуется) и обязательно систему установок автоматического пожаротушения.
3.5 ТО-4 включает в себя работы по замерам сопротивления изоляции электрических цепей — один раз в год, метрологической проверки приборов КИП — один раз в год, замерам сопротивления заземляющих устройств — один раз в три года.
3.6 ППР — предупредительно-профилактические работы, которые выполняются по необходимости, и включают в себя мероприятия и работы по содержанию средств автоматики пожарной сигнализации в работоспособном состоянии. Работы — очистка оборудования от пыли, грязи и других посторонних предметов оборудования АУПС. Мероприятия — контроль за сроками годности к эксплуатации средств пожарной автоматики (аккумуляторные батареи, извещатели и др.).
Выполнение регламентных работ по ТО-1 и ППР может выполняться собственными силами эксплуатирующей организацией.
Выполнение регламентных работ по ТО-2, ТО-3, ТО-4 и ремонту оборудования автоматической пожарной сигнализации должно выполняться на договорной основе, специализированными организациями, имеющими лицензию на выполняемые виды работ и обученный персонал
4. Проверка работоспособности АУПС
4.1 При внешнем осмотре изделий необходимо проверить:
- сохранность пломб на крышках приборов УАПС;
- наличие световой сигнализации: «сеть», «работа», «норма», «выход напряжения», «охрана» и т.д.;
- отсутствие обрывов и повреждений изоляции соединительных линий АУПС;
- надежность подключения вводных проводов к приборам АУПС;
- отсутствие обрывов заземляющих проводов к приборам АУПС;
- прочность крепления приборов и винтов заземляющих устройств.
4.2 В процессе профилактических осмотров с целью обеспечения искробезопасности установок АУПС (смотреть РЭ на каждый прибор), должны быть выполнены следующие мероприятия:
- чистка контактов клеммных колодок приборов и блоков;
- чистка внутреннего монтажа;
- проверка целостности пайки крепления и изоляции объемного монтажа;
- особое внимание должно уделяться проводам искробезопасных цепей, подключаемым к контактам клеммной колодки;
- проверка сопротивления изоляции электрических цепей блоков производится между объединенными группами цепей блока и его корпусом;
- проверка барьера искрозащиты (Uxx и Iкз).
4.3 Проверка сопротивления изоляции электрических цепей блоков производится мегомметром с номинальным напряжением 500 В. Сопротивление изоляции при температуре (25 + 2,5) °С и относительной влажности 80 % должно быть не менее 10 МОм.
Проверка изоляции искробезопасных цепей не производится.
ВНИМАНИЕ!
Перед проведением проверки отключить внешние цепи управления пожаротушением от данного блока.
Учет пожарной сигнализации
Про учет пожарной сигнализации на страницах нашего журнала писали не раз, но все же у бухгалтеров возникают вопросы по данной теме. Рассмотрим в статье основные моменты, на которые необходимо обратить особое внимание, приобретая данный вид нефинансовых активов.
Объект учета.
Пожарная сигнализация – совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты (Закон о требованиях пожарной безопасности [1] ).
Система пожарной сигнализации представляет собой:
- совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста (Закон о требованиях пожарной безопасности);
- совокупность взаимодействующих друг с другом технических средств, объединенных линиями связи и предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации, формирования команд управления автоматическими установками систем противопожарной защиты (Временные методические рекомендации по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору), утвержденные МЧС 03.07.2014).
Минфин в Письме от 21.06.2019 № 02‑08‑10/46506 разъяснил, что при принятии к учету пожарной сигнализации необходимо исходить из установленных в учетной политике способов ведения бухгалтерского учета основных средств при их приобретении, создании и монтаже, функциональной и экономической направленности производимых расходов с учетом требований СГС «Основные средства» [2] .
В соответствии с п. 7, 10 СГС «Основные средства», руководствуясь приведенной терминологией, систему пожарной сигнализации можно учитывать:
- в составе основных средств;
- единым комплексом конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой одно целое.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Таким образом, система пожарной сигнализации принимается к учету единым инвентарным объектом, которому необходимо присвоить инвентарный номер в порядке, установленном учетной политикой учреждения, с учетом положений СГС «Основные средства» и Инструкции № 157н [3] (п. 9 СГС «Основные средства»).
Первоначальная стоимость.
Первоначальная стоимость системы пожарной сигнализации определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений с учетом законодательства РФ по исчислению НДС, которые отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 0 106 00 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства» и могут включать следующие затраты (п. 15 СГС «Основные средства», разд. 5 Письма Минфина РФ № 02‑07‑07/84237 [4] ):
а) цену приобретения, в том числе таможенные пошлины, невозмещаемые суммы НДС (иного налога), исключая полученные скидки (вычеты, премии, льготы);
б) любые фактические затраты на приобретение, создание объекта основных средств, в том числе на доставку его к месту назначения и приведение в состояние, в котором он пригоден к эксплуатации, в том числе:
- государственные пошлины и другие расходы на уплату обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, произведенные в связи с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основных средств;
- суммы вознаграждений за оказание посреднических услуг при приобретении объекта основных средств;
- затраты на доставку;
- затраты на установку и монтаж;
- затраты на проверку надлежащего функционирования объекта основных средств за вычетом доходов от продажи изделий, которые произведены до момента приведения объекта основных средств в состояние, в котором он пригоден для использования.
ОКОФ и счет учета.
Напомним, основные средства объединяются (п. 53 Инструкции № 157н):
- по группам имущества (недвижимое имущество учреждения, особо ценное движимое имущество учреждения, иное движимое имущество учреждения, имущество в концессии);
- по видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным ОКОФ [5] .
В частности, систему пожарной сигнализации можно отнести к коду 330.26.30.50 «Устройства охранной или пожарной сигнализации и аналогичная аппаратура» группы «Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты» ОКОФ.
Данный код соответствует 6‑й амортизационной группе (срок полезного использования – свыше 10 лет до 15 лет включительно) [6] .
Таким образом, система пожарной сигнализации в казенном учреждении учитывается на счете 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения» (п. 38, 53 Инструкции № 157н, п. 4 Инструкции № 162н [7] ).
Амортизация.
Пункт 36 СГС «Основные средства» предусматривает три метода начисления амортизации на основные средства. Учреждению необходимо выбрать один из них и закрепить его в учетной политике. Таким образом, на пожарную сигнализацию амортизация будет начисляться в том порядке, какой установлен в учреждении для основных средств.
Метод начисления амортизации
Равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива
Метод уменьшаемого остатка
Определение годовой суммы амортизации исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, используемого учреждением и установленного им в соответствии с его учетной политикой
Пропорционально объему продукции
Начисление суммы амортизации, основанное на ожидаемом использовании или ожидаемой производительности актива. При данном методе сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции с применением соответствующего объекта основных средств
Срок полезного использования системы пожарной сигнализации можно определить исходя:
а) из ожидаемого срока получения экономических выгод и (или) полезного потенциала. При этом по объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства РФ № 1 в 1 – 9‑ю амортизационные группы, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп;
б) из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию охранной системы, и (или) на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом, например:
- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий, системы проведения ремонта;
- гарантийного срока использования объекта.
Амортизация на систему пожарной сигнализации стоимостью:
- свыше 100 000 руб. – начисляется в соответствии с рассчитанными нормами;
- до 10 000 руб. включительно – не начисляется;
- от 10 000 до 100 000 руб. включительно – начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче в эксплуатацию.
Применение КОСГУ.
Приведем особенности применения статей (подстатей) КОСГУ при отражении затрат, связанных с приобретением и функционированием системы пожарной сигнализации, в соответствии с п. 10.2.5, 10.2.8, 11.1, 11.4.6, 11.4.7 Порядка № 209н [8] .
Статья (подстатья) КОСГУ
Оплата договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с устранением неисправностей пожарной сигнализации
225 «Работы, услуги по содержанию имущества»
Установка (расширение) пожарной сигнализации (включая приведение в состояние, в котором она пригодна к эксплуатации), в том числе обустройство «тревожной кнопки», а также работы по ее модернизации (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы по которым следует относить на статью 310 КОСГУ)
228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»*
Монтаж (установка) пожарной сигнализации, расходы на который не формируют капитальные вложения
226 «Прочие работы, услуги»**
Приобретение комплектующих, составных частей, в том числе в случае приобретения, связанного с заменой выбывших из строя частей, деталей новыми и не приводящего к изменению (расширению) функциональных возможностей, улучшению технических характеристик и увеличению первоначальной (балансовой) стоимости основного средства
346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»***
Приобретение материалов, деталей, комплектующих и прочих изделий (для целей капитальных вложений), направленных на изменение (расширение) функциональных возможностей (повышение нагрузки и (или) другие новые качества), улучшение технических характеристик (увеличение срока полезного использования и др.), увеличивающих первоначальную (балансовую) стоимость основного средства
347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений»***
Приобретение системы пожарной сигнализации (или отдельных ее частей, относящихся к основным средствам)
310 «Увеличение стоимости основных средств»
* Если расходы осуществляются в рамках капитального ремонта в целях капитальных вложений (Письмо Минфина РФ от 21.06.2019 № 02‑08‑10/46506) или впоследствии повлияют на стоимость основных объектов нефинансовых активов (письма Минфина РФ от 24.07.2019 № 02‑08‑05/55267, от 09.08.2019 № 02‑08‑10/60687).
** Оплата работ (услуг) по реализации требований пожарной безопасности, установленных ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 69‑ФЗ «О пожарной безопасности», если эти работы (услуги) не формируют капитальных вложений (Письмо Минфина РФ от 21.06.2019 № 02‑08‑10/46506) или расходы не связаны с формированием стоимости нефинансовых активов (Письмо Минфина РФ от 07.06.2019 № 02‑08‑10/42093).
*** Оплата проведенных работ отражается по подстатье 228 «Услуги, работы для целей
капитальных вложений» КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 26.07.2019 № 02‑08‑05/56168).
Бухгалтерские записи.
Согласно п. 7, 102, 111 Инструкции № 162н приобретение системы пожарной сигнализации и ее содержание отражаются проводками:
В рамках одного договора: приобретение и монтаж системы пожарной сигнализации
Отражены суммы поставленных поставщиком материальных ценностей и оказанных услуг
Принята к учету система пожарной сигнализации
Оплачены услуги поставщику
В рамках нескольких договоров: отдельно приобретение системы
пожарной сигнализации и отдельно ее монтаж
Отражены суммы поставленных поставщиком материальных ценностей
Оказаны услуги монтажа и установки пожарной сигнализации
Принята к учету система пожарной сигнализации по сформированной стоимости
Оплачены поставщику поступившие материальные ценности
Оплачены услуги монтажа и установки пожарной сигнализации
Оплата услуг, не формирующих стоимость пожарной сигнализации
Оплачены оказанные услуги
Оплата ремонта пожарной сигнализации по нескольким договорам: на приобретение запасных частей, выполнение работ
Приобретены запасные части для ремонта
Оказаны услуги по ремонту
Оплата ремонтных работ в рамках одного договора
Оказаны услуги по ремонту пожарной сигнализации (стоимость запасных частей включена в общую сумму договора)
* По соответствующей подстатье КОСГУ.
[1] Федеральный закон от 22.07.2008 № 123‑ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
[2] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.
[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[4] Письмо Минфина РФ от 15.12.2017 № 02‑07‑07/84237 «О направлении Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н».
[5] Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013‑2014 (СНС 2008), принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018‑ст.
[6] Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
[7] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
[8] Порядок применения КОСГУ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.
АУПС: расшифровка. Автоматическая установка пожарной сигнализации: монтаж и техническое обслуживание
В местах массового скопления людей не редко возникают пожары. Пожароопасные ситуации стараются предотвратить заранее, однако, это не всегда получается. Иногда приходится бороться с уже начавшимся пожаром. Для этих целей предусмотрена специальная система извещения. В этой статье мы рассмотрим, что такое АУПС. Расшифровка этой аббревиатуры довольно проста. Как же она звучит? Автоматическая установка пожарной сигнализации — это и есть АУПС, в данной статье мы подробно ознакомимся с принципом ее работы.
Что это такое?
Любая система пожарной сигнализации нужна для своевременного реагирования на возникший очаг возгорания. Эти установки успешно обнаруживают место локализации пожара и, используя заложенный программой алгоритм действий, реагируют на это происшествие. Вот какие функции осуществляют АУПС (расшифровка аббревиатуры была представлена ранее).
Предназначение
Эти комплексы собирают и обрабатывают полученные в ходе работы данные по основным параметрам и выводят определенный сигнал о начавшемся пожаре на пост охраны или в центральную диспетчерскую. После чего уже производятся определенные действия по эвакуации людей и предотвращению пожара.
Таким образом, автоматическая установка пожарной сигнализации, та самая АУПС, представляет собой совокупность отдельных элементов конструкции, каждый из которых имеет свое назначение и выполняет определенные функции в системе.
Нормативно-правовая база
Как и любое мероприятие по обеспечению безопасности среди населения, установка устройств АУПС контролируется соответствующими документами. Эти системы необходимо устанавливать там, где возникновение пожара может повлечь за собой гибель или травматизм населения.
Она регламентируется федеральными законами № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» и № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Если же при проверке пожарными инстанциями выясняется, что это оборудование не было введено в эксплуатацию, то виновники несут за это ответственность в виде материальных потерь или приостановки функционирования предприятия, вплоть до полного его закрытия.
Комплектующие системы
Теперь рассмотрим из чего состоят АУПС (расшифровка аббревиатуры была представлена ранее).
Каждая система, независимо от того какого она размера и на какую площадь рассчитана, состоит из следующих компонентов:
- извещатели — это датчики, которые улавливают определенные изменения в условиях среды (задымление, повышение температуры и т.п.);
- приемно-контрольный прибор — это устройство собирает и обрабатывает полученную от датчиков информацию;
- оповещатели — эти приспособления действуют на слуховой или зрительный анализатор человека и сообщают ему о том, что начался пожар, и необходимо эвакуироваться (сирены, табло, лампы и др.).
Помимо вышеперечисленных, в системах используют приспособления, обеспечивающие централизованный контроль и управление. Для небольших предприятий это обычная панель управления с ограниченным количеством команд.
На крупных предприятиях используют более сложную систему управления. Для этого могут применяться персональные компьютеры, на которых устанавливают программы контроля системы.
Извещатели пожарной сигнализации
Что они собой представляют? Одним из основных компонентов пожарной системы оповещения является пожарный извещатель. Именно от этого устройства зависит тип всей АУПС. Между собой они отличаются по нескольким параметрам, в зависимости от:
- принципа обнаружения;
- способа передачи информации;
- типа отслеживания контролируемого параметра.
Пожарные извещатели также подразделяются на группы, учитывая их чувствительность к определенным факторам возникшего возгорания. Выделяют:
- Дымовые извещатели — самые популярные датчики. Они реагируют на дым, который очень часто сопровождает пожар. Именно поэтому этот вид датчиков является наиболее эффективным и быстродействующим. Устанавливают их зачастую в закрытых помещениях. Эти датчики сравнительно недорогие, но их работу может нарушать даже запыленность в помещении. Также они не реагируют на дым черного цвета, который образуется при горении резины.
- Тепловые извещатели реагируют на изменение температуры и на скорость этих изменений. Обычно в таких датчиках порог чувствительности составляет 70-72 о . Однако такие датчики не имеют смысла в помещениях с высокими потолками или в горячих цехах.
- Извещатели пламени срабатывают при обнаружении открытого огня или тлеющего очага. Их применяют там, где тепловые и дымовые датчики использовать нецелесообразно. Это могут быть открытые местности или предприятия нефтяной и газовой промышленности. Они считаются самыми дорогими, но их работу могут нарушить лампы накаливания, солнечное излучение, сварка или простая молния.
- Комбинированные извещатели. Эти средства обнаружения пожара затрагивают сразу несколько параметров, что повышает их эффективность. Например, они могут реагировать на задымление и повышение температуры.
Виды установок
На сегодняшний день существует 3 вида АУПС (расшифровка аббревиатуры была представлена ранее):
- Пороговая пожарная сигнализация служит для обеспечения пожарной безопасности в жилых помещениях и на объектах со средней и слабой вероятностью возникновения пожара. В основе этой системы — шлейфы, к которым подсоединены датчики. Если один датчик обнаружит очаг возгорания, сработает весь шлейф, который может контролировать до 30 датчиков.
- Адресно-опросная АУПС. Суть ее работы состоит в периодическом опросе датчиков, что позволяет не ждать смены его состояния. Осуществляется это с пульта управления. Таким образом можно периодически проводить проверку работоспособности АУПС и своевременно устранять неполадки. Этот вид систем используется для обеспечения пожарной безопасности в офисах, магазинах, медицинских и учебных учреждениях.
- Адресно-аналоговая АУПС. Оптимальный и самый эффективный вид обеспечения пожарной безопасности. Принцип работы состоит в том, что главным здесь является приемно-контрольный прибор, который выполняет множество сложных функций. Эта система делает все сама, тем самым уменьшая время, необходимое для нахождения очага возгорания.
Принцип работы устройства
В работе каждого такого устройства — определенный набор действий, осуществление которых направлено на активизацию системы оповещения и эвакуации, определение места возгорания и задействование других составляющих системы.
Первоначально, после обнаружения очага возгорания, система информирует о наличии пожароопасной ситуации. Это может быть звуковое, свето-звуковое или речевое оповещение. Его выбор зависит от того, сколько этажей в здании, какова площадь помещений и высота потолков. То есть подбирается оптимальная система оповещения.
Следующим действием системы является разблокировка всех устройств, которые могут мешать эвакуации людей. Что же касается лифтов в здании, то ими пользоваться в такой ситуации нельзя. Возгорание может повредить систему функционирования лифта, и вы просто окажетесь в задымленной ловушке. Поэтому все лифты отправляются на первый этаж и отключаются до момента устранения пожара.
После того как система дала указания по поводу эвакуации, через определенный промежуток времени подключаются системы пожаротушения и дымоудаления. В зависимости от предназначения здания система может использовать газовое, порошковое, водное или водопенное наполнение для предотвращения пожара.
Системы дымоудаления зачастую работают сообща с АУПС и при наличии пожарной тревоги они автоматически выводят через вентиляцию дым и продукты горения, предотвращая попадание их на пути эвакуации людей.
Требования к пожарной сигнализации
Согласно нормам и правилам, системы пожарной безопасности должны соответствовать ряду обязательных требований,от этого зависит функциональность системы и ее срабатывание при необходимости:
- Система должна функционировать круглосуточно для того, чтобы обнаружить возникновение пожара в любое время дня и ночи, причем на ранних стадиях.
- Эффективно определять место расположения очага возгорания.
- Не должно быть сбоев в работе устройств и ложных срабатываний.
- Информация должна быть интерпретирована и подана на пульт управления в сжатой и понятной форме.
- Работа системы не должна быть прекращена из-за отсутствия электроснабжения. Для этого должно быть предусмотрено резервное питание системы.
Монтаж и установка
Стоит обратить ваше внимание на то, что от работы системы пожарной сигнализации зависят жизни людей. Поэтому монтаж АУПС обязательно должен осуществлять специалист. Даже если вам кажется, что ничего сложного в этом нет, доверьте это дело профессионалу.
Перед тем как устанавливать систему, все ее элементы должны быть проверены на работоспособность. После этого оборудование АУПС получает сертификат, где указывается, что оно соответствует нормам пожарной безопасности.
Установка оборудования осуществляется согласно проекту и всем сопутствующим требованиям. Также установленное устройство должно пройти лицензирование органами МЧС. Все это поможет избежать дальнейших проблем во время проверок пожарными инстанциями.
После монтажа системы производится наладка всех ее механизмов. Специалистом устанавливается программа, позволяющая осуществлять контроль АУПС.
Последним этапом монтажа является техническое освидетельствование и ввод в эксплуатацию системы.
Техобслуживание
Для постоянного контроля за работой системы предусматривается наличие плановых проверок. Во время этих проверок необходимо предоставить заключенный договор на техническое обслуживание АУПС с организацией, имеющей на это лицензию.
Обслуживание системы должно проводиться не реже одного раза в месяц. Во время этого все данные вносятся в специальный журнал, с помощью которого можно оценить всю динамику эксплуатации оборудования и сделать вывод о его техническом состоянии.
Такие частые проверки необходимы для обеспечения надежной работы системы. Кроме того, грамотное проектирование и качественный монтаж также влияют на эффективность работы системы. Поэтому к вопросам монтажа и техобслуживания АУПС нужно подходить очень щепетильно, ведь от этого могут зависеть жизни многих людей.
"Письмо" ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 01.10.2019 N 1653-1-29-11-2 "О разъяснении требований пожарной безопасности"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА "ЗНАК ПОЧЕТА"
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ МИНИСТЕРСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ"
ПИСЬМО
от 1 октября 2019 г. N 1653-1-29-11-2
О РАЗЪЯСНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Рассмотрев по поручению руководства МЧС России обращение, поступившее на сайт МЧС России в электронной форме, направляю мнение специалистов института.
Начальник института
Д.М.ГОРДИЕНКО
Приложение
к письму ФГБУ ВНИИПО МЧС России
от 01.10.2019 N 1653-1-29-11-2
Мнение специалистов института
Рассмотрев по поручению руководства МЧС России обращение специалистами института подготовлено следующее мнение.
1. По вопросам N 1 и 3.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию в порядке, установленном Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225) (далее Положение).
Положением установлен перечень работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее — Перечень).
Согласно разъяснениям МЧС России (инф. письмо от 28.05.2018 48-2644-19) для проведения проверок работоспособности систем противопожарной защиты зданий и сооружений в рамках вышеуказанной деятельности могут привлекаться организации, имеющие соответствующую лицензию МЧС России. Для проведения руководителем организации самостоятельной проверки работоспособности систем противопожарной защиты зданий и сооружений, в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее — Правила противопожарного режима), лицензия МЧС не требуется.
Статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее — Технический регламент) определено, что внутренний противопожарный водопровод и источники наружного противопожарного водоснабжения могут использоваться в качестве источников противопожарного водоснабжения, которые в свою очередь согласно Главе 14 настоящего Федерального закона входят в состав системы противопожарной защиты объекта.
2. По вопросам N 2 и 4.
По мнению специалистов института, для ежегодной перекатки пожарных рукавов в рамках исполнения пункта 57 Правил противопожарного режима лицензия на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не требуется.
Также сообщаю, что услуга (работа) по проведению испытаний, ежегодных осмотров наружных пожарных лестниц и ограждений кровли в Перечне не представлена.
Таким образом, для выполнения работ, изложенных в вопросе N 4 обращения, лицензия МЧС не требуется.
3. По вопросу N 5.
При выполнении правообладателем условий соответствия объекта защиты (указанного в обращении) требованиям пожарной безопасности, предусмотренных частью 3 статьи 6 Технического регламента, должностное лицо органа ГПН при проведении проверки и выявлении нарушений требований сводов правил, в предписании указывает ссылку на часть 3 статьи 6 Технического регламента, а также статьи Технического регламента, на основании которых разработаны указанные своды правил.
Для полноты информации также включаются ссылки на пункты сводов правил.
Кроме того для объектов защиты, независимо от времени их проектирования и постройки, необходимо учитывать сведения, изложенные в декларации пожарной безопасности (если требуется ее разработка). То есть, независимо от года постройки, к объекту предъявляются требования пожарной безопасности, задекларированные собственником (или иным лицом, установленным требованиями приказа МЧС России от 24.02.2009 N 91).
При несоответствии объекта защиты декларации пожарной безопасности в предписании указываются ссылки на статью 64 Технического регламента и соответствующий пункт нормативного документа (свода правил), указанного в декларации.
4. По вопросу N 6.
В соответствии со статьями 5, 52 Технического регламента каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, составной частью которой является система противопожарной защиты, обеспечивающая защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара. При этом, одним из способов указанной защиты является устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре. Согласно пункту 2 части 2 статьи 53 Технического регламента для безопасной эвакуации людей должно быть обеспечено беспрепятственное их движение по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы.
В настоящее время требования пункта 36 Правил противопожарного режима запрещают загромождать эвакуационные пути и выходы, а также блокировать двери эвакуационных выходов в целях обеспечения свободной эвакуации людей и недопущения ухудшения условий эвакуации из соседних квартир.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с положениями статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Правил пользования жилыми помещениями (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25), пунктом 1.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170), а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491) при пользовании жилыми помещениями граждане обязаны выполнять требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации жилых домов для руководителей организаций и граждан установлены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации. Обязанности граждан и организаций по соблюдению требований пожарной безопасности установлены также в статьях 34 и 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее — Федеральный закон N 69).
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда на основании статьи 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором, а для приватизированных квартир ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возлагается на собственников жилья.
Отношения, связанные с самовольной установкой дверей в общих поэтажных коридорах многоквартирного жилого дома, которые в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса и пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме не являются частью квартиры, а являются имуществом общего пользования проживающих в многоквартирном доме, или могут являться общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, рассматриваются, в первую очередь, как жилищные правоотношения. А препятствия, возникающие с самовольной установкой дверей и осложняющие выход из общих поэтажных коридоров многоквартирного жилого дома, могут являться нарушением жилищных прав проживающих в многоквартирном доме по причине нарушения, связанного, в том числе, с нарушением требований пожарной безопасности.
В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований, установленных в отношении жилищного фонда, использования и содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах осуществляется государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
На основании статьи 20 Жилищного кодекса государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальный жилищный контроль — уполномоченными органами местного самоуправления.
Порядок осуществления государственного жилищного надзора установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2013 N 493. При этом, предметом проверки является, в том числе, проверка соблюдения обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Органы государственного жилищного надзора должны, в том числе обеспечить защиту прав и интересов собственников жилых помещений или тех, кто пользуется ими на законных основаниях.
Для организации эффективного взаимодействия с населением, на жилищный надзор в лице региональной жилищной инспекции возложены обязанности по ведению приема граждан, полному и своевременному рассмотрению поступающих обращений, принятию решения в установленные законом сроки.
Для решения проблемы, указанной в обращении, необходимо обратиться в государственную жилищную инспекцию.
5. По вопросам N 7 и 8 (часть 1).
По мнению специалистов института, под специальными выносными устройствами оповещения, указанными в части 7 статьи 83 Технического регламента, следует понимать органы звуковой сигнализации и световой индикации приборов приемно-контрольных и управления пожарных, а также их компоненты, предназначенные для расширения или дублирования функций звуковой сигнализации и световой индикации данных приборов (выносные панели (блоки) индикации).
Учитывая изложенное, для реализации отдельных положений части 7 статьи 83 Технического регламента, озвученных заявителем в обращении, необходимо руководствоваться пунктом 13.14.5 свода правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", а именно, организовать круглосуточное дежурство на защищаемом объекте защиты (помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство", с установленными в нем приборами приемно-контрольными и управления пожарными или выносными устройствами световой индикации и звуковой сигнализации), либо в ином месте, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре, неисправности, состоянии технических средств с объекта защиты в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений.
6. По вопросу N 8 (часть 2).
Согласно статье 25 Федерального закона N 69, обучение мерам пожарной безопасности работников является дополнительным профессиональным образованием.
При этом, Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, установлена необходимость наличия лицензии при осуществлении данного вида обучения.
Более подробная информация представлена в следующих документах: "Методические рекомендации по обучению в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности" (утв. Министром МЧС России 30.06.2014); "Доклады по результатам обобщения правоприменительной практики органов государственного надзора МЧС России с руководством по соблюдению обязательных требований за 2017 год" (утв. МЧС России 20.04.2018).