ЭРА ГЛОНАСС закончилась — по крайней мере, на Дальнем Востоке
ЭРА ГЛОНАСС закончилась — по крайней мере, на Дальнем Востоке
Россия. Владивосток. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС —>
Обновлено в 16:02
Жителям Дальневосточного федерального округа разрешили ввозить в страну автомобили без установки на них системы экстренного реагирования на аварии ЭРА ГЛОНАСС. Мера касается только праворульных подержанных машин — и только по одной в год на человека.
Распоряжение отдал премьер-министр Дмитрий Медведев. Министерствам и ведомствам поручено обеспечить применение временного порядка, который вступает в силу на следующей неделе.
Об отмене требований по ЭРА ГЛОНАСС просили власти Приморья. В региональном правительстве сочли, что установка системы требует от владельца дополнительных расходов, что для людей с небольшим доходом, покупающих подержанную машину, становится ощутимым бременем.
С весны стоимость установки ЭРА ГЛОНАСС выросла с 28 тысяч до 33 тысяч рублей. О ситуации рассказывает корреспондент владивостокского портала VL.ru Валерия Федоренко:
— Время, конечно, тоже играет роль. Раньше были очень большие очереди. Сейчас стало немножко проще, тем не менее все равно на стоянке стоят машины там какое-то время. Но здесь дело, конечно, в основном в деньгах, потому что около 30 тысяч рублей, сейчас чуть-чуть побольше, стоит эта кнопка — вместе с установкой, с покупкой. И при этом она совершенно не работает, что показательно. То есть был ряд тестов, которые показывают: совершенно бесполезное устройство, которое при ДТП не спасает совершенно. Причем ни в автоматическом режиме, ни в ручном, если на нее нажимать и пытаться вызвать диспетчера лично. Никто тебе не может сказать, где ты находишься, на самом деле. Никто не может приехать тебя спасти.
— Это как-то объясняют те, кто обслуживает это? Почему это не работает?
— Скорее всего, потому что нет центров. Диспетчерская-то находится в Центральной части России, а у нас страна большая. Тут еще вот в чем история: машины-то стоят не так дорого. 30 тысяч стоит эта кнопка ГЛОНАСС. В принципе, из Японии можно привезти машину и за 150 тысяч, если самая простая, за 200 тысяч.
— Если вот так оценивать улицы, сколько праворульных этих японских машин. Это существенная доля?
— Да вся почти. Это не то чтобы существенная доля, процентов 95, наверное. Может, даже больше. У нас все машины из Японии, но они дешевле, лучше и качественнее. Все запчасти у нас на японские авто. Есть, конечно, сервисные центры на какие-нибудь Skoda, на Mercedes, но они дороже. Да зачем, если мы все привыкли к нормальным Toyota. У нас даже поговорка есть «Сердце слева, руль справа».
Тот факт, что на Дальнем Востоке абонентские терминалы ЭРА ГЛОНАСС попросту не работают, подтверждает и председатель общественного движения «Общество защиты автомобилистов Приморского края» Дмитрий Пенязь:
Дмитрий Пенязь председатель общественного движения «Общество защиты автомобилистов Приморского края» «Это действительно так. Кнопка не работает. Услуга по большому счету навязана. Есть группа, которая пролоббировала назначение этого документа, обязывающего устанавливать всех кнопку ГЛОНАСС на автомобили, которые в том числе были в употреблении. На сегодняшний момент ситуация такова, что кнопки эти не работают. По какой причине, неизвестно, потому что нигде не прописано, кто должен отвечать за прием этого звонка, кто — за оказание помощи либо неоказание помощи, кто — именно за техническое сопровождение. То есть сегодня наши покупатели просто приобретают эту кнопку, дополнительная навязанная услуга — от 20 до 30 тысяч рублей. Кнопка не работает».
С просьбой об отмене требований по ЭРА ГЛОНАСС к Дмитрию Медведеву обратился врио губернатора Приморья Олег Кожемяко. В ближайшее время ему предстоят выборы, поэтому бизнес к популистской инициативе настроен осторожно.
Никто не видел конкретных документов, рассказывает управляющий партнер компании «Монтранс 8» Станислав Емельянов:
— Люди, которые в этом бизнесе находятся, производители терминалов ЭРА ГЛОНАСС, у нас пока не видели официального документа, какого-то письма, постановления правительства или поправки, в котором бы об этом говорилось, об отмене. Однако действительно были заявления. По-моему, через три недели будут выборы губернатора, и были заявления о том, что якобы для того, чтобы облегчить жизнь простым людям, и так далее. Но на сегодняшний день письма или документа никакого никто не видел. Если ты водишь машину, вот сегодня, тебе нужно обязательно поставить ЭРА ГЛОНАСС, иначе таможня не даст добро.
— Почему, собственно, не работает?
— Первая причина: оборудование, как правило, устанавливается на автомобили некачественно, а иногда просто вообще его не подключают. Принесли бумагу в таможню, автомобиль растаможили, ПТС выдали — все, до свидания. Вторая причина: в Дальневосточном федеральном округе сотовая связь работает далеко не везде. Или работает плохо, нестабильно. Мы просто не можем дозвониться до оператора кол-центра ЭРА ГЛОНАСС в тех местах, где нет сотовой связи, поэтому люди думают, что она просто не работает. Третья причина: некачественное оборудование ЭРА ГЛОНАСС. На рынке есть несколько производителей оборудования ЭРА ГЛОНАСС, и некоторые из них производят некачественное оборудование, которое, в принципе, само по себе имеет сертификат, но оно не работает. Оно работает нестабильно.
ЭРА ГЛОНАСС с этого года в обязательном порядке устанавливается на все продаваемые в России новые автомобили. Если владелец растаможивает машину самостоятельно, он же должен обеспечивать установку абонентского терминала.
Система экстренного реагирования призвана обеспечить оперативное получение информации о дорожно-транспортных происшествиях. При аварии устройство автоматически определяет степень ее тяжести, определяет местоположение автомобиля через спутники системы ГЛОНАСС или GPS и устанавливает связь с оператором.
ЭРА-ГЛОНАСС как сервис поиска и возврата
5 июня в Москве прошёл 2-ой международный конгресс ЭРА-ГЛОНАСС, посвящённый, как несложно догадаться, проблемам внедрения одноимённой системы быстрого реагирования на ДТП. В числе прочих тем на конгрессе обсуждалась и возможность наделения системы сервисными функциями, такими как защита от угона и поиск угнанного автомобиля.
Интересная структурная новость: руководителем рабочей группы по внедрению ЭРЫ-ГЛОНАСС стал президент Группы ГАЗ Бу Андерсон, приглашённый лично Владиславом Сурковым.
Лучшего менеджера для проекта найти трудно: Андерсон в своё время, работая в GM, занимался внедрением системы On Star (www.onstar.com), которую можно назвать американским аналогом Эры-ГЛОНАСС. Кроме того, Бу Андерсон прекрасно разбирается в автопроизводстве и знает все проблемы внедрения новой аппаратуры на конвейер. А именно об этом идёт речь: к концу 2014 года терминалы ЭРА-ГЛОНАСС будут устанавливаться в обязательном порядке уже на автозаводах, правда, пока на «отдельных категориях коммерческой техники». Переход к тотальной конвейерной установке намечен на 2015 год.
Основным документом, определяющим требования ко всем автомобильным системам, является Техрегламент о безопасности колёсных транспортных средств. Уже подготовлен список необходимых изменений в Техрегламент, предусматривающий как обязательную установку терминалов ЭРА-ГЛОНАСС (на автомобили категорий М и N), так и базовые требования к самой системе. Требования эти будут распространяться только на новые автомобили, выпускаемые в обращение на территории РФ. Это важно: не только продукция российских автозаводов будет содержать терминалы ГЛОНАСС, но и автомобили зарубежного производства, иначе их просто не сертифицируют.
В декабре прошлого года были подготовлены четыре ГОСТа для абонентского оборудования Эры, ещё четыре проекта ГОСТов жду своего публичного обсуждения. К сентябрю, после принятия поправок в Техрегламент, как обещает Бу Андерсон, будут окончательно определены даты и спецификации оборудования. Важно, по его мнению, создать «открытые стандарты», то есть обеспечить совместимость Эры-ГЛОНАСС с аналогичными зарубежными системами, прежде всего европейской E-Call, которая уже работает полтора года в пилотном режиме.
Что может ЭРА-ГЛОНАСС в своей так сказать «базовой версии»? Определять скорость и координаты транспортного средства, автоматически или посредством тревожной кнопки реагировать на ДТП и обеспечивать голосовую связь между оператором Эры и пострадавшим автомобилем. Это, по идее, должно способствовать снижению смертности в ДТП и уменьшению тяжести их последствий из-за более быстрого приезда спасательных служб.
Однако главная задача Эры-ГЛОНАСС не только в этом. И даже не столько, как ни цинично это звучит. Главные задачи проекта можно сформулировать так: оправдать гигантские затраты на внедрение и поддержание работоспособности самого ГЛОНАССа, а так же регулируемо коммерциализировать его. Если до сих пор основным способом получения прибыли от ГЛОНАССа были налоги и пошлины от продажи навигаторов на свободном рынке, то теперь создаётся инфраструктура по аппаратному и сервисному обеспечению Эры-ГЛОНАСС. Так вот, изготовление, продажа и установка терминалов, создание карт, предоставление услуг – охранных, трекинговых, телематических – всё это способы монетизации Эры-ГЛОНАСС, а значит, и самого ГЛОНАССа. Через налоги, дополнительные рабочие места, размещение заказов на отечественных предприятиях. Ёмкость сервисного рынка столь велика, что упомянутые 4 млрд руб на внедрение Эры покажутся совершенно смешной суммой.
Сейчас, на этапе утверждения техтребований, в Эру-ГЛОНАСС можно заложить практически любые возможности – это многократно повторял в своём выступлении разработчик абонентского оборудования НИСа Ярослав Доморацкий. Если систему «додумать до конца», она станет очень действенным инструментом безопасности, а не просто «тревожной кнопкой». Он перечислил основные отличия терминалов Эры-ГЛОНАСС от оборудования E-Call: использование не только тонального набора для вызова оператора 112, но и SMS, возможность тестирования системы во время регулярного ТО автомобиля, удалённое конфигурирование, запись профиля ДТП или оценка его тяжести. В то же время за рубежом уже вводятся такие функции, как аудиовизуальный мониторинг общественного и специального транспорта, он-лайн тахографы (дистанционное слежение за режимом работы и отдыха дальнобойщиков), работа терминалов в режиме «чёрного ящика», с записью всех параметров движения и обстановки в салоне или кабине. Нам бы перенять эти идеи, но в России не существует унифицированных требований к регистраторам и протоколов взаимодействия с наземной инфраструктурой. Вот как раз их-то и надо создавать, прежде чем автозаводы разошлют конкретные ТЗ своим поставщикам.
Очевидно, что если ввести в Эру-ГЛОНАСС способность контролировать дорожную обстановку, то есть снабдить её видеорегистратором, то из системы реагирования она превратится в систему предупреждения аварий, что гораздо более эффективно. Для этого нужно прописать технические условия на автоматическую передачу сигнала об опасности от автомобиля к автомобилю, централизованную передачу оповещения о случившихся ДТП, управление транспортными потоками в режиме «зелёной волны», предупреждение о выезде на перекрёсток с ограниченной видимостью, распознавание дорожных знаков и сигнализация о нарушении ПДД. Технически всё это реализуемо, но требует инфраструктурных дополнений и введения ряда новых ГОСТов и поправок в Техрегламент.
А вот то, что вынесено в заголовок статьи (противоугонные функции), не требует отдельного регламентирования, так как все стандарты уже есть, бери и вписывай в спецификацию на терминалы Эры. Подумайте: все, абсолютно все новые автомобили могут продаваться в России с уже установленной функцией поиска и возврата! С одной стороны это, конечно, означает упадок бизнеса независимых СОС-компаний, которым останется только сужающийся рынок подержанных машин. Но с другой – это отмена диктата страховых компаний, просто вынуждающих клиента устанавливать неоправданно дорогие спутниковые сигнализации. И брать неоправданно высокую абонентскую плату.
Расширение рынка до всего объёма автопарка России естественным образом снизит цену противоугонного обслуживания в несколько раз, как это произошло с сотовой связью. Более того, пока не утверждён окончательный техрегламент, можно вообще предусмотреть бесплатное оказание базового набора услуг по поиску автомобиля, просто в рамках Закона о полиции. Допустим, выдавать координаты автомобиля не только по запросу следственных органов, а по желанию автовладельца. А за деньги выдавать полный трек, наложенный на карту, со скоростью, переговорами в салоне и показаниями видеорегистратора. Впрочем, вряд ли это удачный пример, информация всё рано должна быть предоставлена Полиции бесплатно. Но если автовладелец заведомо не хочет связываться с Полицией, если ему нужна отдельная группа быстрого реагирования с возможностью силового «отбития» машины – вуаля, это как раз сфера нынешних СОС, и на этом можно зарабатывать. Опцией может быть и абонентская плата за пользование личным кабинетом на сервере Эры-ГЛОНАСС, где состояние автомобиля будет показываться в реальном времени.
Другой статьёй дохода от предоставления противоугонных сервисов будет сотовый трафик: что такое несколько сот или даже тысяч рублей за передачу данных о местоположении, если на кону стоимость автомобиля! Сейчас бесплатная передача координат гарантирована только в режиме «тревожной кнопки», но никак не запрещается монетизировать иные телематические сервисы.
Ясно, что с введением в Эру-ГЛОНАСС противоугонных функций сильно изменится вся структура российского рынка car security. Страховые тарифы потеряют привязку к установленным охранным системам, снизится поток клиентов у установщиков и производителей сигнализаций. Но, с другой стороны, те же электронщики смогут переориентировать производство на аппаратуру по спецификации Эры-ГЛОНАСС и поставлять её на вторичный рынок или даже на конвейеры автозаводов, тут места хватит многим, речь идёт о 4 млн новых автомобилей к 2015 году! Это более чем в два раза больше сегодняшней совокупной ёмкости рынка car security. Автопроизводители, кстати, уже плотно занимаются проблемой интеграции терминалов, проводят свои испытания, выдают рекомендации поставщикам компонентов. Занимается этим и ВАЗ.
На конгрессе присутствовал представитель АвтоВАЗа Евгенй Шмелёв, вице-президент по техническому развитию. Он поделился результатами испытаний терминалов Эры-ГЛОНАСС в Самарской области, указав, что основной проблемой для обеспечения работоспособности стало низкое качество покрытия сотовой связью. Вот полностью его выступление:
Отрадно, что ЭРА-ГЛОНАСС из средства распила бюджетных денег становится реально полезным проектом. Но заложенный в неё обязательный минимум, извините, слишком минимален для проекта такого масштаба. Пока есть время, давайте прислушаемся к специалистам и доработаем Эру-ГЛОНАСС до того уровня, за который не будет стыдно.
Вопрос эксперту: «Как сказалось введение ЭРА-ГЛОНАСС на брендах? Какие коррективы нужны?»
С 1 января 2017 года система «ЭРА-ГЛОНАСС» стала обязательной к установке на все легковые транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории РФ. Нововведение уже отразилось на участниках авторынка, и сейчас глубже видны как «плюсы», так и «минусы» проекта, легче просматриваются перспективы будущего использования. Мы попросили наших экспертов высказать личное мнение по поводу внедрения «ЭРА-ГЛОНАСС», а заодно ответить на вопрос: «Как сказалось внедрение «ЭРА-ГЛОНАСС» на брендах, которыми вы занимаетесь (на ценовой политике, покупательском спросе и пр.) и какие коррективы в Закон и существующую политику по установке этих систем вам хотелось бы предложить?».
Дмитрий Лылов, генеральный директор ООО «Россо Моторс»:
— У всех производителей модельные ряды и так сократились в связи с кризисом, теперь, после обязательного внедрения «ЭРА-ГЛОНАСС», думаю, у многих брендов с рынка уйдет еще по 1-2 модели. На покупательский спрос система никак не влияет.
Мне вообще не очень понятна практическая польза от нее, так как там, где нет покрытия мобильной связью, она не работает. Получается, вместо полезного устройства пока мы получили очередной косвенный налог для граждан и организаций, в том числе и бюджетных.
Вносить какие-то изменения в Закон, конечно, уже не стоит. Все-таки за прошедшие полгода основные технические сложности были практически устранены. Теперь надо добиться, чтобы система хотя бы год поработала без изменений.
А в перспективе, помимо оказания помощи автовладельцам, наверное, можно было бы «догрузить» систему сбором статистики по дорожному трафику, дать дополнительные возможности для сбора информации в помощь правоохранительным органам.
Владислав Рыдаев, генеральный директор ГК «Терра-Авто»:
— Безусловно, необходимость сертификации новых моделей, связанная с «ЭРА-ГЛОНАСС», будет влиять на решения брендов, оставлять на российском рынке ту или иную модель, выводить ли новую. Но по сравнению с влиянием на этот процесс курсовой разницы — данная сертификация всего лишь «сопутствующий фактор»…
На покупательский спрос нормы оснащения новых автомобилей оборудованием системы ЭРА-ГЛОНАСС не влияют, поскольку являются обязательными для всего рынка и выраженного влияния на отдельных дилеров это не производит.
Мое личное мнение об «ЭРА-ГЛОНАСС» — считаю, это стратегические государственные инвестиции, на базе которых создано передовое инфраструктурное решение. Оно должно стать рычагом качественного изменения опыта использования автомобиля в России. Основной риск в этом проекте — эффективность внедрения, успешность взаимодействия госструктур и бизнеса. Для успеха проекта важно обеспечить доступ к построенной инфраструктуре многочисленных негосударственных поставщиков услуг, понятные регламенты, гарантии, разумное ценообразование.
Если все сложится правильно, в дальнейшем я вижу достаточно широкие перспективы у проекта. Они захватывают как большинство сервисов, которые уже продаются на рынке, так и открывают возможности формирования новых линеек. Удаленной диагностики, например…
Артём Самородов, директор Департамента продаж автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр»:
— Введение «ЭРА», конечно, отразится на ассортименте дилерских центров. Ряд автопроизводителей пока не принял решение оснащать некоторые модели авто «ГЛОНАСС» специально для российского рынка. Соответственно ввоз этих авто в страну приостановлен. Пока временно.
На продажи автомобилей внедрение системы пока никак не повлияло, и, думаю, не повлияет. А вот на стоимости машин нововведение, безусловно, отразится, поскольку расходы на краш-тесты в конечном итоге будут заложены в розничную стоимость автомобилей. При этом рост цен, связанный с ГЛОНАСС, по массовым брендам составит 0,5-1% от стоимости авто, в премиум-сегменте эти цифры могут быть выше.
При этом не стоит забывать о преимуществах системы. Во-первых, это быстрое реагирование экстренных служб на дорожные происшествия. С помощью автоматической системы вся необходимая информация о произошедшем ДТП – координаты, данные об автомобиле, степень тяжести аварии – передается в пункт диспетчерской службы «Системы-112» на 30% быстрее, чем, если бы данные сообщались по телефону. Информация передается в течение 10 секунд. Отправка сообщений реализуется через наиболее распространенные в России мобильные сети – Билайн, МТС и Мегафон.
Во-вторых, подсчитано, что установка бортового терминала на всех автомобилях поможет ежегодно сохранить жизнь 4 тысячам человек. Сегодня 60% случаев автомобильных аварий заканчиваются летальным исходом для пострадавших, которым не было во время оказана медицинская помощь.
В-третьих, вызов экстренных служб происходит не только в случае возникновения ДТП: автомобилисты могут самостоятельно нажать «тревожную» кнопку в любых ситуациях, когда на дороге появляется угроза для жизни и здоровья, как самого водителя, так и пассажиров. Поэтому, конечно, у системы экстренного реагирования, безусловно, есть преимущества, направленные в первую очередь на снижение уровня смертности граждан в результате ДТП.
Что касается перспектив развития системы, то за счет сервиса «ЭРА-ГЛОНАСС» уже осуществляется контроль над сохранностью грузов и соблюдением маршрутов перевозки. Система электронного пломбирования используется для контроля российских и международных транзитных авто- и ж/д-перевозок, в том числе из Украины в Казахстан. Известно, что, начиная с апреля 2016 года, за год было установлено 3196 средств идентификации (пломб), из них 45% на автомобильном транспорте и 55% – ж/д транспорте.
Единственное, что я хотел бы изменить в Законе, который регламентирует установку ГЛОНАСС, следующее. Согласно закону, все автомобили, ввезенные на территорию Российской Федерации, должны быть оснащены системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Но речь идет только о ввезенных и новых произведенных в России автомобилях. Однако на авто, которые уже зарегистрированы в России, установка «тревожной кнопки» будет осуществляться на добровольной основе.
На сегодняшний день оснащение авто модулем «ЭРА-ГЛОНАСС» обходится частному автомобилисту в среднем в 27 тыс. руб. Значит, если не принять меры по обязательному оснащению «тревожными кнопками» не только ввозимых, но и уже зарегистрированных в Российской Федерации автомобилей – потребность в услуге по установке кнопки вызова экстренных служб будет невысокой.
Алексей Мишкин, генеральный Директор «TTK LTD» (хочузапчасть.рф):
— Думаю, внедрение «ЭРА-ГЛОНАСС» может повлиять на сокращение модельных линеек некоторых брендов. Сокращения будут, но бюджетных и малолитражных автомобилей это не коснётся вовсе. Налицо — перспектива продаж автомобилей, сокращающих издержки его обладанием (налоги, расход топлива, обслуживание, прочее).
Мое мнение о системе в целом: «ЭРА-ГЛОНАСС» — достаточно перспективное направление, хорошо поддающееся монетизации (получению прибыли) многими структурами. Но требуется пропаганда её использования с указанием положительных моментов и выгоды для пользователя.
Я думаю, в перспективе можно достаточно широко использовать систему в целом ряде направлений. Например, защита от угона. Или контроль местоположения автомобиля с выводом на мобильное устройство владельца. Есть ряд других возможностей — дистанционное отключение двигателя и блокирование/разблокирование замков дверей (для оказания помощи/содействия спецслужбам); фиксация скорости в зонах пониженной скорости, а в особо опасных зонах (школы, детские сады) — вплоть до контролируемого управления скоростным режимом автомобиля; навигация и дистанционная загрузка карт той местности, в которой находится автомобиль.
Чтобы сделать внедрение системы комфортным для участников рынка я бы предложил внести в Закон некоторые изменения. Например, увеличить период введения до 3х лет. Причём сначала, в первый год, ввести обязательную установку системы только для автомобилей премиум и бизнес класса. Во второй год — для автомобилей среднего ценового диапазона, в третий — для «бюджетников».
Передача экстренных данных в системе ЭРА-ГЛОНАСС
Bсе легковые автомобили, производимые или ввозимые на территорию РФ с 1 января 2017 года, обязаны оснащаться модулями «ЭРА-ГЛОНАСС». Новые автомобили Lada оснащаются экстренными кнопки SOS уже с 2016 года. ГОСТ на систему экстренного реагирования при авариях появился еще в далеком 2011-м, однако до сих пор не появилось ни одной технической статьи, описывающей принципы ее работы. Так что кому интересно, прошу.
Что же такое ЭРА?
«ЭРА-ГЛОНАСС» — российская государственная система Экстренного Реагирования при Авариях, нацеленная на повышение безопасности дорожного движения и уменьшения смертности от ДТП за счет сокращения времени оповещения экстренных служб. По сути, это частично скопированная европейская система eCall с некоторыми отличиями в передаваемых данных и частично обратно-совместимая с европейским родителем. Принцип работы системы достаточно прост и логичен: при аварии, встроенный в автомобиль модуль (IVS) в полностью автоматическом режиме и без участия человека определяет степень тяжести аварии, определяет местоположение транспортного средства через ГЛОНАСС или GPS, устанавливает связь с инфраструктурой «ЭРА-ГЛОНАСС» и в соответствии с протоколом передаёт необходимые данные об аварии (некий сигнал бедствия). Приняв сигнал бедствия, сотрудник колл-центра оператора ЭРА-ГЛОНАСС должен позвонить на бортовое устройство и выяснить, что произошло. Если никто не ответит — передать полученные данные в Систему-112 и отправить по точным координатам бригады спасателей и медиков, притом последним, чтобы прибыть на место, даётся 20 минут. И все это, повторюсь, без участия человека: даже если попавшие в ДТП люди не смогут самостоятельно вызвать экстренные службы, данные об аварии все равно будут переданы.
Что такое инфраструктура ЭРА?
Инфраструктуру для работы системы можно разделить на 3 основных части:
1. Устройства вызова экстренных служб, устанавливаемые в автомобили (по стандарту eCall эти устройства называются IVS — In Vehicle System) и осуществляющие сбор и передачу данных от Автомобиля
2. Инфраструктура мобильной связи, по сути, единый виртуальный оператор сотовой связи (MVNO), базирующийся не на одном, а сразу на всех реальных операторах мобильной связи. Таким образом, в случае экстренного вызова, достаточно иметь покрытие любого из действующих на территории РФ операторов мобильной связи, что в свою очередь существенно увеличивает зону действия системы. Также, с целью обеспечения максимального покрытия, в качестве опорной технологии для передачи данных выбран обычный GSM.
3. Инфраструтура приема и обработки вызовов (по eCall — PSAP — Public Safety Answering Point), представляющий из себя большой колл-центр для приема и обработки звонков.
Как это работает?
По сути внутри автомобиля находится обычный мобильный телефон, который при срабатывании подушек безопасности автоматически производит звонок и «сообщает оператору о произошедшем» и вот тут то и кроется главная технологическая «фишка» системы ЭРА-ГЛОНАСС и eCall: тональный модем.
Так как система изначально разрабатывалась для работы в местах, где может отсутствовать мобильное интернет соеденение (даже GPRS есть не всегда) был придуман протокол, позволяющий все равно передать небольшой объем экстренных данных, называемых Минимальным набором данных (МНД). Суть этого протокола в том, что вся передача данных происходит внутри Голосового GSM канала, почти как DialUp модемы в середине 2000-х, однако более помехоустойчнивого, с поддержкой временной синхронизации и ARQ.
На рисунке ниже показана временная характиристика передаваемого от IVS (Uplink — Figure 1) и от PSAP (Downlink — Figure 2) сигнала (внутри голосового канала):
Передача данных в тональном модеме в общем случае состоит из 3-х этапов:
1. Синхронизация (Figure 1 — левая часть)
2. Готовность к передаче данных (тишина на Figure 1 и передача сообщений StartMSD на Figure 2)
3. Передача ‘экстренных данных (правая часть Figure 1, состоящая из 3-х блоков (в данном случае самый первый, это синхропоследовательность, далее 3 блока — это полезные данные, а остальные — это дополнительная избыточность для повышения помехоустойчивости). Причем дополнительных блоков может быть еще больше, что в свою очередь повысит вероятность успешного декодирования.
Если кому то интересно, более детально принцип работы тонального модема можно изучить в открытом стандарте ETSI TS 126.267.
После получения и декодирования данных из канала на стороне PSAP имеется закодирование с помощью АСН.1 сообщение вида:
01580D0010410410410410410410410414100000000FFFFFFFFFFFFFFFFFF8020080200030104012328E
E6400400000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000
00000000000000000000002000000080000000000000080000000000000004000800000000000000000000000000
000000000000
Из которого после ASN.1 декодера выделяется «полезный нам» Минимальный набор данных:
На значения внутри пакета можно не смотреть, это всего лишь пример, в который заранее были закодированы тестовые данные, он нужен лишь для понимания структуры и объема передаваемой информации.
Как было сказано ранее, ЭРА-ГЛОНАСС отличается от системы eCall. Помимо базовой информации:
- VIN транспортного средства
- Тип автомобиля (легковой, грузовой, мотоцикл, автобус и.т.п.)
- Тип топлива (бензин, газ, дизельное топливо и т.п.)
- Количество пристегнутых ремней безопасности (для примерного определения количества пострадавших)
- Геолокационные данные, в том числе о траектории движения
- Времени наступления события
- Дополнительной контрольной информации о типе активации, валидности координат и.т.п.
- о тяжести ДТП (расчитвается по формуле из ГОСТ на основе профиля ускорения, полученного от акселерометров на борту IVS)
- о месте первоначального удара (спереди, сзади, сбоку, с переворотом транспортного средства)
- и о состоянии устройства вызова экстренных служб
Заключение
Многие понимают, что передача МНД это всего лишь малая часть из всех возможностей, открывающихся перед автовлядельцами и регуляторами: автомобильные терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» по желанию владельцев автомобилей могут использоваться для оказания целого комплекса дополнительных услуг, связанных с навигацией, информационным обменом в целях безопасности дорожного движения, удаленной диагностикой транспортных средств и т.д. Инфраструктура, созданная в рамках проекта «ЭРА-ГЛОНАСС», может станет основой для развития в России навигационно-информационных систем и систем интеллектуального управления трафиком — это уверенный шаг России в сторону технологий Connected Car.
Надеюсь, эта статья была полезна, однако если есть какие-то моменты, о которых хотелось бы узнать подробнее, пишите в комментариях и, возможно, я расскажу о них в следующей статье. До новых встреч!
Лаборатория Интернета Вещей
Сколковский Институт Науки и Технологий