Как регулируют тнвд на стенде
Как регулируют тнвд на стенде
Проверка и регулировка насоса высокого давления
В процессе эксплуатации насоса высокого давления изнашиваются его основные детали: гильзы и плунжеры нагнетательных секций, нагнетательные клапаны, кулачковый вал, толкатели и другие детали.
Износ нагнетательных клапанов влияет на характер впрыска, ухудшает отсечку топлива форсункой, вызывает подтекание его через распылитель и закоксование сопловых отверстий. Качество подачи топлива зависит также от упругости пружин толкателей, герметичности штуцеров, подводящих топливопроводов и других причин.
Чтобы достоверно определить неисправности и нарушения регулировок насоса высокого давления, его демонтируют с двигателя и проверяют на стенде СДТА-1. С насоса снимают автоматическую муфту опережения впрыска и устанавливают его на стенд, сцепляя вал привода стенда с кулачковым валом через соединительную муфту.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
В процессе испытаний насоса на стенде проверяют и регулируют начало подачи, величину и равномерность подачи топлива отдельными секциями. При этом используется имеющееся на стенде автоматическое устройство для привода шторки, которая вводится между эталонными форсунками и мерительными цилиндрами в момент выключения подачи, преграждая поступление топлива в цилиндры.
Избыток топлива, впрыскиваемый форсунками при остановке насоса, стекает в сборный лоток, а из него в нижний бак стенда.
Количество впрысков топлива при испытаниях измеряется счетчиком.
Регулировка начала подачи осуществляется с помощью мо-ментоскопа (рис. 87), который представляет собой короткий отрезок топливопровода, соединенный резиновой трубкой со стеклянной трубкой. Моменто-скоп присоединяют к штуцеру каждой нагнетательной секции насоса поочередно с учетом порядка работы цилиндров двигателя. Отсчет секций ведут со стороны привода насоса.
Для определения начала подачи топлива каждой секцией насоса на его корпусе со стороны привода устанавливают диск, отградуированный в градусах угла поворота с делениями через 1° от 0 до 360°. На соединительной муфте вала привода насоса закрепляют стрелку, которая служит для отсчета поворота вала.
Порядок проверки начала подачи следующий. Отсоединяют топливопровод высокого давления от штуцера первой нагнетательной секции и закрепляют на ней моментоскоп. Вращением кулачкового вала насоса заполняют стеклянную трубку момен-тоскопа топливом до половины объема и находят положение кулачкового вала, которое будет служить началом отсчета углов поворота. Это положение совпадает с началом подачи топлива первой секцией.
Начало подачи первой секцией должно происходить при вращении кулачкового вала и набегании кулачка на толкатель за 38—39° до оси симметрии кулачка. Чтобы установить ось симметрии кулачка первой секции, отмечают на градуированном диске момент начала перемещения уровня топлива в моментоскопе. Для этого медленно поворачивают вал по часовой стрелке и отмечают на диске угол поворота, совпадающий с началом перемещения уровня топлива вверх. Затем вращают вал далее по часовой стрелке на угол 90°.
По достижении угла 90° вал останавливают и начинают медленно вращать против часовой стрелки, вновь наблюдая за уровнем топлива в моментоскопе. Как только топливо начнет перемещаться опять вверх, отмечают полученный угол поворота.
Зафиксированные значения углов позволяют определить ось симметрии кулачка. Она проходит через середину между отме-ценными точками углов на градуированном диске и осью кулачкового вала. После этого, отложив по диску угол 38—39° от оси симметрии против часовой стрелки, можно найти момент начала подачи первой секцией насоса. Это положение кулачкового вала условно принимают за начало отсчета, а начало подачи остальными секциями насоса определяют в градусах поворота кулачкового вала по отношению к первой секции.
Рис. 87. Схема подключения мо-ментоскопа:
1 — стеклянная трубка, 2 — резиновая трубка, 3 — топливопровод, 4 — гайка
Для регулировки момента начала подачи используют регулировочные болты, ввернутые в толкатели плунжеров нагнетательных секций насоса. При ввертывании болта плунжер будет опускаться ниже и позже перекрывать впускное отверстие гильзы, т. е. впрыск будет начинаться позже. Угол между моментом начала подачи и осью симметрии кулачка уменьшится.
При отвертывании регулировочного болта впрыск будет начинаться раньше, а угол соответственно увеличится. После регулировки болты толкателей контрят гайками и вновь проверяют угол качала подачи топлива. При необходимости эту регулировку повторяют.
Равномерность и величину подачи топлива нагнетательными секциями насоса проверяют на стенде СДТА-1 замером количества топлива, подаваемого каждой секцией через эталонные или предварительно отрегулированные форсунки. Одновременно с этим на стенде можно проверить и отрегулировать регулятор частоты вращения коленчатого вала.
Указанные работы выполняют в такой последовательности:
а) при частоте вращения кулачкового вала насоса 1050 об/мин проверяют давление топлива на входе в насос, которое должно составлять 0,13—0,15 МПа;
б) проверяют минимальную частоту вращения кулачкового вала при положении, когда рычаг (рис. 88) упирается в болт. Указанное положение соответствует полному выдвижению рейки и выключению подачи топлива .регулятором. В этом случае частота вращения кулачкового вала должна быть 225—275 об/мин. Для уменьшения частоты вращения болт 8 и винт вывертывают, а для увеличения — ввертывают;
в) проверяют начало автоматического уменьшения подачи топлива регулятором по перемещению рейки. Оно должно начинаться при 1060+10 об/мии и заканчиваться при увеличении частоты вращения до 1120—1150 об/мин кулачкового вала насоса. Начало выдвижения рейки регулируют болтом при упоре на него рычага управления подачей. Если окончание выдвижения рейки не прекращается при требуемой частоте, то, изменив положение винта двуплечего рычага, устанавливают болтом начало перемещения рейки на требуемую частоту 1160 об/мин. Затем вновь проверяют частоту вращения в конце выдвижения рейки и при необходимости проводят повторную регулировку. При этом следует иметь в виду, что, завертывая винт, уменьшают частоту вращения в конце перемещения рейки, а отвертывая — увеличивают;
г) проверяют величину подачи топлива каждой секцией насоса. Для этого устанавливают частоту вращения кулачкового вала 1030±10 об/мин и рычаг переводят до упора в болт. Как только будет установлен требуемый режим, включают автоматическое устройство, выводящее шторку из-под форсунок и обеспечивающее поступление топлива в мерные цилиндры за необходимое количество впрысков. Через заданное время автомат выключает подачу и в мерных цилиндрах собирается впрыснутое топливо.
д) проверяют ход рейки от крайнего выдвинутого положения при 1030±10 об/мин кулачкового вала насоса при переводе рычага до упора в болт. Нормальный ход должен быть равен 13±0,2 мм, а регулируют его винтом;
е) проверяют и при необходимости регулируют величину пусковой подачи, которая при 80±10 об/мин кулачкового вала должна составлять 17—20 см3/мин. Регулируют величину подачи винтом: при завертывании винта подача уменьшается, при отвертывании — увеличивается.
Рис. 88. Регулировочные приспособления в регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя:
1 — винт ограничения частоты вращения на период обкатки, 2 — винт регулировки пусковой подачи, 3 — контргайка корректора, 4 — винт регулировки подачи, 5 — винт двуплечего рычага, 6 — винт буферной пружины, 7 — болт ограничения максимальной частоты вращения, 8 — болт регулировки минимальной частоты вращения, 9 — рычаг управления
Количество подаваемого нагнетательной секцией топлива зависит от положения винтовой кромки плунжера относительно сливного отверстия гильзы.
Чтобы все секции подавали одинаковое количество топлива, необходимо обеспечить одинаковый активный ход плунжеров, т. е. открытие сливных отверстий во всех секциях должно происходить за одинаковый интервал времени. Это достигается поворотом плунжера, связанного с поворотной втулкой, по отношению к зубчатому венцу при ослаблении стяжного винта. Поворот втулки влево вызывает уменьшение подачи топлива, при повороте вправо — подача увеличивается.
Выключение подачи топлива проверяют поворотом скобы останова в нижнее положение. Если подача не выключается, проверяют ход рейки, осматривают кулису и устраняют неисправности в ее приводе. Этим заканчивается регулировка насоса на стенде.
После проверки и регулировки насос снимают со стенда, крепят на носок кулачкового вала автоматическую муфту опережения впрыска и устанавливают насос на двигатель.
При установке насоса в развале цилиндров двигателя совмещают метки на ведущем фланце вала привода, ведомой полумуфте и муфте опережения впрыска, жестко соединяют в этом положении полумуфты привода и закрепляют насос на двигателе. Далее собирают магистрали высокого и низкого давления, устанавливают угол опережения впрыска топлива, пускают двигатель и после прогрева регулируют его работу на холостом ходу.
Запчасти для Т-170, Т-130
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
10 августа 2013
10 августа 2013
Регулирование и обкатка топливного насоса на стенде
Регулируйте топливный насос на стенде КИ-22201 или КИ-921М (СДТА-2) в сборе с регулятором, фильтром тонкой очистки топлива и топливоподкачивающим насосом.
Топливный насос подвергается следующим регулированиям и испытаниям: регулирование кулачкового механизма (толкателей) на момент начала подачи топлива, установка полного хода тяги рейки, обкатка, регулирование количества подаваемого топлива секциями насоса, регулирование упоров максимальной и минимальной частот вращения регулятора.
Регулирование кулачкового механизма (толкателей) на момент начала подачи топлива
Снимите секции, крышки корректора, бокового люка блока насоса и люков регулятора.
Прижмите винтом 3 ( рис. 176 ) приспособление к привалочной плоскости корпуса регулятора. Опустите накидной рычаг 5 на шестерню так, чтобы зуб стрелки 6 вошел без зазора во впадину зубьев, против которой имеется метка-керн 1 и цифра «1». Опорный ролик 2 не должен препятствовать вращению шестерни привода, но не должен отходить от поверхности зубьев более чем на 0,5 мм.
Установите вращением по часовой стрелке шестерни привода стрелку приспособления на нулевое деление шкалы 4. При этом первый кулачок валика насоса будет установлен в положение начала подачи топлива, а расстояние В между осью впадины зубьев с меткой 1 и привалочной плоскостью корпуса регулятора должно быть равно
73 мм для дизеля Д-160 и для дизеля Д-160Б (или 74 мм от метки-керна на шестерне для дизелей Д-160 и Д-160Б). Крайние деления на шкале приспособления соответствуют допуску 0,4 мм на указанные размеры.
- — шестерня коленчатого вала;
- — шестерня распределительного вала (большой венец);
- — шестерня распределительного вала (малый венец);
- — шестерня топливного насоса;
- — кулачок первый;
- — секция топливного насоса;
- — моментоскоп;
- — топливопровод высокого давления;
- — трубка резиновая;
- — трубка стеклянная;
- — в. м. т. поршня;
- — положение поршня первого цилиндра на ходе сжатия;
- — указатель на кожухе маховика;
- — маховик;
А = (45,5±0,05) мм — расстояние от верхней плоскости корпуса топливного насоса до опорной поверхности хвостовика толкателя;
B = (73±0,4) мм для дизелей Д-160 и Д-160Б — расстояние от привалочной плоскости корпуса регулятора до оси впадины зубьев, отмеченной меткой;
D = (24±l)° для дизелей Д-160 и Д-160Б — смещение метки «ВМТ1-4Ц» на маховике относительно указателя
Установите, при положении стрелки приспособления на нулевом делении шкалы, размер А (45,5±0,05) мм ( рис. 177 ) от верхней плоскости блока до упорной поверхности регулировочного хвостовика толкателя первой секции.
- — головка индикаторная;
- — ключ для вывертывания хвостовика толкателя;
- — ключ для затяжки контргайки;
- — хвостовик толкателя;
- — контргайка
Законтрите хвостовик контргайкой и снова проверьте размер А. Размер А устанавливайте и проверьте с помощью индикаторного приспособления ( рис. 178 ), устанавливаемого на блок, или глубиномером.
Перед установкой индикаторного приспособления плоскость блока протрите и зачистите выступающие забоины. Приспособление установите на штифты блока без перекоса и плотно прижмите к плоскости блока винтами. Правильность установки приспособления проверьте щупом толщиной 0,03 мм, который не должен проходить между плоскостями блока и приспособления.
Индикатор приспособления настраивайте на нулевое деление шкалы при помощи специального калибра-шаблона.
Завертывайте или отвертывайте, контрите гайкой регулировочный хвостовик толкателя специальным ключом ( рис. 179 ), вставленным в приспособление с индикатором или ключами ПИМ-640.200.03 и ПИМ-640.200.04 ( рис. 180 ).
По окончании регулирования толкателя первой секции последовательным поворачиванием шестерни привода по часовой стрелке на 90, 180 и 270° отрегулируйте также толкатели третьей, четвертой и второй секций. При каждом повороте шестерни вводите зуб стрелки приспособления во впадину, против которой нанесена соответствующая метка, и устанавливайте стрелку на нулевое деление шкалы.
При регулировании кулачкового механизма на момент начала подачи топлива шестерню привода вращайте только по часовой стрелке, не допуская обратных поворотов.
Установка полного выхода тяги рейки
Установите вращением регулировочной муфты 1 ( рис. 181 ) расстояние А от плоскости блока 2 до торца муфты, равным (26,5±0,2) мм при вытянутой тяге рейки до упора стопорного кольца в переднюю плоскость блока. Вложите в паз регулировочной муфты и тяги стопорный угольник, наверните и затяните контргайку. Момент затяжки гайки не менее 20 Н-м (2 кгс-м). Соедините тягу рейки с двуплечим рычагом регулятора регулируемой тягой.
Обкатка топливного насоса
Обкатка топливного насоса производится с топливопроводами высокого давления и форсунками, отрегулированными на нормальное давление начала впрыска топлива.
Установите на насос секции и рейку, установите крышки люков. Проверьте затяжку болтов и гаек крепления секций, крышек люков и других соединений.
Установите насос на стенд и прикрепите предварительно к кронштейну. Залейте в насос масло до уровня заливного отверстия. Соедините вал насоса с валом стенда. Прокрутите вручную на два оборота вал привода стенда, после чего окончательно закрепите кронштейн к столу стенда.
Включите электродвигатель стенда и откройте ключом 27349 продувочный вентиль на фильтре тонкой очистки. Откройте поочередно продувочные вентили на секциях насоса и выпустите воздух из топливного насоса (выходящая струя топлива не должна содержать пузырьков воздуха).
Обкатайте насос в течение не менее 35 мин при полной подаче топлива (регулировочная муфта касается пружины корректора без ее деформации) и частоте вращения кулачкового валика насоса (600±25) мин -1 для дизеля Д-160 и (500±25) мин -1 для дизеля Д-160Б.
Во время обкатки течь масла или топлива через места уплотнений не допускается. Проверьте на ощупь степень нагрева трущихся деталей. Не допускается нагрев трущихся деталей выше 353 К (80 °С).
После обкатки проверьте герметичность обратных клапанов секций. Включите стенд и, передвигая взад и вперед тягу рейки, убедитесь в отсутствии пропуска клапанами и вытекания из штуцеров топлива при положении рейки на включенной подаче топлива.
Проверка регулирования насоса на момент начала подачи топлива моментоскопом
Моментоскопом проверяйте насосы, у которых установлены новые или малоизношенные плунжерные пары. Моментоскоп 7 ( см. рис. 177 ) представляет собой отрезок топливопровода 8 высокого давления с прикрепленной к нему посредством резиновой трубки 9 стеклянной трубки 10. Установите моментоскоп на штуцер первой секции 6.
Секцию прокачайте, чтобы в стеклянной трубке не было пузырьков воздуха. Поворачивайте шестерню привода до тех пор, пока топливо, подаваемое плунжером, не заполнит частично стеклянную трубку, затем медленно поворачивая по часовой стрелке шестерню, определите момент начала движения мениска (уровня топлива) в стеклянной трубке. Положение шестерни привода насоса в момент начала движения мениска в стеклянной трубке должно быть таким, чтобы расстояние В от центра метки-керна с цифрой 1 на ободе шестерни до привалочной плоскости корпуса регулятора было равно (74±0,4) мм [или от оси впадины зубьев с меткой до привалочной плоскости регулятора — (73±0,4) мм]. Это соответствует началу подачи топлива насосом в тот момент, когда коленчатый вал дизеля не доходит до верхней мертвой точки на угол D=(24±1)° у дизелей Д-160 и Д-160Б.
Если момент начала движения мениска не соответствует указанному положению шестерни привода, допускается вывертыванием или завертыванием регулировочного хвостовика толкателя изменить размер А от верхней плоскости блока насоса до упорной поверхности хвостовика до величины (45,5±0,1) мм. Дальнейшими поворотами шестерни привода по часовой стрелке проверьте аналогично момент начала подачи остальными секциями, т.е. 3-й, 4-й, 2-й.
Оперативно и компетентно проконсультируем по всей имеющейся базе запчастей Т-170, Т-130, Д-160, Д-180, ДЗ-98, ОБ10.
Как регулируют тнвд на стенде
Стенд для диагностики Топливных Насосов Высокого Давления (ТНВД). Устройство
В связи с возрастающими требованиями по снижению расхода топлива, токсичности отработавших газов и повышению эффективной мощности дизеля возрастает потребность в более точной диагностике и регулировке ТНВД. Для воспроизводства условия работы топливной аппаратуры на дизеле используется специализированный стенд ТНВД. Так как конструкции ТНВД имеют как общие решения, так и значительные отличия, особенно в части электронного управления, то для потребителя важно найти оптимальный баланс между функциональным исполнением стенда, необходимым для регулировки ТНВД, и денежными затратами на приобретение требуемого оборудования при соответствующем качестве.
На рис 1. представлена обобщенная функциональная схема стенда для регулировки ТНВД. Главенствующую роль занимает система управления и контроля, в которую входит весь набор приборов, отображающих контролируемые параметры от манометров до мониторов компьютера, и органов управления стенда, включая отдельные кнопки, панели управления и компьютер.
На современных стендах установлены асинхронные электродвигатели, которые воспроизводят вращательное движение от дизеля, передающееся на вал ТНВД через приводную муфту. Управление электродвигателем осуществляется частотным преобразователем, параметры которого программируются определенным образом, чтобы разгонные и тормозные характеристики соответствовали устанавливаемым ТНВД, а также условиям эксплуатации стенда. Т.к. диагностика ТНВД происходит на постоянных оборотах вращения вала ТНВД, то должна соблюдаться стабильность частоты вращения, обеспечиваемая инерционностью маховика, установленного на валу стенда и автоматической системой поддержания частоты вращения. Система управления получает сигналы от датчика частоты вращения вала или энкодера и вырабатывает обратный сигнал значения частоты, передающийся преобразователю частоты, который в свою очередь задает режим работы электродвигателя.
Главным параметром характеристики стенда является мощность электродвигателя. Выбор привода стенда по мощности производится из очевидных закономерностей: чем больше производительность ТНВД, тем больше момент сопротивления вращения, тем больше должна быть мощность привода. С повышением требований по токсичности отработавших газов (ЕВРО-3, ЕВРО-4 и т.д.) на современных ТНВД типа «Common Rail» повышается давление впрыска, что повышает момент сопротивления вращения. На данный момент считается, что привод мощностью 15 кВт обеспечивает работоспособность ТНВД отечественного и импортного производства эксплуатируемых на грузовых и легковых автомобилях. Опыт показывает, что в некоторых случаях указанной мощности достаточно для ТНВД дизелей устанавливаемых на тепловозах и карьерных самосвалах. Для гарантированной работоспособности ТНВД на стенде требуется привод в 18 или 22 кВт.
Для установки ТНВД на стенд требуются соединительная муфта и установочные кронштейны. Как правило, производители стендов изготовляют установочные комплекты кронштейнов для известных отечественных и зарубежных производителей ТНВД. Для ТНВД мощных дизелей, устанавливаемых на спецтехнике, тепловозах и т.п., требуются стенды повышенной мощности, специальная конструкция стенда и установочные кронштейны для размещения ТНВД больших габаритов. Обычно подобные стенды изготовляются по отдельным заказам. На стендах для регулировки ТНВД можно проверять и насос-форсунки, для чего необходимо иметь соответствующие муфты и адаптеры для привода от вала стенда и электронные управляющие устройства.
Основной параметр ТНВД, который необходимо контролировать независимо от конструкции насоса, это его производительность на разных частотах вращения вала при определенных положениях органов управления (положение рейки топливного насоса, настройки регуляторов, электронного управления форсунками и т.д.) и условий эксплуатации топливной аппаратуры (например, давления топлива перед ТНВД), параметров эталонного топлива (температуры или вязкости). Параметры регулировки задаются в тест-планах ТНВД заводом-изготовителем. В случае с топливной аппаратурой, имеющей электронное управление, параметры задаются через специализированные электронные приборы, имитирующие штатные контроллеры на дизеле.
Циркуляция топлива в стенде происходит по замкнутому контуру и различается в зависимости от конструкции топливной аппаратуры. Из топливного бака топливо подкачивающий насос подает в ТНВД. Далее, если конструкция топливной аппаратуры предусматривает в своем составе аккумулятор («Common Rail»), то топливо накапливается там. В аккумуляторе поддерживается определенное давление, излишки стравливаются обратно в топливный бак. Затем происходит процесс впрыска форсунками. Излишки топлива по линии обратного слива поступают в топливный бак. Количество впрыснутого топлива и, при необходимости излишнего топлива, за цикл определяются в измерительной системе.
Так как характеристика впрыска зависит от гидродинамических параметров всех элементов нагнетательного тракта топливной аппаратуры и параметров топлива. То, с одной стороны — к топливу предъявляются определенные требования, а с другой — для обеспечения идентичности характеристики впрыска топлива по цилиндрам дизеля на всех нагнетательных трактах устанавливают элементы, специально подобранные по своим гидродинамическим параметрам (стендовые форсунки, трубки высокого давления и т.п.). Дизельное топливо и его пары токсичны, поэтому в качестве эталонного топлива используют специальные жидкости для калибровки дизельной топливной аппаратуры (стандарт DIN ISO 4113). Нормативные показатели регулировочных параметров топливной аппаратуры, в том числе производительность ТНВД, соответствуют определенному типу эталонного топлива, при заданной температуре, параметрам трубок высокого давления и стендовых форсунок или форсунок-калибров. К чистоте топлива предъявляются повышенные требования; для его очистки устанавливаются фильтры (на схеме не показаны). Для стендов известных западных фирм предусмотрена процедура замены отработавшего топлива после диагностики определенного числа насосов.
Все современные стенды имеют систему автоматической термостабилизации, состоящей из нагревательного и охладительного элементов — обычно радиатор обдуваемый воздухом. Температура топлива обычно находится в пределах 30-40 °С и поддерживается с точностью ±2 °С. При диагностике ТНВД маленькой производительности и низкой начальной температуры топлива происходит долгий нагрев, но стабильное поддержание заданного температурного диапазона. Для ТНВД большой производительности происходит быстрый нагрев из-за прокачки большого объема топлива и сильного сжатия в элементах самой топливной аппаратуры. Для условий эксплуатации стенда при непрерывном цикле диагностики ТНВД или насосов с повышенным давлением топлива используется более эффективное жидкостное (вода, антифриз) и фреоновое охлаждение. Система управления стендом отслеживает уровень температуры топлива через сенсоры и при необходимости включает и выключает нагрев или охлаждение.
Определение характеристики автоматической муфты опережения впрыска (зависимости угла разворота полумуфт от частоты вращения) для топливных насосов отечественного производства производится с помощью стробоскопа.
Для ТНВД, оснащенных гидропневматическим или пневматическим корректором подачи топлива по наддуву (ТНВД производства ЯЗТА серии 60, 80, 90), необходимы системы подачи масла и воздуха. Для вакуумных регуляторов требуются вакуумные насосы. Как правило, давление указанных систем контролируется по стрелочным манометрам.
Углы чередования подачи топлива секциями ТНВД определяются или пьезоэлектрическими датчиками, установленными в узлах впрыска и реагирующими на ударную волну от впрыснутой струи, или датчиками давления (только для механических форсунок), установленными в топливных трубках. На обобщенной схеме датчики обозначены как датчики фаз.
Измерение цикловой подачи и обратного слива производится с помощью мензурок с градуированной шкалой или с помощью автоматических расходомеров (BOSCH EPS 815, HARTRIDGE AVM2-PC) измеряющих в режиме реального времени количество топлива по секциям. Одновременно строятся гистограммы расхода топлива для измеряемых секций на мониторе компьютера.
При мензурочном способе производится налив топлива одновременно от всех секций в мензурки в течение заданного количества циклов и затем визуальное считыванием уровня по шкале на мензурке для определения цикловой подачи.
Обоим способам измерения присущи свои недостатки и преимущества. Автоматический способ более точный — зависит от погрешности расходомера. Значения подачи автоматически попадают в программу, рассчитывается неравномерность подачи по секциям, выдается результат сравнения с нормативными значениями. При наливе в мензурки визуально можно сразу определить качественную разницу подачи от разных секций и не проводить налив по нормативам тест-плана в полном объеме, сократив время регулировки, что актуально для механических ТНВД в начале настройки при достаточном опыте регулировщика. В то же время для этого способа измерений ниже точность измерения по следующим причинам:
— за достоверность считывания значений со шкалы мензурки отвечает регулировщик;
— после слива на стенках мензурок остается топливо, которое при следующем измерении вносит дополнительную погрешность;
отдельные пузырьки, образующиеся при наливе, несмотря на установленные пеногасители, не позволяют четко определить границу уровня топлива в мензурке.
Поэтому предпочтителен нижний налив и слив (измерительный блок «Motorpal»), при котором пена практически не образуется.
Консоли современной системы управления и контроля стендом и топливной аппаратурой реализуется в виде тахосчетчика в сопряжении с микроконтроллером или в более сложном варианте — персонального компьютера. Основные параметры, которые отображаются на консоли:
— величина подачи топлива насосными секциями;
— частота вращения вала ТНВД;
— давление топлива после подкачивающего насоса;
— температура топлива в топливном баке;
— углы чередования подачи топлива секций ТНВД.
На контроллер тахосчетчика дополнительно возлагаются функции термостабилизации, стабилизации частоты вращения вала привода. Более сложные программируемые тахосчетчики (ООО «НТЦ «Техническая диагностика и прецизионные измерения») обладают возможностями запоминания до 20 значений параметров (частота вращения, значения циклов подачи, значения температурного диапазона топлива).
Консоль в виде персонального компьютера cо всеми выше перечисленными функциями имеет дополнительные сервисы:
— удобный интерфейс и наглядное графическое отображение параметров (гистограммы, манометры и т.п.);
— отслеживание параметров при выходе за допустимый диапазон;
— проведение и отображение результатов вспомогательных расчетов параметров (неравномерности подачи по секциям, виртуальных шкал мензурок и т.п.);
— проведение диагностики по информационно-технологической базе тест-планов разных ТНВД;
— печать результатов проверки ТНВД.
Для топливной аппаратуры имеющей электронное управление выпускаются всевозможные электронные приставки, которые имитируют сигналы управления и имеют собственные диагностические функции. На обобщенной схеме комплекс электронных приставок обозначен как электронная система управления подачей. Некоторые приставки имеют интерфейс сопряжения с персональными компьютерами для дополнительного сервиса, либо приставка не имеет собственных органов управления, а весь внешний интерфейс выполнен на персональном компьютере. Так ТНВД серии 136, 179, удовлетворяющих требованиям Евро-3, производства ЯЗТА, оснащены электромагнитным исполнительным механизмом для привода рейки и диагностируются электронной приставкой БНС. БНС имеет интерфейс с персональным компьютером и соответствующий софт для диагностики.
Современная импортная топливная аппаратура имеет более сложное электронное управление и соответственно более сложное диагностическое оборудование. Электронное управление подачей осуществляется: через элементы дозирования внутри ТНВД (регуляторы, корректоры и т.п.), в трактах подачи после ТНВД — аккумуляторе системы «Common Rail», форсунках, инжекторах и в насос-форсунках. Приставки изготовляют как производители топливной аппаратуры, так и независимые фирмы. Так известная на постсоветском пространстве фирма «Open System» (Украина) выпускает приставки для диагностики: ТНВД распределительного типа «VE», форсунок и ТНВД системы «Common Rail», рядных ТНВД типа «PE», насос-форсунок (UIS) и др.
Для диагностики ТНВД на стенде необходимо согласованное задание управляющих параметров: частоты вращения вала, подачи топлива, давления масла и воздуха и других параметров ТНВД. Поэтому, прежде всего, для приобретения диагностического оборудования надо исходить из требований к регулировке конкретной топливной аппаратуры.
Как регулируют тнвд на стенде
Основными направлением нашей деятельности является производство плунжерной пары для дизельных двигателей.
Специалистами нашего предприятия разработана технология производства плунжерной пары, не отличается по эксплуатационным характеристикам, а главное не уступит эксплуатационным характеристикам и износостойкости признанным российским производителям.
Наша продукция отличаются стабильным качеством и надежностью в эксплуатации.
На сегодняшний день нами налажено производство плунжерных пар для топливных насосов высокого давления двигателей ЯМЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, МТЗ, а также мы осуществляем выпуск и ремонт плунжерных пар ТНВД зарубежных производителей.
Подготовка к регулировке топливного насоса высокого давления
Для успешной регулировки топливных насосов необходимо иметь технологический комплект форсунок, который используется только для регулировки определённой модели ТНВД.
Изготовление технологического комплекта форсунок:
Для этого необходимо иметь главную форсунку «эталон», отобранную среди других форсунок, которая соответствует всем требованиям техдокументации и имеет пропускную способность в середине диапазона пропускной способности для данной модели форсунок.
Данную форсунку необходимо бережно хранить.
Необходимо изготовить технологический односекционный ТНВД(2) для отбора технологический комплекта. Для этого надо взять новый ТНВД, отключить регулятор и установить фиксаторы на рейку. Выбрать одну рабочую секцию, а остальные заглушить спец пробками. Технологический ТНВД(2) регулируется по главной форсунке при номинальной частоте вращения на подачу, соответствующую номинальный. Рейка фиксируется, венец секции затягивается и пломбируется крышка смотрового люка. Теперь у нас готова главная форсунка и технологическая секция. Топливопровод, которым комплектовалось главная форсунка, закрепляется за ней. Этой форсункой можно регулировать и технологический ТНВД(1).
Переходим к отбору технологический комплекта для регулировки ТНВД. (Нам потребуются новые форсунки и топливопроводы.)
Устанавливаем ТНВД(2) на стенд и отбираем технологические комплекты форсунок. В результате отбора форсунки должны иметь отклонения по цикловой подаче от главной форсунки не более ± 1,5 мм3/на цикл за 1000 ходов плунжера. За отобранными форсунками должны быть закреплены топливопроводы, с которыми они отбирались.
На отобранном комплекте можно приступить непосредственно к регулировке топливных насосов.
Необходимо помнить, что на каждую модель ТНВД надо иметь свой комплект форсунок.
В зависимости от наработки технологического комплекта необходимо периодически проводить его проверку на технологическом ТНВД(2)
Необходимо проводить периодическую проверку ТНВД(2) главной форсункой.
Регулировка топливного насоса
Перед началом регулировки необходимо проверить:
Плавность перемещения рейки при одновременном проворачивании кулачкового вала.
Лёгкость перемещения рычага регулятора и скобы кулисы (рычага останова).
Лёгкость вращения кулачкового вала.
Регулировку необходимо проводить на специальном стенде с комплектом необходимых приборов и форсунок.
Порядок регулировки:
Отрегулировать нагнетательные клапана ТНВД на давление открытия, указанное в техдокументации.
Отрегулировать начало нагнетания топлива отдельными секциями ТНВД (при этом исключить влияние автомуфты) по моменту прекращения вытекания топлива из штуцера ТНВД.
Отрегулировать величину подъёма толкателя, соответствующую геометрическому началу нагнетания топлива секцией ТНВД, указанной в техдокументации. Регулировку производить болтом толкателя.
Отрегулировать угол начала нагнетания топлива секциями насоса и их чередование относительно исходной секции.
Регулировка на производительность
Определить и отрегулировать запас хода рейки
Отрегулировать частоту вращения, соответствующую началу выключения подачи.
Отрегулировать величину стартовой подачи.
Отрегулировать величину средней подачи на максимальном режиме и неравномерность между секциями.
Отрегулировать величину подачи на режиме максимального крутящего момента.
Отрегулировать величину подачи на режиме холостого хода.
Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для студентов специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
а- общий вид стенда: 1 – маховик вариатора; 2- направляющие стола; 3 – кронштейн; 4 – насос ТНВД; 5 — рукоятка поворота мензурок; 6 — счетчик; 7 — манометр; 8 — неподвижный диск; 9 — рукоятка дросселя; 10 — рычаг включения счетчика; 11 — рычаг распределительного крана; 12 — кнопочная станция; б — передняя панель стенда: 13 — манометр; 14 — тахометр; I-VI — штуцера топливопередачи (I — от бака, II — от фильтра; Ш — к фильтру; IV — для подпора; V — высокого давления (25 МПа); VI — КДМ.
- Ответить на контрольные вопросы.
- Расскажите устройство стенда.
- Как работает стенд и стробоскопическое устройство?
- Как увеличить подачу секции насоса?
- Перечислите неисправности ТНВД.
- Как регулируют угол начала впрыска топлива?
- Кривенко П.М. Федосов И.Н. Ремонт и ТО системы питания дизельных автотракторный двигателей. М; Колос, 1980. — 288 с.
- Загородских Б.П., Хатько В.В. Ремонт и регулирование топливной аппаратуры автотракторных и комбайновых двигателей. М.: Россельхозиздат, 1986. — 142 с.
- Вельских В.И. Справочник по ТО и диагностированию тракторов. — М.: Россельхозиздат, 1986. — 399с.
- Цель работы: научиться производить проверку герметичности и регулировку форсунок при техническом обслуживании системы питания дизельных двигателей.
- Оборудование: приспособление КИ-9917, автостетоскоп, прибор КП-1609А, набор форсунок, отвертка, ключи рожковые 12×14 и 19×22 мм, ветошь, плакаты и учебные пособия.
- Техника безопасности. При проверке форсунок необходимо пользоваться только исправными инструментами, не рекомендуется подставлять пальцы под струю дизтоплива во избежание повреждения кожи.
- Последовательность выполнения работы
- По учебным пособиям уяснить диагностические параметры форсунок: качество распыливания топлива, давление начала впрыска, герметичность, подтекание топлива, звучность впрыска, ход иглы, перепад давления начала и конца впрыска топлива, закоксованность распылителя, пропускная способность, неравномерность подачи топлива по отдельным соплам бесштифтового распылителя.
- Изучить устройство и работу приспособления КИ-9917 и произвести диагностирование и регулировку форсунок на двигателе.
- Залить дизтопливо в резервуар 5 (рисунок 6) приспособления и рычагом 1 прокачать систему топливоподачи до полного удаления из нее воздуха.
- Снять топливопровод с первой секции топливного насоса и соединить с переходной трубкой 3 приспособления при помощи накидной гайки.
- Проверить давление впрыска топлива форсункой (давление начала подъема иглы распылителя), делая 35. 45 качаний в 1 минуту рычагом приспособления. Номинальное давление впрыска у двигателей СМД-62, А-41, Д-240 соответственно 17,5. 18; 15. 15,5; 17,5. 18 МПа.
- Проверить качество распыла топлива, делая 70. 80 качаний в минуту, приставив наконечник автостетоскопа ТУ-11Бе0-003 к корпусу форсунки. Впрыск должен сопровождаться четким, хорошо прослушиваемым звуком.
- Снять приспособление, соединить топливопровод форсунки с секцией топливного насоса. Прокачать ручным насосом подкачивающей помпы систему топливоподачи.
4.3.2. Подготовьте прибор (рисунок 7) к работе, залив очищенное топливо в бачок и установив проверяемую форсунку на выходной штуцер прибора. Между выходным штуцером крана и входным штуцером форсунки поставьте алюминиевую уплотняющую прокладку.
4.3.3 Медленно завертывать регулировочный винт форсунки, прокачивая при этом рычагом 2 и поднимая давление до 23 МПа по манометру 9. При испытании исправных форсунок время снижения давления с 20 до 18 МПа по секундомерудолжно быть 9-20 сек. Быстрое снижение давления вызывается нарушением герметичности в запорной или направляющих частях иглы. Нарушение герметичности устраняется притиркой запорной части иглы. Форсунки, у которых обнаружено подтекание топлива у торца распылителя или увлажнение носика распылителя после замера времени снижения давления направляются для устранения неисправностей.
Рисунок 6 — Приспособление КИ-9917 для проверки технического состояния форсунок
1 — рычаг; 2 — корпус; 3 — переходная трубка; 4 — манометр. 5 — резервуар. 6 — рукоятка резервуара