Датчики давления в шинах; какие бывают
Датчики давления в шинах — какие бывают
Достаточное давление в шинах – это один из важных эксплуатационных параметров автомобиля. Водителям рекомендуется не реже 2-х раз в неделю проверять наличие воздуха в колёсах. Для этого необходимо использовать манометр. Но стоит напомнить, что мы живём в современном технологичном мире. Теперь, автовладельцы могут приобрести датчики давления в шинах и следить за наличием воздуха дистанционно. Например, водитель может открыть приложением смартфона и узнать о состоянии колёс во время движения машины или находясь дома.
Датчики давления в шинах – что это
Датчик давления в шинах – это небольшое устройство с функцией контроля объёма воздуха в покрышке, предназначенное для установки на колесо. В некоторых случаях, приборы предоставляют более расширенную информацию, такую как температура колеса. Согласно исследованиям, на Западе и в Европе, автовладельцы игнорируют осмотр шин перед поездкой, что повышает риск аварийной ситуации. А более 40 % водителей, интересуются давлением в колёсах 1-2 раза в год. Эти манеры свойственны и россиянам.
Учитывая игнорирование автовладельцами ухода за колёсами, некоторые иностранные автоконцерны стали оборудовать машины системой TPMS (Tyre pressure monitoring system), контролирующей давление в шинах. Идея оказалась довольно интересной для многих частных инженерных компаний, и на рынке появились комплекты датчиков давления. Они подразделяются на следующие виды:
- механические;
- электронные;
- наружные;
- внутренние.
Установив датчики на колесо, владелец тюнингует свой автомобиль полезной опцией. Благодаря системе контроля воздуха, минимизируются риски опасных дорожных ситуаций.
Виды датчиков давления в шинах
Перечисленные выше виды датчиков, имеют различную сложность конструкции. Они могут быть простейшими, и установить их можно самостоятельно. А сложные, потребуют помощи шиномонтажной мастерской, а иногда и прошивки ПО автомобиля.
- Электронные внутренние, это сложные и более надёжные датчики, имеющие защиту от внешних повреждений. Они устанавливаются в полость покрышки, на место штуцера накачки. Украсть такой датчик невозможно, если только вместе с колесом. Каждый из элементов имеет собственный источник питания в виде малогабаритной батареи. Связь с устройство поддерживается с помощью канала Bluetooth. Это самая дорогая система контроля давления, с ценой от 14 до 48 тыс. рублей за комплект. При этом, придётся раскошелиться на разбортировку каждого колеса для установки контроллера.
- Электронные внешние, эти датчики устанавливаются снаружи, вместо защитного колпачка на золотник. В комплекте с ними предоставляется блок управления, который распределяет сигнал о состоянии колёс через Bluetooth. Блок управления может быть отдельным устройством, подключаемым в гнездо прикуривателя, или передатчиком информации на смартфон с установленным программным обеспечением. Комплект такого устройства обойдётся около 4-8 тыс. рублей. При этом, владельцу не придётся посещать шиномонтажную мастерскую и разбортировать колеса.
- Механические с отсутствием электроники. Значительно удешевляет систему контроля, имеющую ценовой диапазон до 1500 рублей. Датчики также замещают колпачки на золотниках и работают от давления в шине. Если воздуха в покрышке достаточно, то колпачок показывает зелёное деление. При необходимости подкачать шину, появляется жёлтое деление. В случае критически сниженного давления, на колпачке появляется красный сигнал. Чтобы оценить состояние колёс, владельцу необходимо сделать визуальный осмотр.
Внешние датчики имеют несколько недостатков. Самые очевидные из которых, это незащищённость от внешних повреждений, и лёгкий демонтаж, позволяющий воришкам быстро снять устройства с колёс.
Почему важно поддерживать правильное давление в шинах
Конструкция узлов автомобиля и покрышек, рассчитывается инженерами с соблюдением определённых параметров. После испытаний, производители присваивают своим изделиям эксплуатационные характеристики. Если установленный производителем параметр давления в шинах не будет соответствовать заводским требованиям, то автомобиль не сможет отвечать заявленным эксплуатационным характеристикам. Например, сниженное давление в шинах приводит к следующему:
- повышается расход топлива;
- ускоряется износ покрышек;
- увеличивается нагрузка на подвеску и рулевые механизмы;
- ухудшается курсовая устойчивость.
Исследования доказали, что потеря воздуха в колесе всего на 0,1 Bar, ускоряет истирание резины на 30%. В этом случае, быстрее изнашиваются боковые части протектора и появляется больше трещин. Избыточное давление, также негативно влияет на покрышку. При данных условиях, более быстрому износу подвержена центральная часть протектора.
Бережливому хозяину стоит взять на заметку систему контроля давления в шинах. Такой вариант полезного тюнинга, доступен каждому российскому автовладельцу. Уход за колёсами очень важен, так как от их состояния зависит безопасность эксплуатации машины.
Датчики давления воздуха в шинах
Большая часть автолюбителей задумывается о давлении в шинах дважды в год во время сезонной смены резины. Сменив резину и подкачав покрышки, владельцы автомобилей часто забывают о давлении в покрышках до следующего сезонного посещения шиномонтажа. Однако пониженное или повышенное давление в шинах — не только причина увеличенного расхода топлива, снижения управляемости автомобиля и ускоренного износа покрышек, но и дополнительный риск аварий. Для постоянного контроля давления в покрышках многие автопроизводители разработали систему контроля давления — датчики давления воздуха в шинах, которые интегрируются с бортовым компьютером автомобиля.
Как и многие другие технические нововведения, первые датчики давления в шинах являются плодом деятельности военной промышленности. Они использовались на армейских грузовиках в сочетании со стрелочными манометрами и специальным краном для снижения давления в шинах, что повышало проходимость грузовика. Современные датчики давления используются и на гражданских автомобилях.
Виды датчиков
Существуют несколько основных видов датчиков давления в шинах: внешние датчики, а также внутренние с прямым или косвенным измерением.
- Датчики с косвенным измерением интегрированы в систему ABS с расширенным программным обеспечением. Принцип измерения основан на том, что спущенное колесо имеет меньший радиус и за 1 оборот проходит меньшее расстояние. Датчик системы ABS, измерив пройденное расстояние, определяет, что колесо проехало меньше, чем заложено в контрольных результатах. После этого подается сигнал о неисправности, а водитель извещается об этом благодаря загорающейся на приборной панели лампочке.
- При системе прямого измерения давления TPMS (Tire Pressure Monitoring System) каждый датчик расположен непосредственно в колесе вместо штатного вентиля. Датчик снабжен передающей антенной и встроенным блоком питания в виде литиевой аккумуляторной батареи. Раз в минуту данные с каждого датчика передаются на принимающую антенну, которая передает показатели непосредственно в бортовой компьютер автомобиля. Полученные результаты сравниваются с контрольными данными, в случае несовпадения результатов бортовой компьютер извещает автовладельца о неисправности.
- Внешние датчики устанавливаются на штатные вентили снаружи. Вся система состоит из датчиков, мобильного приложения на сотовом телефоне автовладельца и блока управления, который нужен для синхронизации при регистрации аккаунта программы и в тех случаях, когда владелец отправляется в поездку без сотового телефона. Датчики синхронизируются с сотовым телефоном посредством Bluetooth, данные передаются на мобильный телефон и в блок управления. Владелец авто может сам установить контрольные параметры, при выходе за пределы которых владелец будет извещаться о неисправности.
Принцип работы TPMS
Датчики прямого измерения TPMS — более сложная система, чем при косвенном контроле с помощью датчиков ABS. В установленной штатно системе TPMS каждый датчик давления комбинируется с датчиками температуры, ускорения и напряжения. Датчик напряжения следит за состоянием аккумуляторной батареи, датчик скорости активирует непосредственно сам датчик давления при начале движения автомобиля, датчик температуры контролирует перегрев шины и обеспечивает температурную компенсацию передаваемых данных.
Данные замеров передаются радиосигналом на ресивер каждые 60 с, при изменении давления в шинах частотность передачи увеличивается до 15 с.
Плюсы и минусы различных систем
Различные системы контроля давления в шинах, к которым относятся датчики давления TPMS или косвенный контроль с помощью системы ABS или внешние датчики, имеют свои преимущества и недостатки.
- Косвенный контроль дешевле, однако в этом случае система может лишь дать сигнал о том, что в одном из колес снижено давление. Так как контрольный результат складывается из суммирования расстояния, пройденного расположенными по диагонали колесами, то определить конкретную шину со снизившимся давлением система не способна. Водителю приходится самому выходить и осматривать каждое колесо. Такая система дешевле и используется, например, на автомобиле Mazda CX-5.
- Штатная система TPMS позволяет определить конкретное колесо, в котором снижено или, наоборот, повышено давление. Благодаря радиоантеннам, расположенным в каждом датчике на каждом колесе, бортовой компьютер, принимая информацию, сообщает водителю о проблемах с давлением в конкретном колесе. Эта система контроля давления в шинах обходится дороже и, как правило, применяется на автомобилях стоимостью от 1000000 рублей и выше. Еще одним недостатком TPMS является то, что в датчиках используется несъемная аккумуляторная батарея, после выработки ее ресурса придется полностью менять датчик. Кроме того, замена дисков автомобиля со штатных на новые может повредить датчики.
- Внешняя система контроля — компромисс между косвенным и прямым контролем. Она намного дешевле и может быть установлена самостоятельно любым автовладельцем. Однако из-за того, что колпачки датчика устанавливаются снаружи на вентили, их можно потерять, да и выглядят они не всегда уместно. Впрочем, эти недостатки компенсируются ценой и возможностью самостоятельной установки на любой автомобиль.
На каких автомобилях используются?
Встроенные датчики давления в шинах TPMS — неотъемлемая часть многих современных автомобилей. Большинство производителей использует стандартную систему TPMS, однако в некоторых моделях применяются неординарные схемы работы системы контроля давления в шинах.
Штатная система контроля давления в шинах (TPMS). Часть1 — активация и установка датчиков для зимних шин.
Заказал на AliExpress два комплекта датчиков (315Мгц) давления в шинах (8 шт.):
Каждый датчик имеет свой ID. Изначально думал прописать один комплект (для зимы) из 4-х датчиков и клонировать их ID для второго комплекта (для лета). Но при попытки клонировать заменить оригинальные ID датчиков не получить, поэтому решил активировать пока только первый комплект, который я установил для зимних шин:
Порядок действий для активации:
1. Установка датчиков в колеса.
2. Активация система контроля давления в шинах в ETACS:
— TPMS —> present;
— TPMS Information —> 200/270 kPa;
— TPMS type —> EUR spec;
После активации получаем ошибку:
3. Регистрация датчиков через MUT:
При регистрации датчиков я решил использовать прибор для пробуждения датчиков (EL-50448), а не спускать шины для пробуждения датчиков. Устройство заказывал заранее, при покупки датчиков. Но оно не пригодилось т.к. у человека который мне регистрировал датчики было профессиональное дилерское устройство для пробуждения датчиков. Регистрация датчиков занимает менее 5 минут:
После этого сообщение на приборной панели сразу же исчезло…
На зимний период TPMS реализовано, теперь остается реализовать для лета.
Есть два варианта:
Первый, это заменить приборную панель, с индикацией TPMS и функцией выбора лето-зима, совместно с заменой ECU-блоков ETACS на 647 и KOS на более новый). И после этого прописать второй комплект датчиков.
А второй, это просто клонировать первый комплект датчиков, т.е. купить программируемые датчики и прописать в них нужные ID от первого комплекта:
Есть еще один вариант — установить второй комплект датчиков в летние шины, и просто каждый раз делать перерегистрацию MUTом при смене колес…
Mitsubishi Lancer 2007, engine Gasoline 2.0 liter., 150 h. p., Front drive, CVT — electronics
Comments 67
Любые датчики можно?
Как датчики спустя время, живы, пашут?
да…они сейчас в зимних колесах, а в летних клоны стоят… Все работают
почти тоже самое заказал — 4 датчика + Autel MaxiTPMS PAD TPMS, датчики приехали а программатор еще нет
Я программатор решил не заказывать, и не прогадал )))
Здравствуйте. Я так понял, что система TPMS будет работать только если KOS есть. Если ее просто поставить (без KOS) работать не будет. Все верно? Спасибо.
т.е. покупаю датчики на 315 МГц, устанавливаю в колеса, активирую в ETAKS, пробуждаю датчики, после этого все должно работать? Не знаете, на рестайле какие-то особенности есть? Спасибо.
DronExecutor
Через 356 имм будет работать датчики?
а я проигнорировал данный доп, возни много, а толку мало…
Ну толк от системы контроля давления шин всегда есть, даже от такой малоинформативной, как штатная.
А по сравнению с установкой нештатных TPMS вся возня — это изменение коддинга.)
Какое колесо не показывает, температуру тоже, со вторым комплектом доп.возня, лично мне такое нафиг не нужно.
Никакой доп. возни со вторым комплектом нет — люди, которые продают программируемые датчики, обычно сразу и бесплатно прописывают в них ID датчиков первого комплекта.
Как это никакой, а спускать накачивать ну не показывает она какое именно колесо, это для меня пороговый минус!
Это да, спускать-накачивать надо — пока ещё не придумали, как без этого датчик внутрь колеса запихнуть!
Ну вообще придумали, на сосок внешний датчик. Правда их …ят, но это уже совсем другая история.
Как это никакой, а спускать накачивать ну не показывает она какое именно колесо, это для меня пороговый минус!
Я как то в горах ехал, так по грунтовке и без того мотает. Что колесо пробил понял уже на асфальте. Немного пожевало. А так бы сразу увидел.
Какое колесо не показывает, температуру тоже, со вторым комплектом доп.возня, лично мне такое нафиг не нужно.
А вы спросите тех у кого есть такая возможность. Сильно они ею пользуются. это больше аварийная система, и очень удобно, когда при превышении допустимого порога она тебе напоминает о необх.подкачки колес и этого достаточно. Температуру можно и так посмотреть, не обязательно мерить ее в колесе. А если прям кортит посмотреть можно взять либо простецкий сканер датчиков давления или пукалку для обд2 и когда надо посмотреть давление. У меня есть возможность и так и так это делать. Но, повторюсь, это нафиг не нужная функция — основное назначение это просто сигнализация о низком давлении в шинах, т.к. на глаз 1.8 кпа ты не увидишь, а система увидит
Какое колесо не показывает, температуру тоже, со вторым комплектом доп.возня, лично мне такое нафиг не нужно.
Вот если бы была система автоматической подкачки и регулировки давления… Но это уже когда автопилот активируют, видимо 🙂
Как работает система контроля давления в шинах?
Как работает система контроля давления в шинах? картинка номер 1
Изображение статьи «Как работает система контроля давления в шинах?»
В Америке и странах Европы система контроля давления в шинах является обязательным элементом автомобиля. Скорее всего, в ближайшее время такие же правила примут и в России.
Но даже если эта система не станет обязательной, ничего не мешает установить ее в автомобиль, если штатная TPMS производителем не предусмотрена: намного лучше своевременно узнать, что колесо спускает, чем дожидаться печальных последствий.
TPMS (tire pressure monitoring system) отслеживает изменения в давлении шин: даже небольшое понижение давление в одном колесе увеличивает расход топлива, ухудшает управляемость авто и увеличивает износ протектора.
Сейчас в система контроля давления разделяют системы прямого (direct) и косвенного (indirect) направления – расскажем подробнее, что это такое.
Как устроена «прямая» система
В системах прямого измерения на вентили всех колес ставят датчики. Они могут устанавливаться внутри или снаружи. Датчик фиксирует уровень давления в колесе и передает информацию по радиосвязи в блок управления. Тут большую роль играет точность показаний – можно отследить даже уменьшение давления всего на 0,1 бар.
«Прямая» система дороже «косвенной», но она передает сведения точнее и быстрее. У нее, конечно, есть и свои нюансы: если придется менять местами шины для равномерного износа, то в блок управления нужно будет внести информацию об этом.
Как устроена «косвенная» система
Так называемая «косвенная» TPMS по сути является программным расширением для ABS: в своей работе она использует штатные датчики вращения колеса. Система контролирует изменения в частоте вращения колес и на основании этой информации может диагностировать падение давления в шинах.
В данном случае речь не идет о точных значениях, а только сигнализирует о значительном отклонении от привычного давления – значимое отклонение в данном случае составляет 0,3 бар, а опасное – 0,5 бар.
«Косвенные» системы могут ошибочно передавать сигнал о снижении давления в шинах также при:
Неравномерном размещении груза
Частом перестроении из полосы в полосу
Резких спусках и подъемах
Но это можно отрегулировать, например, установив задержку оповещения. Можно еще перезагрузить систему, чтобы при запуске она настроилась на иные значения давления в шинах.
TPMS от AIRLINE
В ассортименте AIRLINE 2 модели «прямой» системы.
Система контроля давления в шинах TPMS БЛЭК ATP-MS-01 включает в себя 4 датчика и приёмный модуль с цветным ЖК дисплеем. Датчики монтируются на ниппель колеса автомобиля, измеряют давление и температуру воздуха в шине и передают информацию о значении давления по радиоканалу на дисплей. При изменении давления в колесе система передает информацию звуковыми сигналами и отображает ее на дисплее. Пороговые значения давлений и температуры настраиваются в меню дисплея. Систему можно установить самостоятельно – это не требует специальных навыков.
Приемный модуль питается от гнезда прикуривателя автомобиля, также есть USB выход чтобы было удобно параллельно заряжать смартфон. В комплект входит приемник с дисплеем, 4 внешних датчика давления, 4 контргайки, комплект приспособлений для монтажа датчиков, гарантийный талон и инструкция. Рабочая температура датчиков от -40°С до +125°С.
Система контроля давления в шинах TPMS беспроводная ИНСАЙДЕР СОЛЯР ATP-MS-02 включает в себя 4 датчика и приемный модуль с цветным ЖК дисплеем. При изменении давления в колесе система передает информацию звуковыми сигналами и отображает ее на дисплее. Датчики имеют маркировку положения, но колеса можно менять местами, все перенастраивается. Рабочая температура датчиков от -40°С до +125°С.
В комплекте есть двусторонний скотч для фиксации приемного модуля на торпеде автомобиля, также его можно крепить на коврик-липучку.
Приемный модуль питается от встроенного литий-полимерного аккумулятора, который заряжается от встроенной солнечной батареи или гнезда microUSB. В комплект входит приемник с дисплеем, внутренние датчики, кабель USB-microUSB, двусторонний скотч, гарантийный талон и инструкция. Для установки требуется шиномонтаж, поэтому для правильной установки мы рекомендуем обратиться в сервисный центр.