Garag76.ru

Авто Тюнинг
2 просмотров
Рейтинг статьи

ПРИЕМКА СИСТЕМЫ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

ПРИЕМКА СИСТЕМЫ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

Тема достаточно популярная, поэтому избитая, и я решил подойти к ней несколько нестандартно.

Давайте начнем с вопроса: «Зачем и кому нужна приемка системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) в эксплуатацию?».

  • заказчику;
  • исполнителю (подрядчику).

Но вот цели у каждого из представителей разные.

Начнем с исполнителя.

Прежде всего подписание акта о приемке пожарной сигнализации нужно для подтверждения факта выполненных работ.

После составления акта приемки и ввода в эксплуатацию АПС он может получить расчет за выполненные работы и быть более менее гарантирован от предъявления в дальнейшем претензий (за исключением гарантийных обязательств).

Заказчику тоже нужно основание для оплаты, постановке на бух. учет системы как таковой и оборудования, входящего в ее состав.

Но, кроме того, ему нужны гарантии, что впоследствии Госпожнадзор (при плановой или неплановой проверке) не предъявит ему претензии по поводу не соответствия системы сигнализации требованиям нормативных документов.

В акте же будет написано, что работы выполнены в соответствии с требованиями соответствующих нормативов и все это заказчик заверит это своей подписью и печатью.

Более того, в настоящее время участие органов Государственной противопожарной службы в комиссиях по приемке автоматической пожарной сигнализации, равно как пожаротушения, дымоудаления и пр. не является обязательной и возможно только на основании письменного заявления (и то не факт) собственника.

  • поверить подрядчику на слово;
  • заказать экспертизу монтажа (за дополнительные деньги) в сертифицированной организации, например, испытательной пожарной лаборатории (ИПЛ);
  • самостоятельно проверить качество работ и соответствие их нормам и правилам.

Первые два варианта очевидны и обсуждать их смысла нет, про последний можно поговорить.

Наивно требовать от представителя принимающей стороны досконального знания требований и правил, касающихся установки противопожарных систем, но несколько советов могут помочь выявить явную недобросовестность.

ПРАВИЛА ПРИЕМКИ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Проще всего, если есть проект. По нему и проверять легче и претензии, если они впоследствии возникнут переадресуются к его разработчику.

  1. Акт о приемке пожарной сигнализации;
  2. Акт об окончании монтажных работ;
  3. Акт об окончании пусконаладочных работ;
  4. Ведомость смонтированных приборов и оборудования;
  5. Протокол измерения сопротивления изоляции шлейфов;
  6. Акт о проведении входного контроля.

При отсутствии проекта работы выполняются по акту обследования, который включается в указанный пакет. Если проводились скрытые работы, тот об этом составляется отдельный акт.

Все формы и образцы есть в пособии к РД 78.145-93, которое можете скачать по приведенной ссылке.

Но бумаги – это, почти всегда, формальная сторона вопроса.

  • выполнение правил прокладки проводов;
  • соответствие исполнительной документации количества, мест и способов установки приборов и извещателей;
  • проверку работоспособности системы.

Первый пункт, кстати, нарушается чаще всего.

  • имитацию срабатывания пожарных извещателей (есть специальные тестеры, аэрозоли и пр.);
  • имитации обрыва линии (можно вытащить из розетки (базы) любой дымовой датчик;
  • проверку формируемых при этом извещений приемно контрольным прибором;
  • срабатывания средств оповещения и управления эвакуацией.

Выполнение перечисленных действий дает определенную гарантию, что система пожарной сигнализации работоспособна и в состоянии выполнять возложенные на нее задачи.

Кстати, проверку работоспособности рекомендуется выполнять периодически в рамках технического обслуживания системы.

© 2014-2021 г.г. Все права защищены.
Материалы сайта имеют ознакомительный характер, могут выражать мнение автора и не подлежат использованию в качестве руководящих и нормативных документов.

Пожарная сигнализация и сигнализация довзрывоопасных концентраций АЗС

pozharnaya-signalizatsiya-i-signalizatsiya-dovzryvoopasnykh-kontsentratsiy-na-azs.jpg

Пожары и взрывы на автомобильных заправочных станциях являются не частым явлением, но масштаб угрозы для жизни людей и экологическому благополучию района, а также ущерб окружающей инфраструктуре вынуждает ставить пожарную безопасность объекта на первый план. Кроме того, не менее серьезные последствия за несоблюдение норм ждут и сам бизнес.

Чтобы проиллюстрировать важность проблемы, обратимся к статистическим данным МЧС РФ.

От автомобилей, в том числе:

— искры из выхлопной трубы

— нагретые части автомобиля

— заправка с работающим двигателем

Электрооборудование операторной, освещение территории

Нарушение правил ремонтных работ и техники безопасности

Неисправности электрооборудования топливораздаточных колонок

Всего:

Таким образом, четверть всех возгораний происходит из-за искр и перегрева различных частей автотранспорта; треть – по причине неисправностей и/или ненадлежащего исполнения электрооборудования топливно-раздаточных колонок (ТРК), электропроводок внутри помещений и на территории АЗС; пятая часть – из-за халатности персонала, нарушений правил пожарной безопасности, несоблюдения требований и норм проведения огневых и ремонтных работ.

А вот статистика пожаров и взрывов на АЗС по данным Росстата РФ:

статистика пожаров и взрывов на АЗС по данным Росстата РФ

Данные показывают относительную равномерность и регулярность возникновения чрезвычайных ситуаций на автомобильных заправочных станциях.

Удручают и данные о колличестве пострадавших от пожаров и взрывов на АЗС России и СНГ:

равномерность и регулярность возникновения чрезвычайных ситуаций на автомобильных заправочных станциях

Обратите внимание, как увеличивается количество пострадавших в связи с возникновением взрыва на АЗС.

Нормативная база, регулирующая вопросы пожарной безопасности и АУПС на АЗС

  1. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Ст. 71, 91, 103, 112–114 и др.);
  2. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» («Правила противопожарного режима в Российской Федерации») (раздел XVII. Автозаправочные станции);
  3. Приказ МЧС России от 5 мая 2014 г. № 221 «Об утверждении свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» (СП 156.13130.2014; Прим.: заменяет НПБ 111-98) (пп. 3.38, 6.39, 6.40, 7.6, 7.12, 7.18, 7.35, 8.32, 8.33, 8.37, 8.40, 8.41, 8.45, 8.48, 8.53, 8.54, Приложение Ж.5 и др.);
  4. Приказ МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 175 «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (п. 13. Системы пожарной сигнализации; Приложение А (обязательное), Таблица А.1. ЗДАНИЯ);
  5. «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01)» (утвержден Приказом Минэнерго РФ от 1 августа 2001 г. № 229; гл. 23. Пожарная безопасность);
  6. «НПБ 105-03. Нормы пожарной безопасности. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» (утв. Приказом ГУГПС МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 314);
  7. Постановление Минтруда РФ от 6 июня 2002 г. № 33 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций» (п. 3.8. АЗС);
  8. Приказ Минтопэнерго РФ от 18 сентября 1995 г. № 191 «О введении в действие «Правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз и автозаправочных станций» (п. 1.6. Требования пожаро- и взрывобезопасности);
  9. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (пп. 7.1.12. Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг, КЛАСС IV – санитарно-защитная зона 100 м; п. 5. Автозаправочные станции для заправки транспортных средств жидким и газовым моторным топливом);
  10. Постановление Правительства Москвы от 30 сентября 2008 г. № 880-ПП «Об утверждении Правил пожарной безопасности в городе Москве» (8. Автозаправочные станции (АЗС), автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) и автомобильные газозаправочные станции (АГЗС));
  11. МЧС РОССИИ: Методические рекомендации в помощь малому бизнесу «Обеспечение пожарной безопасности на автозаправочных станциях».

Ключевые понятия

Согласно официальным определениям:

пожарная сигнализация – совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты [1; Ст. 2, п. 23];

система предотвращения переполнения резервуара – комплекс оборудования, предназначенного для автоматической сигнализации персоналу АЗС о необходимости прекращения операции наполнения резервуара топливом по достижении номинального уровня его наполнения и автоматического прекращения сливо-наливной операции в случае достижения предельного уровня наполнения, указанных в документации на технологическую систему АЗС [3; пп. 3.38].

Особенности установки системы сигнализации на автозаправочных станциях

Автомобильная заправочная станция оборудуется стационарными автоматическими газосигнализаторами довзрывоопасных концентраций, если это предусмотрено нормами ПБ. Сигнализаторы должны быть работоспособны, обладать функцией самоконтроля исправности, проходить проверку согласно ТУ и/или руководству по эксплуатации, оснащены источниками бесперебойного электропитания.

Если разрешается обходиться без стационарных газосигнализаторов, то на регулярной основе, согласно установленному графику, следует проводить анализ воздушной смеси переносными аналогами для проверки взрывоопасной концентрации паров углеводородов в закрытых объемах технологических систем, где присутствие паров топлива не допускается.

Расстановка датчиков сигнализаторов довзрывоопасных концентраций в контейнерах хранения топлива должна обеспечивать его обнаружение, а также паров топлива из трубопроводов и установленного на них оборудования.

Любое технологическое оборудование (которое обязано иметь документальные свидетельства взрывозащиты от производителя либо результаты ГКО) должно быть защищено от статического электричества, электромагнитных помех с предельно допустимыми значениями уровня, характерного для защищаемого объекта, в соответствии с ПУЭ.

Кроме того, АУПС и ее элементы должны:
  • обладать взаимной электрической и информационной совместимостью и с другими взаимодействующими с ними техническими средствами, не оказывать негативного воздействия электромагнитными волнами на иные технические средства; сохранять рабочие характеристики при пожаре на протяжении времени, которое требуется для осуществления ими функций и эвакуации людей;
  • обеспечивать своевременное обнаружение пожара в составе с АУПТ: аэрозольной, порошковой, газовой или др. – в зависимости от места расположения установки пожаротушения, в соответствии с требованиями проектной документации; быть установлены в помещениях категорий В1 и В2 по пожароопасности площадью свыше двадцати квадратных метров – посты техобслуживания и склады (при наличии в них ГГ, ЛВЖ и ГЖ), – в помещениях МТАЗС, КриоАЗС, АГЗС, АГНКС, где размещено оборудование с СУГ, КПГ и/или СПГ, которое относится к технологической системе АЗС, совместно с АУПТ (подробно об этом см. [3; пп. 6.39]);
  • иметь работоспособную электроподводку, действующую в условиях возгорания на протяжении требуемого времени для выполнения своих функций, подведенную к устройствам, обеспечивающим перекрытие каналов топлива, сброса лишнего давления, отключения оборудования [3; пп. 6.40];
  • при двустенном резервуаре иметь систему объединенного или непрерывного контроля герметичности и межстенного пространства, гарантирующую срабатывание световой и звуковой АУПС при разгерметизации и автоматическое перекрытие наполнения топливной емкости [3; пп. 7.12-7.35, 8.32-8.37];
  • иметь датчики довзрывоопасных концентраций, расположенные друг от друга на расстоянии минимум 50 – максимум 100 мм [3; пп. 8.40] и пр.

Обратите внимание!

Помещения комплекса АЗС в обязательном порядке должны быть оснащены АУПС – исключения составляют помещения категории В4 и Д [6; таблица 1], те, где персонал присутствует круглосуточно, а также механизированная мойка [3; п. 6.39.].

Особенности установки системы сигнализации на автозаправочных станциях, или Почему следует обращаться к специалистам

Как можно заметить, кажущаяся простота организации пожарной безопасности на различных АЗС, не более, чем миф. Например, отдельные конфигурации АЗС не требуют обязательного оснащения АУПС. Отдельно взятый случай следует рассматривать обособленно, с учетом действующей нормативной и проектной документации. По этой причине важно обращаться за помощью к профессионалам, наиболее компетентным в данной сфере знаний. Компания «Альянс «Комплексная безопасность» квалифицированно проконсультирует по всем возникшим вопросам обеспечения пожарной безопасности на вашем объекте и, при необходимости, установит необходимую систему предотвращения пожара или взрыва на вашей АЗС, или возьмет объект на техническое обслуживание.

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА УЧЕТА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

1.1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для оказания помощи должностным лицам ФСТЭК России (ее территориальных органов), осуществляющим контроль за выполнением российскими участниками внешнеэкономической деятельности (далее – участники ВЭД) требований законодательства в области экспортного контроля (далее – проверки) в части соблюдения установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) для целей экспортного контроля (далее – учет внешнеэкономических сделок).

1.2. При осуществлении контроля соблюдения установленного порядка учета внешнеэкономических сделок рекомендуется принимать во внимание следующее.

Положения Федерального закона «Об экспортном контроле» распространяются на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, в части осуществления экспортного контроля в целях, установленных этим Федеральным законом.

Статья 23 Федерального закона «Об экспортном контроле» устанавливает обязанность российских участников ВЭД вести учет внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля, порядок и форма учета которых определены приказом ФСТЭК России от 31 марта 2010 г. N 165 «Об утверждении порядка и формы учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля».

Нарушение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов может квалифицироваться как нарушение законодательства в области экспортного контроля, за которое частью 2 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, налагаемого: на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

1.3. Организованный в соответствии с приказом ФСТЭК России от 31 марта 2010 г. N 165 учет внешнеэкономических сделок позволяет должностным лицам ФСТЭК России (ее территориальных органов) при осуществлении ими проверок финансово-хозяйственной деятельности участника ВЭД на основе имеющейся у него учетной информации о реализованных им внешнеэкономических сделках сократить затраты времени на проведение предусмотренных Федеральным законом «Об экспортном контроле» мероприятий по контролю в отношении такого участника ВЭД.

Проверка соблюдения российскими участниками ВЭД порядка учета внешнеэкономических сделок, связанных с передачей иностранным лицам товаров и информации, выполнением работ либо оказанием услуг, которые потенциально пригодны либо могут быть использованы в целях, связанных с созданием оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо для подготовки и (или) совершения террористических актов, осуществляется одновременно с проверкой соблюдения законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.

Перечень товаров, информации, работ и услуг, внешнеэкономические сделки с которымитребуют обязательного учета и проведения в ходе проверки участника ВЭД анализа с точки зрения соблюдения законодательства в области экспортного контроля, приведен в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.

1.4. Для служебного пользования.

2. Осуществление контроля за соблюдением установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок

2.1. При проведении проверочных мероприятий должностные лица ФСТЭК России (ее территориального органа) осуществляют контроль за соблюдением участниками ВЭД установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок путем проверки наличия и правильности ведения журнала учета внешнеэкономических сделок. При этом контроль проводится в следующем порядке:

наличие журнала учета внешнеэкономических сделок (далее – учетный журнал);

соблюдение установленных требований к оформлению учетного журнала;

наличие в учетном журнале требуемых записей по внешнеэкономическим сделкам, осуществленным проверяемой организацией за отчетный период;

наличие в организации документов, ссылки на которые содержатся в учетном журнале;

наличие в организации лица, уполномоченного на ведение записей в учетном журнале;

соответствие сроков хранения учетных журналов установленным.

2.2. При осуществлении контроля за соблюдением установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок принимается во внимание, что учетный журнал может вестись участником ВЭД как на бумажных носителях, так и в электронном виде при условии, что все учетные записи продублированы в целях обеспечения сохранности на электронных носителях информации и имеется возможность для выведения этих записей на бумажные носители.

2.2.1. В случае ведения участником ВЭД учетного журнала на бумажных носителях должностное лицо ФСТЭК России (ее территориального органа) осуществляет контроль за его соответствием установленной форме. Должностное лицо ФСТЭК России (ее территориального органа) убеждается в том, что учетный журнал прошнурован и пронумерован, а на его последней странице (оборотной стороне последнего листа) указано количество пронумерованных и сшитых листов и дата начала его ведения, которые удостоверены подписью руководителя участника ВЭД и заверены печатью участника ВЭД (при ее наличии). Даты начала и окончания ведения журнала могут проставляться на титульном листе, при этом датой начала ведения учётного журнала считается дата внесения первой записи в учетный журнал, датой окончания ведения учетного журнала считается дата внесения последней записи в учетный журнал. При закрытии учетного журнала на оборотной стороне последнего листа учетного журнала или под последней записью дополнительно указываются последний порядковый номер записи в учетном журнале и дата его закрытия, которые также удостоверяются подписью руководителя участника ВЭД и заверяются печатью участника ВЭД (при ее наличии).

2.2.2. При ведении участником ВЭД учетного журнала в электронном виде проверяется его соответствие установленной форме учета, наличие на электронных носителях дублирующей записи учетного журнала, а также выполнение требования о выведении его на бумажный носитель не позднее одного месяца после окончания календарного года с соблюдением требований к его оформлению.

2.3. При осуществлении проверки наличия в учетном журнале требуемых записей о внешнеэкономических сделках устанавливается факт внесения в учетный журнал информации о всех внешнеэкономических сделках, осуществленных участником ВЭД за отчетный период, посредством сравнения таких записей с информацией, полученной от таможенных органов и проверяемого участника ВЭД в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на этапе подготовки к проведению проверки такого участника ВЭД.

Проверка полноты внесения участником ВЭД записей в учетный журнал осуществляется по каждой реализованной этим участником ВЭД внешнеэкономической сделке по всем позициям, предусмотренным формой учета, и в соответствии с порядком заполнения учетного журнала.

При этом обращается внимание на следующее.

Своевременность внесения в учетный журнал соответствующих записей.

Записи вносятся по факту совершения внешнеэкономической сделки, т.е. на момент завершения внешнеэкономической операции в журнал должна быть внесена информация об учетных документах независимо от поступления денежных средств по уплате за осуществление внешнеэкономической сделки.

Правильность внесения изменений в учетный журнал.

2.4. Запись о местонахождении документов делается в тех же графах учетного журнала, в которых указаны эти документы. Должностное лицо ФСТЭК России (ее территориального органа) проверяет наличие таких документов у участника ВЭД и соответствие записей в учетном журнале реальному месту нахождения документов. При этом особое внимание рекомендуется обращать на наличие документов (копий документов), отражающих результаты идентификации предмета внешнеэкономической сделки.

2.5. При осуществлении контроля должностное лицо ФСТЭК России (ее территориального органа) удостоверяется, что участником ВЭД определено лицо, уполномоченное на ведение записей в учетном журнале. С этой целью участником ВЭД предоставляется приказ или иной документ, подтверждающий факт назначения конкретного лица для осуществления такой деятельности.

2.6. Должностным лицом ФСТЭК России (ее территориального органа) осуществляется контроль соответствия срока хранения участником ВЭД учетных журналов и учетных документов требуемому сроку, который должен составлять не менее трех лет, если более длительный срок их хранения не установлен законодательством Российской Федерации.

2.7. В случаях выявления в учетном журнале записей о конкретных внешнеэкономических сделках с товарами, информацией, работами, услугами, в отношении которых у должностного лица ФСТЭК России (ее территориального органа) возникают сомнения относительно их принадлежности к категории подлежащих экспортному контролю и при этом в учетном журнале отсутствуют сведения о полученных участником ВЭД разрешительных документах ФСТЭК России либо заключениях экспертных организаций, получивших в установленном порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, информация о таких внешнеэкономических сделках (копия контракта, сведения о предмете внешнеэкономической сделки и иные документы, имеющие отношение к этой сделке) направляется в 5 управление ФСТЭК России.

3. Оформление результатов проверки

3.1. Результаты контроля за соблюдением участником ВЭД установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок отражаются отдельным пунктом в акте проверки, оформляемом по итогам проводимой управлением ФСТЭК России проверки выполнения российскими участниками ВЭД требований законодательства в области экспортного контроля.

3.2. При проведении контроля и оформлении результатов контроля должностные лица ФСТЭК России (ее территориального органа) принимают во внимание, что требования к порядку и форме учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля распространяются на сделки, осуществленные участниками ВЭД после вступления в силу приказа
ФСТЭК России от 31 марта 2010 г. N 165 «Об утверждении порядка и формы учета внешнеэкономических сделок для целей
экспортного контроля».

Начальник 5 управления ФСТЭК России А.Никольский

к Методическим рекомендациям по проверке соблюдения установленного порядка учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) для целей экспортного контроля

Перечень товаров, информации, работ и услуг, внешнеэкономические сделки с которыми требуют обязательного учета и проведения анализа с точки зрения соблюдения законодательства в области экспортного контроля

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Эксплуатация пожарной сигнализации (ПС) – это комплекс организационно технических мероприятий, направленных на эффективность ее использования.

  • норма;
  • тревога или срабатывание.

Срабатывание любой сигнализации – это формирование соответствующего извещения. Содержание (характер) этих извещений может быть различным в зависимости от типа системы безопасности и ее функциональных возможностей.

В этой статье будут рассмотрены срабатывания автоматической пожарной сигнализации (АПС) и действия, которые следует предпринять в том или ином случае.

  • ложное срабатывание;
  • обнаружение возгорания или сопутствующих ему факторов.

Существует волшебное слово «инструкция» по которой нужно действовать в том или иной случае.

Это просто, очевидно и бесспорно. Дальше все не так однозначно.

Не ищите типовую инструкцию – это ни что иное как вариант «отмазки» при проверке и практической пользы она не принесет. И это, поверьте, не крамола. Я сыт по горло общением с деятелями, которые являются ярыми сторонниками «бумажной пурги» на всякий случай, при этом, имеющие самые поверхностные знания в вопросах безопасности.

Они коллекционируют тонны документов, чтобы при чрезвычайной ситуации продемонстрировать их и сказать «у нас все было сделано». На месте проверяющих я бы за пустые, никчемные и безграмотно составленные инструкции наказывал строже чем за их отсутствие. На этом заканчиваю лирику и перехожу к делу.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

  • информацию об органах управления и индикации установленного на объекте оборудования;
  • сведения позволяющие максимально точно идентифицировать место установки сработавшего извещателя;
  • действия персонала при срабатывании пожарной сигнализации;
  • порядок переключения режимов прибора.

Из первых двух пунктов следует проблематичность разработки типового варианта, который можно скачать, распечатать и вывесить на нужном месте.

Если число приемно контрольных приборов (ПКП) пожарной сигнализации по большому счету конечно и информацию о порядке их эксплуатации можно взять из технических описаний, то дислокация (место установки) шлейфов (извещателей) для каждого объекта индивидуально.

  • ПКП «Сигнал»;
  • панель С2000М;
  • ПКП С2000-4;
  • АРМ «Орион», в конце концов.

Таким образом, пусть соответствующие разделы инструкции пишет монтажная организация – отразите это в договоре как неотъемлемую часть проектно — монтажных работ.

Что касается определения места возгорания.

Здесь многое зависит от типа установленной системы. Оптимальным выбором является адресная сигнализация. Локализация в этом случае осуществляется с точностью до извещателя.

Бюджетные варианты с использованием проводного оборудования могут одним шлейфом защищать до 10 (по-моему) помещений. Значит с такой точностью и можно, находясь непосредственно у прибора, определить проблемный участок.

И хотя нормативные документы оговаривают, что помещения эти должны находиться на одном этаже и выходить в общий коридор, но оперативности реагирования это прибавит не сильно.

Несколько слов про индикацию.

Если она осуществляется светодиодами (цвет, характер свечения), то в инструкции должно быть прописано какой режим какой ситуации соответствует.

Если индикаторы просто пронумерованы, то следует иметь дислокацию, содержащую информацию о соответствии его номера помещению (помещениям) которые этим шлейфом оборудованы.

Если говорить про переключение прибора, то очевидно:

При ложном срабатывании система оповещения будет «орать» и действовать не нервы. Сама по себе она не замолчит, обслуживающая организация сразу не приедет, поэтому персонал должен уметь «угомонить» ее самостоятельно.

Обратная сторона этого умения – самовольное отключение сигнализации при ее частых ложных срабатываниях.

ДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЛА ПРИ СРАБАТЫВАНИИ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Здесь все несколько проще.

  1. Определить причину срабатывания;
  2. При обнаружении возгорания сообщить в пожарную часть;
  3. Приступить к эвакуации сотрудников и посетителей объекта;
  4. Принять меры к тушению пожара имеющимися первичными средствами;
  5. Встретить пожарный расчет, сообщить ему сведения позволяющие оценить ситуацию.

Это, на мой взгляд, квинтэссенция требуемых действий.

В интернете по запросу на эту тему можно встретить советы типа «закрыть двери в помещения с очагом возгорания и открыть там окна» – слабо представляю зачем. Да и не до того будет.

Поэтому, готовя инструкции по действиям персонала при пожаре для своих «подопечных» объектов, я использовал приведенную выше заготовку.

Тоже есть спорные моменты. Что делать сначала: звонить по «01» или выяснять причину сработки? А если она ложная? Можно и на штраф за «пустой» вызов нарваться. С другой стороны, если это реальный пожар, то счет идет на минуты.

Поэтому следует поддерживать систему пожарной сигнализации в состоянии, исключающем или сводящим к минимуму ложные срабатывания. Достигается это правильным и своевременным техническим обслуживанием. Это, кстати, отдельный разговор.

Опять же, чем точнее можно локализовать место срабатывания, тем быстрее выясняется причина. Это к вопросу о правильном подходе к проектированию и выбору системы.

  • лучше подрядчик;
  • предпочтительней система;
  • качественней обслуживание.

Не вру, честное слово. На приемке он проверял точное соответствие количества расходных материалов и оборудования сметному, собирал бирки от бухт проводов, приобщал их к документации. Если все «билось в нули» – сигнализация считалась принятой. Работоспосбность не проверялась.

Это я к тому, что некомпетентность и жадность заказчика может свести к нулю эффективность эксплуатации любой системы.

© 2014 — 2021 г.г. Все права защищены.

Материалы сайта имеют ознакомительный характер и не могут использоваться в качестве руководящих и официальных документов

Алгоритм расстановки пожарных извещателей согласно СП 484

С введением новых сводов правил СП 484.1311500.2020 гормы расстановки пожарных извещателей кажутся более однозначными. Каков алгоритм принятия решения о количестве и размещении тепловых и дымовых извещателей?

Новые своды правил СП 484.1311500.2020 (далее СП 484) существенно меняют требования к СПС, поэтому занялся их детальным рассмотрением (о чем пишу в статьях с меткой СП 484).

И вот пришла пора расставлять датчики дыма в соответствии с СП 484.

Самое приятное изменение в СП 484 это более понятный и адекватный алгоритм размещения пожарных датчиков.

Но самое главное — алгоритм теперь более удобен для автоматизации.

Требования СП 484 к размещению пожарных датчиков.

6.6.15. Точечные тепловые ИП следует размещать в соответствии с таблицей 1.

Высота контролируемого помещения, мРадиус зоны контроля, м
До 3,5 включ.3,55
Св. 3,5 до 6,0 включ.3,20
Св. 6,0 до 9,0 включ.2,85

6.6.16. Точечные дымовые ИП следует размещать в соответствии с таблицей 2.

Высота контролируемого помещения, мРадиус зоны контроля, м
До 3,5 включ.6,40
Св. 3,5 до 6,0 включ.6,05
Св. 6,0 до 10,0 включ.5,70
Св. 10,0 до 12,0 включ.5,35

Алгоритм размещения пожарных датчиков.

Чтобы понять какие изменения наступили для количества датчиков, применяемых на объекте, рассмотрим практические задачи размещения датчиков дыма в соответствие новым сводам правил СП 484.

Своды правил не содержат требование «трех датчиков», поэтому следует предполагать, что цель, достигаемая идеей требования «трех датчиков» как-то спроецирована в новые требования, но имеет уже более формальную и понятную формулировку.

Выберем помещение полностью вмещающееся в зону контроля одного датчика.

По теореме Пифагора от датчика до стены все те же 4,5 м. Придется разместить два датчика впритык для контроля каждой точки двумя датчиками.

Раздвинем немного датчики — и сразу окажется что появились зоны, не контролируемые двумя датчиками.

Придётся добавлять еще один датчик.

Возьмем помещение, которое по одной из стороне больше чем зона контроля одного датчика.

Двух датчиков понятно что недостаточно для контроля всего помещения в соответствие с СП 484, поэтому добавим третий датчик.

Неожиданно оказалось, что и трех датчиков теперь недостаточно, поэтому добавим четвертый.

Большое помещение, превышающее зону контроля датчика

Перейдем к рассмотрению помещения, в которое полностью вписывается зона контроля одного датчика дыма.

В старых требованиях, в том числе и СП 5, нам хватило бы 4 датчика дыма. Сколько же понадобится датчиков дыма для того чтобы обеспечить контроль такого помещения двумя датчиками каждой точки, в соответствие с СП 484?

Сместит датчик до достижения зоной угла помещения.

И начнем добавлять датчики до достижения момента, когда каждая точка помещения контролируется двумя датчиками.

Добавляя датчики бездумно, мы достигли момента, когда требуется добавить еще и 8-й датчик.

Но если поиграться с размещением датчиков, то окажется, что хватило бы и 6 датчиков дыма.

голоса
Рейтинг статьи
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]