Чем грозит отсутствие пожарной сигнализации
Чем грозит отсутствие пожарной сигнализации?
Наличие пожарной сигнализации — один из важнейших моментов безопасности. Вместе с другим противопожарным оборудованием, средствами пожаротушения и пожарной грамотностью она защищает имущество и людей.
В России на законодательном уровне прописано, что руководитель организации обязан установить систему пожарной сигнализации и поддерживать ее исправное состояние.
За этим следит государственный пожарный надзор (ГПН). Он проводит плановые и внеплановые проверки, наказывает нарушителей и организует профилактические беседы как для сотрудников, так и для обычных граждан, включая детей.
Сегодня мы поговорим о том, чем грозит отсутствие пожарной сигнализации, кто в этом будет виноват, а также о штрафах для бизнеса.
Законодательная база
Основными нормативно-правовыми актами в области пожарной безопасности являются:
- ФЗ №69 О пожарной безопасности
- ФЗ №123 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности
- Постановление О противопожарном режиме
Еще есть различные ГОСТы, приказы, своды правил, нормы, руководящие документы и постановления. Ознакомиться с ними и скачать можно в этом разделе.
Они содержат требования и обязанности в области пожарной безопасности. Меры административного наказания содержит ст. 20.4 КоАП РФ, уголовного — ст. 219 УК РФ.
Ответственные за пожарную безопасность
Это те самые люди, которые следят за соблюдением правил пожарной безопасности в компании и несут ответственность при нарушениях. Также им стоит звонить при пожаре сразу после пожарных.
Руководитель. Как самый главный и важный, руководитель является первым ответственным за пожарную безопасность. Он обязан пройти обучение пожарно-техническому минимуму и проводить противопожарный инструктаж со всеми новыми работниками.
Другая его задача — содержание и обслуживание пожарной сигнализации и соблюдение правил пожарной безопасности в помещении. Руководителю не обязательно самому монтировать оборудование или чинить его по необходимости, он может поручить эти задачи лицензированной организации.
Проектирование, монтаж и обслуживание пожарной сигнализации и противопожарных систем — +7 (812) 409-40-01 . Звоните!
При выявленных нарушениях руководитель будет отвечать в первых рядах. Это может быть как штраф или приостановление деятельности, так и ограничение свободы. Зависит от тяжести наказаний и обстоятельствах, при которых их обнаружили.
Назначенное лицо. Это второй по важности ответственный за пожарную безопасность, назначается руководителем или другим ответственным. Обязан пройти обучение пожарно-техническому минимуму.
Таких назначенных ответственных может быть несколько, в зависимости от размера организации, количества помещений и отделов.
Очень интересный момент с ответственностью в арендованном помещении. Почитать наши рассуждения можно тут. Но если кратко, то это должно прописываться в договоре, иначе пострадают и арендатор, и арендодатель.
Штраф за отсутствие пожарной сигнализации для ИП и на предприятии
Административное наказание
Ответственный | Граждане | Должностные лица | ИП | Юр. лица |
---|---|---|---|---|
Штраф, руб | 2 — 3 тыс. | 6 — 15 тыс. | 20 — 30 тыс. | 150 — 200 тыс. |
В условиях особого противопожарного режима
Ответственный | Граждане | Должностные лица | ИП | Юр. лица |
---|---|---|---|---|
Штраф, руб | 2 — 4 тыс. | 15 — 30 тыс. | 30 — 40 тыс. | 200 — 400 тыс. |
При уничтожении или сильном повреждении чужого имущества, либо при легком или среднем ущербе здоровью
Ответственный | Граждане | Должностные лица | Юр. лица |
---|---|---|---|
Штраф, руб | 4 — 5 тыс. | 40 — 50 тыс. | 350 — 400 тыс. |
А в случае возникновения пожара и причинение тяжкого вреда здоровью/смерти человека: штрафа для юридических лиц в размере от 600 тыс. до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Штраф будет выписан при проверке, если:
- противопожарные системы отсутствуют или не работают (это относится не только к пожарной сигнализации, но и к системам оповещения и пожаротушения, если они требуются по закону);
- найдены ошибки в планировке помещения (недостаточное количество эвакуационных выходов, ширина проходов ниже нормы, нет вытяжки, в отделке используются легковоспламеняющиеся элементы и т. д.);
- пути эвакуации захламлены или перегорожены турникетами.
Там еще много пунктов. Весь список нарушений вытекает из принятых нормативно-правовых документов.
Также помочь обнаружить нарушения может аудит пожарной безопасности или консультация с вашей обслуживающей компанией.
Уголовное наказание
Если нарушение требований пожарной безопасности ответственным лицом повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека наказывается:
- штрафом в размере до 80 тыс. рублей;
- принудительными работами на срок до 3 лет;
- ограничением свободы на срок до 3 лет;
- лишением свободы на срок до 3 лет.
Если то же деяние повлекло по неосторожности смерть человека:
- принудительные работы на срок до 5 лет;
- лишением свободы на срок до 5 лет.
При смерти двух или более лиц:
- принудительные работами на срок до 5 лет;
- лишением свободы на срок до 7 лет.
Вместо заключения
Как видно, отсутствие пожарной сигнализации не только подвергает теоретическому риску жизни людей и материальное имущество, но и грозит реальными штрафами при ежегодных проверках. Серьезно отнеситесь к вопросу безопасности и соблюдайте правила.
6.1. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения
6.1.1. Содержание в работоспособном состоянии установок пожарной сигнализации (далее — СПС) и автоматических установок пожаротушения (далее — АУП) должно обеспечиваться такими мероприятиями:
— проведением технического обслуживания с целью сохранения показателей безотказной работы на период срока службы;
— материально-техническим (ресурсным) обеспечением с целью безусловного выполнения функционального назначения во всех режимах эксплуатации, поддержанием и своевременным восстановлением работоспособности;
— обработкой необходимой эксплуатационной документации для обслуживающего и дежурного персонала.
6.1.2. Здания, помещения и сооружения должны оборудоваться указанными установками в соответствии с действующими нормативно-правовых актов, которые в установленном порядке согласованы с органами государственного пожарного надзора.
Аппаратура и оборудование, входящие в состав установок, должны соответствовать действующим стандартам, техническим условиям, документации заводов-изготовителей, иметь сертификат качества и быть без дефектов.
6.1.3. Все установки должны быть исправными и содержаться в постоянной готовности для выполнения задач, стоящих перед ними. Неисправности, которые влияют на их работоспособность, должны устраняться немедленно, другие неисправности устраняются в предусмотренные регламентом сроки, при этом необходимо делать записи в соответствующих журналах. Организации, осуществляющие техническое обслуживание установок, ответственны в случае, если настройки не сработали и не выполнили своего назначения по вине этой организации.
Организации, осуществляющие техническое обслуживание, монтаж и наладку установок, должны иметь лицензию на право выполнения этих работ.
6.1.4. Регламентные работы по техническому обслуживанию (далее — ТО) и планово-предупредительного ремонта (далее — ППР) должны определяться на каждый вид установок и выполняться в соответствии с планом-графиком, который обрабатывается на основании требований технической документации заводов-производителей относительно содержания и сроков выполнения работ . Этим планом-графиком следует предусматривать и материально-техническое (ресурсное) обеспечение работ. ТО и ППР должны выполняться специализированной организацией или специально обученными людьми из числа персонала предприятия (с учетом пункта 2.10 этих Правил).
6.1.5. На период проведения работ по ТО или ППР, для которых предусматривается отключение установок, администрация предприятия обязана принять необходимые меры по обеспечению пожарной безопасности помещений, защищаемых и технологического оборудования, уведомив об этом пожарную охрану объекта (ДПД), если она есть.
6.1.6. Шлейфы пожарной сигнализации, линии управления и связи должны постоянно контролироваться на режим «Готовность» и поддаваться периодическим испытаниям на режим «Тревога» и «Установка сработала» согласно плану-графику.
6.1.7. В помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) и других местах размещения приборов сигнализации и узлов управления должна быть вывешена инструкция о порядке действий дежурного (оперативного) персонала на случай появления сигналов о пожаре или о неисправности в СПС или АУП. Диспетчерский пункт (пожарный пост) должен быть оборудован телефонной связью, укомплектован электрическим фонарем и иметь естественное и аварийное освещение.
6.1.8. Диспетчерские пункты (пожарные посты), операторские технологических цехов и станции пожаротушения должны быть обеспечены схемой пожарной сигнализации и (или) установок пожаротушения, а также инструктивными материалами об управлении установкой (системой) пожаротушения и о действиях по оповещения об аварии и (или) пожар.
6.1.9. На пультах управления диспетчерских пунктов (пожарных постов), на блоках пожарной автоматики, возле каждого узла управления и распределительного устройства систем пожаротушения должны быть вывешены (установлены) таблички с указанием защищаемых помещений или технологического оборудования.
В установках водяного и пенного пожаротушения на узлах управления следует также вывешивать функциональные схемы обвязки, на табличках указывать типы и количество оросителей в секции, а задвижки и краны нумеровать согласно схеме обвязки. Функциональные схемы обвязки должны вывешиваться и в насосных АУП.
6.1.10. На объекте должна вестись эксплуатационная документация, в которой необходимо регистрировать:
содержание, сроки и исполнителей (юридических и физических лиц) проведения ТО и ППР;
дату и обстоятельства санкционированных и ошибочных срабатываний СПС и АУП, дату выхода из строя автоматических средств и время устранения недостатков;
дату и результаты контрольных проверок и периодических испытаний УПС и АУП.
На объекте также должна быть следующая документация:
— Проектная документация и исполнительные чертежи на установку;
— Акт приемки и сдачи установки в эксплуатацию;
— Паспорта на оборудование и приборы;
— Инструкция по эксплуатации установки и должностные инструкции.
6.1.11. Для качественной эксплуатации УПС и АУП на объекте приказом или распоряжением администрации должны быть назначены:
— Лицо, ответственное за эксплуатацию УПС и АУП;
— Оперативный (дежурный) персонал для контроля за работоспособным состоянием УПС и АУП (оперативный персонал — для ежедневного контроля; дежурный персонал — для круглосуточного. Функции оперативного (дежурного) персонала могут совмещаться.
6.1.12. Лицо, ответственное за эксплуатацию установки, обязано обеспечить:
— Выполнение требований правил содержания установок пожарной сигнализации и пожаротушения;
— Содержание УПС и АУП в работоспособном состоянии путем своевременного проведения ТО и ППР;
— Обучение оперативного (дежурного) персонала, а также инструктаж лиц, работающих в защищаемых помещениях;
— Разработку необходимой эксплуатационной документации и контроль за систематическим ее ведением;
— Информирование администрации объекта о всех случаях отказов и срабатываний установок;
— Своевременное предъявление рекламаций:
а) заводам-производителям — в случае поставки некомплектных или некачественных приборов и оборудования;
б) монтажным организациям — в случае обнаружения некачественного монтажа или отклонений от проектной документации, не согласованных с разработчиком проекта или органами надзора;
в) специальным обслуживающим организациям — за некачественное и несвоевременное техническое обслуживание и ремонт установок.
6.1.13. Оперативный (дежурный) персонал должен знать:
— Название и местонахождение защищаемых помещений;
— Порядок вызова пожарной охраны в случае получения сигнала тревоги и взаимодействия с пожарными подразделениями во время ликвидации пожара и его последствий;
— Порядок определения работоспособности установки в период эксплуатации;
— Порядок ведения эксплуатационной документации.
6.1.14. Фото оросителей и пожарных извещателей на объекте должен составлять не менее 10% от количества смонтированных.
6.1.15. Комплекс охранно-пожарной сигнализации (далее — Копс) должен обеспечивать обособленную выдачу сигналов от пожарных извещателей и охранных датчиков.
6.1.16. Аппаратура СПС и Копс должна устанавливаться в местах, недоступных для посторонних лиц, и быть опломбирована.
6.1.17. Пожарные извещатели (далее — ПС) следует устанавливать в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов и технической документации заводов-производителей. Извещатели должны быть защищены от механических повреждений и несанкционированных срабатываний. Меры защиты не должны влиять на их работоспособность.
Ручные пожарные извещатели могут устанавливаться как отдельно, так и совместно с автоматическими пожарными извещателями.
6.1.18. Пожарные извещатели должны функционировать круглосуточно и постоянно содержаться в чистоте.
К ним должен быть обеспечен свободный доступ. Расстояние от складируемых материалов и оборудования до извещателей должна быть не менее 0,6 м.
6.1.19. Не допускается устанавливать вместо неисправных извещателей извещатели иного типа или принципа действия, а также замыкать шлейф сигнализации при отсутствии извещателя в месте его установки.
6.1.20. В случае ремонта или неисправности ручного ПС рядом должна быть вывешена табличка с соответствующей надписью.
6.1.21. Прокладка шлейфов и соединительных линий УПС и Копс должно осуществляться в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
6.1.22. В случае введения в эксплуатацию УПС или Копс емкость приемно-контрольного прибора и станции должна обеспечивать защиту необходимого количества зон (помещений) объекта и иметь не менее 10% свободного запаса резервных (незадействованных) шлейфов.
6.1.23. Клеммные коробки приборов должны быть закрыты защитными крышками и опломбированы, а корпуса приборов — заземлены.
6.1.24. Место подключения приборов и Копс к абонентской телефонной линии должно быть ограничено для доступа посторонних лиц.
6.1.25. Помещение с установленными в нем приемно-контрольными приборами и станциями должно быть сухим и хорошо вентилируемым, а также оборудованным аварийным освещением, иметь достаточный уровень естественного и искусственного освещения.
6.1.26. Электропитание УПС, Копс и АУП должно осуществляться согласно требованиям строительных норм и ПУЭ и ДНАОП 0.00-1.32-01.
При использовании как источника резервного питания аккумуляторной батареи, ее емкость должна обеспечивать работу систем сигнализации в течение одних суток в режиме дежурства и не менее трех часов — в режиме «Тревога».
6.1.27. Размещение световых и звуковых сигнальных устройств тревоги должно осуществляться согласно требованиям действующих нормативно-технических документов.
6.1.28. Приемно-контрольные приборы и станции УПС и Копс надо устанавливать в помещениях с круглосуточным дежурством персонала. В обоснованных случаях допускается установка приемно-контрольных приборов в помещениях без дежурного персонала при условии обеспечения передачи оповещений о пожаре (неисправности) на пожарный пост или в другое помещение с постоянным круглосуточным пребыванием людей и обеспечение контроля каналов связи. В этом случае должны быть предусмотрены мероприятия, препятствующие доступу посторонних лиц к приемно-контрольных приборов.
При наличии технической возможности сигналы от приемно-контрольных приборов УПС и АУП следует выводить на пульты централизованного наблюдения пожарной охраны.
6.1.29. Автоматические установки пожаротушения, смонтированы и введены в эксплуатацию, должны соответствовать проектной документации и требованиям нормативно-технических документов.
Внесение любых изменений в конструкцию установки, перекомпоновки защищаемых помещений и прочие переоборудование допускается осуществлять по согласованию с проектной организацией с информированием об этом органов государственного пожарного надзора.
6.1.30. Перевод установок с автоматического пуска на ручной не допускается, за исключением случаев, оговоренных в нормативных документах.
Устройства ручного пуска АУП должны быть опломбированы, защищены от несанкционированного приведения в действие и механических повреждений и устанавливаться вне возможной зоны горения в доступном месте. Для определения их местонахождения применяются указатели, размещенные как в середине, так и вне помещения.
6.1.31. Элементы и узлы АУП должны быть окрашены в соответствии с требованиями действующих стандартов.
6.1.32. Оросители и насадки должны постоянно содержаться в чистоте, при проведении ремонтных работ быть защищенными от попадания на них краски, побелки и т.п. В местах, где есть опасность механического повреждения, их необходимо защищать надежными ограждениями, которые не влияют на распространение тепла (для спринклерных оросителей) и не изменяют карту орошения. Не допускается устанавливать взамен сработали, и неисправных оросителей пробки и заглушки.
— Использовать трубопроводы АУП для подвешивания или крепления любого оборудования;
— Присоединять производственное оборудование и санитарные приборы к трубопроводам питания АУП;
— Устанавливать запорную арматуру и фланцевые соединения на трубопроводах питания и распределительных трубопроводах.
6.1.34. Узлы управления систем водяного и пенного пожаротушения должны быть расположены в помещениях с минимальной температурой воздуха в течение года не менее +4 ° C.
6.1.35. Помещения, где расположены узлы управления, насосные станции, станции пожаротушения, должны иметь аварийное освещение и быть постоянно закрытыми.
Помещения станций пожаротушения, насосных станций следует обеспечить телефонной связью с диспетчерским пунктом (пожарным постом. Ключи от помещений должны быть в обслуживающего и оперативного (дежурного) персонала. У входа в помещение должно висеть табло с надписью: «Станция (узел управления) пожаротушения.
Необходимо проводить еженедельные испытания насосов автоматических систем пожаротушения, о чем делать записи в журнале.
6.1.36. Подлежат дозарядци (перезарядке) сосуды и баллоны установок пожаротушения, масса огнетушащего вещества или давление среды в которых снизились относительно значений, установленных эксплуатационной документацией, на 10% и более.
Сосуды и баллоны АУП надо защищать от попадания на них прямых солнечных лучей и непосредственного воздействия отопительных или нагревательных приборов.
6.1.37. Помещения, защищаемое установками объемного пожаротушения, должны быть оборудованы самозачиннимы дверью.
6.1.38. Автоматические установки объемного пожаротушения, имеющие электрическую часть и предназначенные для защиты помещений с пребыванием в них людей, должны иметь:
— Звуковую и световую сигнализацию, которая сообщает о подачи в эти помещения огнетушащего вещества;
— Устройства переключения автоматического пуска на ручной с выдачей соответствующего сигнала в помещение дежурного персонала;
— Устройства задержания выпуска огнетушащего вещества защищаемые объемы.
Внутри защищаемого помещения должен выдаваться световой сигнал в виде надписи на световых табло «Газ — выходи!» («Пена — выходи!» И т.п.) и звуковой сигнал оповещения. У входа в защищаемого помещения должен устанавливаться световой сигнал «Газ — не заходить!» («Пена — не заходить!» И т.д.), а в помещении дежурного персонала — соответствующий сигнал с информацией о подачи огнетушащего вещества.
6.1.39. Модульные автономные установки пожаротушения следует применять для защиты взрывопожароопасных и пожароопасных помещений категорий А, Б, В, площадь или объем которых не превышают значений показателей «защищаемое площадь» или «защищаемые объемы» соответствующей установки. Эти установки эксплуатируются, как правило, в помещениях, где нет постоянного персонала. Помещения, оборудованные автономными модульными установками пожаротушения, могут обеспечиваться первичными средствами пожаротушения на 50% от их норм принадлежности для этих помещений.
Проектирование, монтаж и эксплуатацию модульных установок пожаротушения необходимо осуществлять в соответствии с технической документации предприятий-изготовителей этих установок.
О возложении обязанности по установке автоматической пожарной сигнализации. Решение от 22 декабря 2008 года №. Забайкальский край.
Именем Российской Федерации Дата обезличена Железнодорожный районный суд г.Читы в составе:
Председательствующего судьи Попковой *.*.
С участием заместителя прокурора Железнодорожного района г.Читы Черкас *.*.
При секретаре Ивановой *.*.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Читы к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №61, Комитету образования администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности по установке автоматической пожарной сигнализации,
Прокурор Железнодорожного района г.Читы обратился в суд с иском, указывая, что в ходе осуществления мероприятий по контролю (надзору) соблюдения требований пожарной безопасности и организации объекта охраны установлено нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами в МДОУ детский сад №61, расположенном
по адресу. в виде отсутствия автоматической пожарной сигнализации.
Отсутствие пожарной сигнализации нарушает требования НПБ 110-03, где предусмотрена обязательная установка пожарной сигнализации в случае отнесения здания к зданиям общественного и административно-бытового назначения.
В данном образовательном учреждении находится большое количество воспитанников, здание предназначено для воспитания несовершеннолетних, и следовательно относится к категории зданий общественного назначения.
Кроме того, согласно п.п. 16, 34, 98, 102 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
В нарушение указанного нормативного документа в МДОУ №61 отсутствует автоматическая пожарная сигнализация.
Согласно преамбуле ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии со ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии со ст.51 ч.1 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Подобное бездействие должностных лиц создает реальную угрозу жизни и здоровью воспитанников детского сада, работающего персонала.
Прокурор обращается в суд в соответствии со ст.45 ГПК РФ и просит понудить МДОУ детский сад №61 и Комитет образования Администрации городского округа «Город Чита» установить автоматическую пожарную сигнализацию в здании МДОУ детский сад №61, расположенного по адресу.
В судебном заседании заместитель прокурора Железнодорожного
района г.Читы Черкас *.*. исковые требования поддержал.
Представитель Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» Кузнецова *.*. исковые требования прокурора не признала, мотивировав отсутствием бюджетного финансирования, дефицитом бюджета, большим количеством образовательных учреждений.
Представитель МДОУ детский сад №61. исковые требования прокурора не признала. При этом пояснила, что в детском саде должна быть установлена автоматическая пожарная сигнализация, однако они самостоятельно решить вопрос об ее установке не имеют возможности, так как являются бюджетным учреждением и финансируются Комитетом образования администрации города Читы.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п.2,3 ст.3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г., государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Государства — участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о своих детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Согласно ст.4 вышеназванной Конвенции, государства — участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции.
В соответствии со ст.51 ФЗ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Согласно преамбуле ФЗ
РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. №69-ФЗ, обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах.
Согласно ст.2 ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя настоящий федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом №69-ФЗ, приказами МЧС РФ №315 от 18.06.2003г. утверждены нормы пожарной безопасности (НПБ 110-03), №313 от 18.06.2003г. — правила пожарной безопасности (ППБ-01-03), которые устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
Вышеназванные нормативные акты зарегистрированы в Минюсте, в связи с чем имеют обязательную силу для исполнения всеми учреждениями.
Пунктом 14 норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), предусмотрено, что здания общественного и административно-бытового назначения подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.
В связи с тем, что в детском саде находятся десятки детей, детский сад необходимо относить
к общественному зданию.
Доводы представителя Комитета образования суд находит несостоятельными в связи с тем, что граждане, в силу ст.34 ФЗ «О пожарной безопасности» имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
При таких обстоятельствах требования прокурора о возложении обязанности по установке автоматической пожарной сигнализации подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194 — 198 ГПК РФ, суд,
Исковые требования удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №61, Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» установить автоматическую пожарную сигнализацию в здании муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №61, расположенном по адресу.
Решение может быть обжаловано или на него может быть подано представление в Забайкальский краевой суд через данный райсуд в течение 10 дней.
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Настоящая Типовая инструкция обязательна для руководителей энергопредприятий, начальников цехов и лиц, назначенных ответственными за эксплуатацию автоматических установок пожарной сигнализации (АУПС).
Под автоматическими установками пожарной сигнализации следует понимать как самостоятельные системы, так и входящие в состав автоматических установок пожаротушения (АУП).
1.2. Инструкция является основным ведомственным документом, определяющим организацию и порядок эксплуатации АУПС.
1.3. На каждом энергопредприятии должна быть составлена местная инструкция, учитывающая особенности данного энергопредприятия и местные условия. Местные инструкции следует разрабатывать в соответствии с заводской эксплуатационной документацией на приборы, оборудование и другие элементы, входящие в состав установок, а также с учетом требований данной Типовой инструкции.
1.4. Ответственность за организацию эксплуатации и техническое состояние установок возлагается на главного технического руководителя энергопредприятия. В соответствии с требованиями действующих ПТЭ из числа эксплуатационного персонала энергопредприятия назначаются лица, подготовленные к проведению работ по техническому обслуживанию и ремонту установок.
1.5. На энергопредприятии должна быть следующая техническая документация на установки:
утвержденная проектная документация со всеми последующими изменениями, внесенными проектной организацией;
акт приемки и сдачи установки в эксплуатацию;
паспорта и другая эксплуатационная документация на оборудование и приборы, входящие в состав установки;
местная инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию с регламентом работ по техническому обслуживанию;
план-график выполнения работ по техническому обслуживанию, утвержденный главным техническим руководителем энергопредприятия;
журнал учета технического обслуживания и ремонта установок пожарной сигнализации ( приложение 1 ).
1.6. Круглосуточный контроль за работоспособностью АУПС должен осуществлять оперативный (дежурный) персонал энергопредприятия. Права и обязанности персонала должны быть приведены в местных, должностных или специальных инструкциях.
1.7. Состояние установок должно отражаться в оперативном журнале при приемке и сдаче смены.
1.8. Все выявленные неисправности должны заноситься в журнал (карточку) дефектов и неполадок с оборудованием и устранятся в кратчайшие сроки.
1.9. На энергопредприятии приказом должно быть назначено лицо, отвечающее за эксплуатацию АУПС. В обязанности этого лица входит:
организация проведения своевременного технического обслуживания и ремонта, а также устранения выявленных неисправностей в процессе эксплуатации в кратчайшие сроки;
ведение эксплуатационной документации по АУПС;
контроль за своевременным предъявлением рекламаций предприятиям-изготовителям по качеству приборов, оборудования и другим элементам, входящим в состав установки;
учет всех случаев неисправностей и ложной работы АУПС с установлением причин;
организация расследования всех случаев отказов АУПС во время загораний и оформление актов;
организация обучения обслуживающего и оперативного персонала.
1.10. Персонал, выделенный для технического обслуживания и текущего ремонта АУПС, должен пройти обучение и сдать экзамен в соответствии с требованиями "Правил организации работы с персоналом на предприятиях и в учреждениях энергетического производства: РД 34.12.102-94". (М.: СПО ОРГРЭС, 1994).
Обучение может проводиться на базе учебных комбинатов АО энергосистем или непосредственно на энергопредприятии.
2. ПРИЕМКА АУПС В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
2.1. Для приемки АУПС в эксплуатацию должна быть создана комиссия в составе представителей:
энергопредприятия (председатель комиссии);
монтажной (наладочной) организации;
государственного пожарного надзора или объектовой пожарной части.
2.2. Приемка должна производиться по специальной программе, разрабатываемой организацией, производившей наладку АУПС, и утвержденной главным техническим руководителем предприятия.
При этом должны производиться внешний осмотр, проверка соответствия монтажа проектной документации и испытания АУПС на работоспособность.
2.3. Комиссия должна произвести приемку АУПС в трехдневный срок со дня предъявления. При обнаружении комиссией отдельных несоответствий выполненных работ проектной документации должен быть составлен протокол с указанием выявленных несоответствий и организаций, ответственных за их устранение. Эти организации обязаны в десятидневный срок устранить указанные в протоколе несоответствия, после чего вновь производится приемка.
2.4. Комиссии должны быть предъявлена следующая документация:
проект установки с внесенными изменениями;
паспорта и эксплуатационные инструкции заводов-изготовителей на приборы, аппаратуру и другие элементы, входящие в состав АУПС;
протоколы проверок отдельных, элементов АУПС;
ведомости дефектов и недоделок;
местная инструкция по эксплуатации АУПС. Инструкция должна быть разработана не менее чем за один месяц до приемки АУПС в эксплуатацию.
2.5. Приемка АУПС оформляется актом ( приложение 2 ).
3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АУПС
3.1. Организационные мероприятия по техническому обслуживанию включают в себя:
3.1.1. Подготовку необходимой документации (проектная документация, принципиальные электрические и монтажные схемы, заводская документация на приемную аппаратуру и извещатели, инструкции, программы и т.д.).
3.1.2. Подготовку измерительных приборов, специальных испытательных стендов, инструмента.
3.1.3. Оформление организационных и технических мероприятий по технике безопасности при проведении работ.
3.1.4. Согласование с руководством энергопредприятия возможного отключения проверяемой аппаратуры и принятие мер по усилению противопожарного режима в помещениях с отключенной на время технического обслуживания сигнализацией.
3.1.5. Оформление необходимых записей в журнале учета технического обслуживания и ремонта установок пожарной сигнализации.
3.2. Для поддержания АУПС в постоянной готовности к действию должны выполняться следующие виды работ:
внешний осмотр установки; внутренний осмотр аппаратуры установки; проверка электрических параметров аппаратуры; проверка работоспособности установки; текущий ремонт.
3.3. При новом включении АУПС, а также после их ремонта или реконструкции производятся в полном объеме работы по пп. 3.5-3.8.
3.4. Периодичность работ по техническому обслуживанию устанавливается заводской эксплуатационной документацией на аппаратуру и составные элементы установки, а также требованиями местных инструкций.
Примерный регламент работ по техническому обслуживанию приведен в приложении 3 .
3.5. При внешнем осмотре АУПС проверяется:
3.5.1. Соответствие проекту установленной аппаратуры, контрольных кабелей и других составных частей установки (проводится только при новом включении).
3.5.2. Надежность крепления пожарных извещателей по месту их установки, приемных станций и пультов на панелях, в шкафах.
3.5.3. Состояние уплотнений дверок шкафов, крышек соединительных коробок, приемных станций и пультов; отсутствие механических повреждений аппаратуры установок,
3.5.4. Состояние окраски шкафов, панелей, соединительных коробок, ящиков зажимов и т.п.; отсутствие грязи и пыли.
3.5.5. Состояние автоматических выключателей питания, рубильников, переключателей, кнопок сигнальных лампочек на пультах и приемных станциях, световых табло, аварийных звонков, сирен и т.д.
3.5.6. Состояние монтажа проводов и кабелей, контактных соединений на рядах зажимов, в распределительных коробках, шкафах, на панелях и т.д.
3.5.7. Состояние и правильность выполнения заземлений приемной аппаратуры установок.
3.5.8. Наличие и правильность выполнения надписей на всей аппаратуре АУПС, маркировки кабелей, проводов.
3.6. При внутреннем осмотре проверяется (проводится после истечения гарантийного срока):
3.6.1. Состояние уплотнений кожухов, целостность кожуха и передних панелей приемной аппаратуры.
3.6.2. Наличие и целостность деталей, правильность их установки и надежность крепления.
3.6.3. Наличие пыли и посторонних предметов на деталях аппаратуры.
3.6.4. Состояние контактных поверхностей разъемов, штекеров, гнезд, качество паек.
3.6.5. Проверка люфтов, зазоров, прогибов, натяжений и т.п. различных элементов.
3.7. При проверке электрических параметров аппаратуры необходимо выполнить измерение:
значений напряжений питания приемных станций, концентраторов, выпрямительных блоков, извещателей;
значений напряжения и тока в сигнальных линиях;
электрических параметров электрических схем приемной аппаратуры и извещателей в контрольных точках по паспортным данным;
значений сопротивления изоляции цепей питания и контроля установок;
электрической прочности цепей питания и контроля;
значений сопротивления лучевых линий.
3.8. При определении работоспособности АУПС следует проверить:
3.8.1. Работоспособность электрической схемы приемных станций и пультов в дежурном режиме, имитацию сигналов "повреждение", "тревога" и "пожар". Одновременно в этих режимах составляется карта распределения потенциалов по основным узлам и элементам электрической схемы приемной аппаратуры.
3.8.2. Работоспособность каждого пожарного извещателя установки.
3.8.3. Исправность работы выносной сигнализации (на блочном и центральном щитах управления, панелях пожаротушения и т.п.) во всех режимах работы АУПС, а также при переходе с основного питания на резервное и обратно.
3.8.4. Взаимодействие элементов включения АУП с соответствующими элементами аппаратуры пожарной сигнализации (в случае, когда пожарная сигнализация является составной частью АУП).
3.8.5. Работу установки с рабочего места оператора.
3.9. При выявлении неисправности в процессе проведения работ по пп. 3.5-3.8 должны устраняться немедленно. Устранение неисправностей производится путем замены и восстановления отдельных составных частей аппаратуры (элементов, узлов, блоков) без полной ее разборки, а также выполнением регулировочных работ.
Эти работы производятся либо на испытательных стендах (проверка реле, отдельных плат, блоков, промежуточных устройств, отдельных видов извещателей и т.д.), либо по месту. В последнем случае электрические цепи проверяемой аппаратуры с другими устройствами должны быть разобраны.
4. РЕМОНТ АУПС
4.1. Ремонту подвергается аппаратура и другие составные части АУПС, выработавшие свой ресурс, а также пришедшие в негодность. Необходимость ремонта определяется при техническом обслуживании АУПС.
4.2. При ремонте производится поузловая разборка всей установки, замена отработавших элементов, сборка и регулирование.
4.3. Для своевременной замены вышедших из строя извещателей, блоков и других составных частей и элементов АУПС на энергопредприятии должен быть их запас, который должен составлять не менее 10% количества, входящего в установку.
4.4. Запасные изделия и приборы должны храниться в специально выделенном месте с соблюдением правил хранения, установленных заводской документацией на них.
4.5. В период действия гарантийного срока устранение возникших неисправностей и дефектов приемной аппаратуры и извещателей должно производиться заводами-изготовителями, а линейной части — организацией, осуществляющей монтаж.
4.6. В процессе капитального ремонта устанавливать взамен вышедших из строя узлов, деталей и приборов пожарной сигнализации иные по принципу действия вместо предусмотренных в проекте запрещается.
4.7. На энергопредприятии для проведения ремонта, регулирования и настройки аппаратуры и приборов должны быть организованы специальные стенды.
5. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
5.1. К работе по техническому обслуживанию и ремонту АУПС допускаются специалисты, имеющие практические навыки в обслуживании и ремонте аппаратуры, знающие действующие Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок и имеющие квалификационную группу по электробезопасности не ниже третьей.
5.2. Лица, допустившие нарушения требований действующих ПТЭ, ПТБ и настоящей Типовой инструкции, подвергаются внеочередной проверке, а в зависимости от характера нарушения — наказываются в дисциплинарном или в судебном порядке.
5.3. Проведение работ по техническому обслуживанию АУПС должно производиться бригадой, состоящей, как минимум, из двух человек.
5.4. Ремонт приборов и узлов должен производиться при отключенном электропитании.
5.5. Работы по техническому обслуживанию следует производить только исправным инструментом. Рабочие места должны быть хорошо освещены.
5.6. При проведении работ по техническому обслуживанию радиоизотопных извещателей (КИ, РИД) и их хранении необходимо руководствоваться заводскими инструкциями и действующими Основными санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучении ОСП-72/87.
5.7. Аппаратура и приборы АУПС должны включаться в сеть с напряжением, соответствующим ее паспортным данным.
5.8. Каждый несчастный случай, а также другие случаи нарушения требований ПТБ должны быть тщательно расследованы в соответствии с установленным порядком.