Прибор для регулировки света фар
Прибор для регулировки света фар
Оптический стенд предназначен для регулирования углов наклона и контроля силы света фар ближнего и дальнего света, противотуманных фар и прочих световых приборов, а также силу света и частоту следования проблесков указателей поворота. Стенд передвижной, небольших габаритных размеров. Устройство стенда очень простое. Большая линза пропускает свет на фотоэлемент и на экран, по экрану можно оценить качество светового пучка. Фотоэлемент позволяет оценить мощность света в определенных местах засвета, так где должно быть темно — показания будут меньше, так где светлее — больше. Таким образом проверяется соответствие светового пучка фары требованиям ГОСТа.
Данное устройство позволяет использовать его в любых условиях, он не требует электрического питания, гидравлического или иного рода. Благодаря малым габаритам и небольшому весу использовать его становится намного легче чем его прототипы и аналоги. Диапазоны измерения угла наклона светотеневой границы от 0 до 140′; силы света от 1 до 100000 кд; частота следования проблесков указателей поворотов от 0,5 до 3 Гц. Погрешности соответственно -15′; -15%; -0,1 Гц. Тем не менее, стенд требует тщательного обслуживания, содержание в незапыленной среде, в сухом помещении. Устройство очень чувствительно в ударам — это может привести в увеличению погрешности, поэтому хранить его следует в местах где падение предметов или возможная вибрация — отсутствует.
Внимание, в работе отсутствуют прочностные расчёты. Учитывайте это, пожалуйста!
Содержание архива
1. Записка пояснительная.
2. ВО стенда — 2 — А1:
3. Деталировка сборочного чертежа — 1 — А1:
4. Сборочный чертеж — 2 — А3;
5. Спецификации 2 — А4
Остальные чертежи смотрите в папке «Скрины», архив
Краткая инструкция:
- Ищите подходящую работу в строке поиска в центре страницы сверху или по боковой панели навигации слева.
- Оцените качество работы с помощью содержания и скриншотов чертежей, которые находятся в архиве. Для просмотра скринов скачайте архив со страницы оплаты.» ?>
- Если работа вас устраивает, выберите способ оплаты (PayMaster, Фрикасса или Интеркасса) или воспользуйтесь личным кабинетом и личным счетом, который вы можете пополнить там же.
- Ожидайте, на вашу почту придет пароль от архива. Чтобы ускорить получения пароля, необходимо правильно заполнить форму оплаты — указать свой электронный адрес.
- Если нужно срочно, то обращайтесь лично на WhatsApp или на телефон, указанный в шапке сайта.
Быстрая навигация по ключевым вопросам:
- Как оплатить работу?
- Система скидок
- Как вы поймете, что это я заплатил за работу?
- Как долго придется ждать пароль к оплаченной работе?
- Почта: [email protected], [email protected]
Цена конструкторской работы 1339.2 ₽ Получить скидку 20%
Нашли дешевле? — Где? Сделаем еще дешевле!
КУПИТЬ КОНСТРУКТОРСКУЮ |
Эту работу вы можете получить по обмену
Помочь выбрать?
Отправьте выданное вам техническое задание на электронную почту [email protected]. Мы бесплатно подберем и вышлем на ваш EMAIL ссылки на варианты готовых работ, которые максимально точно вам подходят.
Об этой работе
Принимаем:
Пишите, звоните до 21: 00 по Москве:
©Проект-Технарь, 2010-2021
Все работы, чертежи и связанные с ними материалы принадлежат его автору и предоставляются только в ознакомительных целях.
ИНН550705958503
Проверка и регулировка фар автомобиля
Целью лабораторной работы является закрепление теоретических знаний о работе фар автомобиля и их проверки и регулировки с помощью оптического прибора ОП.
2. Задачи лабораторной работы
К задачам лабораторной работы относятся:
- Освоение устройства и принципов работы прибора проверки фар ОП.
- Получение навыков регулировки светового потока фар с его помощью оптического прибора ОП:
· проверить и отрегулировать направление светового потока фар автомобиля;
· проконтролировать силу света фар, дать заключение о годности фар.
3. Краткие теоретические сведения.
3.1. Прибор проверки фар ОП
3.1.1. Устройство прибора
Прибор предназначен для проверки, регулировки направления и контроля силы света фар транспортных средств в соответствии с ГОСТ 25478-91 в условиях автотранспортных предприятий, станций технического обслуживания и в составе линий инструментального контроля технического состояния транспортных средств. Прибор позволяет регулировать углы наклона и поворота, контролировать силу света фар ближнего и дальнего света, а также противотуманных фар.
1. Расстояние от рассеивателя фары до линзы оптической камеры прибора, мм 300 — 400
2. Высота установки оси оптической камеры прибора, мм 250 — 1600
3. Диапазон измерения угла наклона светотеневой границы, мин (мм) 0 — 140 (0 — 400)
4. Погрешность измерения, мин ± 15
5. Температура окружающей среды, °С — 10 + 40
6. Влажность при + 25° С, % нe более 80
Передвижной оптический прибор состоит (рис. 1) из основания 19 на колесах; стойки 18, установленной на основании вертикально; оптической камеры 7 и ориентирующего устройства 8.
Рисунок 1. Общий вид и устройство прибора ОП:
1 – поручень; 2 – съемная крышка; 3 – отсчетный диск; 4 – кнопки включения; 5 – потенциометр калибровки напряжения; 6 – индикатор силы света; 7 – оптическая камера; 8 – ориентирующее устройство; 9 – упорная гайка; 10 – шайбы; 11 – рукоятка; 12 – уровень пузырьковый (на дне камеры); 13 – кронштейн фиксатора; 14 – винт; 15 – упорный винт; 16 – рукоятка; 17 – рычаг фиксатора; 18 – стойка; 19 – основание; 20 – крепление стойки; 21 – колеса
Оптическая камера представляет собой корпус, в котором установлены линза, пузырьковый уровень, смотровое стекло, экран, перемещающийся по вертикали при помощи отсчетного диска 3, и индикатор силы света 6. На экране, в соответствии с ГОСТ 25478-91, установлены фотоэлементы для измерения силы света (рис. 2).
На задней стенке камеры расположены кнопки 4 (рис. 1) включения фотоэлементов для измерения силы света соответствующих фар, ручка 5 потенциометра калибровки напряжения питания и съемная крышка 2, за которой располагаются калибровочные построечные резисторы и элемент питания.
Перемещение оптической камеры по стойке производят при ослабленном упорном винте 15 (против часовой стрелки до упора) и при нажатом рычаге фиксатора 17. При этом оптическую камеру поддерживают за ручку, расположенную с противоположной стороны камеры. Фиксацию оптической камеры на необходимой высоте осуществляют при отпускании рычага фиксатора 17 и закручивании упорного винта 15 по часовой стрелке до упора. Высоту установки контролируемой фары определяют по шкале, нанесенной на стойку, в миллиметрах по верхнему краю кронштейна 13 фиксатора.
Рисунок 2. Расположение фотоэлементов на подвижном экране оптической камеры прибора:
1 – фотоэлемент для измерения силы света противотуманной фары в теневой области пучка света; 2 – фотоэлемент для измерения силы дальнего света и силы ближнего света в теневой области пучка света; 3 – фотоэлемент для измерения силы ближнего света; 4 – фотоэлемент для измерения силы света противотуманной фары в световой области пучка света
Установку оптической оси прибора в горизонтальной плоскости производят по пузырьковому уровню поворотом оптической камеры относительно оси винта 14 и фиксируют ручкой 16.
Ориентирующее устройство щелевого типа 8, предназначенное для установки оптической оси прибора параллельно оси автомобиля, устанавливают в одно из трех отверстий стойки 18 через упорную гайку 9, две шайбы 10 и фиксируют ручкой 11.
3.1.2. Измерение на приборе
Проверку фар проводят в помещении, исключающем воздействие прямых солнечных лучей на оптическую систему прибора. Рабочая площадка, на которой размещают транспортное средство и прибор, должна быть горизонтальной, неровности площадки должны быть не более 3 мм на 1 м.
Проверку фар проводят при неработающем двигателе, за исключением автомобилей, имеющих пневматическую подвеску (например, CITROEN).
Автомобиль устанавливают на рабочей площадке в положении, соответствующем его прямолинейному движению. Очищают поверхность рассеивате-лей фар от загрязнений. Доводят давление в шинах передних и задних колес автомобиля до номинального. Выбирают люфты подвески, для чего создают несколько колебаний автомобиля в вертикальном направлении и дожидаются успокоения. Загружают легковой автомобиль массой 70 ± 20 кг на заднее сидение. Остальные автотранспортные средства проверяют без загрузки. Включают фары и переключением проверяют исправность и правильность их работы.
- Прибор устанавливают на рабочей площадке перед автомобилем напротив проверяемой фары на расстоянии 300 — 400 мм между линзой камеры и рассеивателем фары. При этом оптическая камера может быть выше или ниже фары, линза камеры и рассеиватель фары будут на разной высоте.
- Выбирают две точки на автомобиле так, чтобы проходящая через них линия была перпендикулярна продольной оси автомобиля (например симметричные точки на фарах). Наводят ориентирующее устройство так, чтобы нанесенная на его стекле черная линия проходила через эти точки. Теперь передвижение прибора от одной фары к другой произойдет перпендикулярно продольной оси автомобиля.
- Регулируют оптическую камеру по высоте так, чтобы центр линзы прибора совпадал ориентировочно с центром фары. Для этого раскручивают винт и нажимают рычаг фиксатора, перемещая камеру вдоль стойки.
- Устанавливают оптическую ось прибора в горизонтальной плоскости по пузырьковому уровню, раскручивая при этом упорный винт.
- Устанавливают отсчетным диском требуемую величину снижения левого участка светотеневой границы (СТГ) пучка света фары в зависимости от высоты ее установки в соответствии с таблицей 1. Разметка шкалы диска соответствует величине снижения в миллиметрах с расстояния 10 м. Высоту установки фары над уровнем пола считывают по рискам, нанесенным на стойке прибора (по верхней кромке кронштейна фиксатора). При вращении диска экран перемещается относительно задней стенки оптической камеры.
- Проверяют исправность элемента питания, нажав на кнопку , при этом стрелка индикатора должна отклониться на отметку . При необходимости производят подстройку ручкой потенциометра .
Таблица 1. Параметры настройки прибора для проверки фар ближнего и дальнего света европейской системы светораспределения.
Высота установки фары для ближнего | Снижение левой части СТГ по отметкам на диске, мм (% ) |
до 600 от 600 до 700 от 700 до 800 от 800 до 900 от 900 до 1000 от 1000 до 1200 от 1200 до 1600 | 100 (1) 130 (1,3) 150 (1,5) 176 (1,76) 200 (2) 220 (2,2) 290 (2,9) |
Примечание: Если в инструкции по эксплуатации на автомобиль приведена величина снижения с расстояния отличного от 10 м, то на отсчетном диске устанавливают значение снижения Н, определяемое по формуле H = l0⋅ h / R, где h — снижение для данной марки автомобиля на расстоянии R, мм ; R — расстояние проверки , м. |
Проверку фар производят в зависимости от системы светораспределения. В соответствии с излучаемым светом и видом ламп фары по ГОСТ 3544-97 «Фары дальнего и ближнего света автомобилей. Технические условия» подразделяют на следующие типы светораспределения:
С — ближнего света и дополнительного дальнего;
R — дальнего света;
CR — ближнего и дальнего света;
НС — ближнего света с галогенной лампой;
HR — дальнего света с галогенной лампой;
HCR — ближнего и дальнего света с галогенной лампой.
Фары типов светораспределения С, CR, НС и HCR допускается изготовлять с габаритным огнем.
3.1.3. Порядок проверки фар европейской системы светораспределения
Включают ближний свет. Фара считается правильно установленной, если граница между светом и тенью светового пятна находится на горизонтальной и наклонной линиях экрана. В случае неправильной установки производят регулировку фары в горизонтальном и вертикальном направлении вращением регулировочных винтов в кузове автомобиля.
Для контроля силы света фары нажимают на кнопку />(точка внизу символа фары и лучи направлены вниз). При этом стрелка индикатора должна находиться в секторе />(поз. 4 рис. 3). Затем нажимают на кнопку (точка вверху символа фары), при этом стрелка индикатора должна находиться в секторе (поз. 5 рис. 3).
Не изменяя установку фары и положение экрана (для фар типа CR, HCR), произведенных при контроле ближнего света, переключить фару на дальний свет. Нажать кнопку />(лучи в символе фары горизонтальны), при этом стрелка индикатора должна находиться в секторе />(поз. 3 рис. 3). В противном случае производят замену оптического элемента или лампы.
Для проверки другой фары прибор перекатывают за ручку и повторяют аналогичные действия.
Рисунок 3. Шкала индикатора силы света:
1 – сектор годности оптического элемента противотуманной фары в теневой части пучка; 2 – сектор годности оптического элемента противотуманной фары в световой части пучка; 3 – сектор годности оптического элемента дальнего света; 4 – сектор годности оптического элемента ближнего света в световой части пучка; 5 – сектор годности оптического элемента ближнего света в теневой части пучка
3.1.4. Порядок проверки фар типа R, HR и американской системы
Устанавливают отсчетный диск прибора на отметку «0». Включают дальний свет. Фара считается правильно установленной, если центр светового пятна находится в точке пересечения горизонтальной и вертикальной линий экрана.
В случае неправильной установки производят регулировку фары.
Для контроля силы света устанавливают при помощи отсчетного диска фотоэлемент для измерения силы дальнего света (рис. 2) в наиболее яркую точку светового пятна на экране прибора. Нажимают на кнопку , при этом стрелка индикатора должна находиться в секторе (поз. 3 рис. 3).
В противном случае производят замену оптического элемента или лампы.
Для проверки другой фары прибор перекатывают за ручку и повторяют аналогичные действия.
4. Порядок выполнения лабораторной работы
1. Изучить устройство оптического прибора для проверки фар модели ОП.
2. Установить на рабочей площадке автомобиль в требуемом положении.
3. Определить систему светораспределения и тип фар автомобиля.
4. Установить ОП так, чтобы расстояние между линзой камеры и рассеивателем фары составляло 300 — 400 мм. При этом передвижение прибора от одной фары к другой могло производиться перпендикулярно продольной оси автомобиля.
5. Отрегулировать прибор по высоте так, чтобы центр линзы прибора совпадал ориентировочно с центром фары.
6. Установить в горизонтальное положение оптическую ось прибора с помощью пузырькового уровня.
7. Установить оптическую ось прибора параллельно продольной оси автомобиля. Для этого с помощью ориентирующего устройства установить прибор в положение, при котором наблюдаемая в ориентирующее устройство горизонтальная линия проходила через две наиболее характерные симметричные точки передка автомобиля (верхние участки ободков фар, подфарники и т. д.).
8. Проверить исправность элемента питания, нажав на кнопку , при этом стрелка индикатора должна отклониться на отметку . При необходимости производят подстройку ручкой потенциометра .
- Определить высоту установки фары над уровнем пола по верхней кромке кронштейна фиксатора с помощью метрической шкалы стойки прибора.
- Установить отсчетным диском требуемую величину снижения левого участка светотеневой границы (СТГ) пучка света фары в зависимости от высоты установки фары в соответствии с таблицей 1.
- Включить ближний свет фары и определить правильность ее установки. Фара считается правильно установленной, если граница между светом и тенью светового пятна находится на горизонтальной и наклонной линиях экрана. В случае неправильной установки произвести регулировку фары в горизонтальном и вертикальном направлении вращением регулировочных винтов в кузове автомобиля.
- Проконтролировать силу ближнего света фары в световой части пучка. Для этого нажать на кнопку . При этом стрелка индикатора должна находиться в секторе (поз. 4 рис. 3).
- Проконтролировать силу ближнего света фары в теневой части пучка. Для этого нажать на кнопку , при этом стрелка индикатора должна находиться в секторе (поз. 5 рис. 3).
- Переключить фару на дальний свет, не изменяя установку фары и положение экрана (для фар типа CR, HCR), произведенных при контроле ближнего света, Нажать кнопку , при этом стрелка индикатора должна находиться в секторе (поз. 3 рис. 3). В противном случае произвести замену оптического элемента или лампы.
- Для проверки другой фары прибор перекатывают за ручку и повторяют аналогичные действия
- Дать заключение о годности (исправности) фар автомобиля. Результаты занести в таблицу 2 (журнал испытаний).
- Оформить отчет по лабораторной работе.
Как отрегулировать фары самостоятельно
Большинство водителей вряд ли сходу ответят — когда они в последний раз регулировали фары на своем автомобиле. Многие самостоятельно эту операцию вообще никогда не делали. А ведь правильная настройка светового оборудования непосредственно влияет на безопасность движения. Поэтому периодически следует проводить его регулировку. Как отрегулировать фары самостоятельно и на что при этом нужно обращать особое внимание — читайте в нашей статье.
Когда возникает необходимость регулировки фар
Перечислим основные причины, по которым нарушается правильная настройка световых приборов.
- Замена лампы. Достаточно распространенная причина. Большинство водителей не станут искать оригинальную лампочку, полностью соответствующую замененной. А изделие другой марки может излучать свет немного иначе. Из-за этого возможны отклонения.
- Последствия аварии или удара. Регулировка может нарушиться вследствие механического воздействия. Даже незначительный перекос способен критично повлиять на направление светового луча.
- Замена фары. При замене всего прибора в сборке обязательно нужно его отрегулировать. Конечно, это должны были сделать на СТО, но не мешает проверить самостоятельно и при необходимости настроить.
- Естественный износ. В процессе эксплуатации фары и лампы подвергаются вибрации, температурным перепадам, механическим и химическим воздействиям. Всё это может повлиять на их правильную настройку.
- Нарушения центровки автомобиля, ремонт подвески, изменение жесткости, замена шин или дисков (особенно при изменении диаметра).
Во всех перечисленных ситуациях высока вероятность нарушения правильных настроек. Поэтому в указанных случаях следует самостоятельно отрегулировать (или по крайней мере проверить) фары.
Желательно это делать и перед дальней поездкой. И обязательно — если встречные водители предупреждают вас миганием огней. А также — если вы сами чувствуете, что дорожное полотно освещается недостаточно или неравномерно.
Как самостоятельно проверить и отрегулировать фары
При замене одной из ламп лучше сразу проверить, симметрично ли у вас отрегулированы фары. Это можно сделать самостоятельно и очень быстро. Для этого нужно в тёмное время суток подъехать к любой вертикальной поверхности (стене, воротам гаража). После этого включить ближний свет и посмотреть на форму световых пучков.
Если оба пучка света находятся на одной высоте, то скорее всего настройка не понадобится. Если же заметна разница, можно самостоятельно устранить возникший дефект. Сначала проверьте, нормально ли встала на своё место заменённая лампа. Если всё в порядке, нужно отрегулировать направление света с помощью специального винта. Посредством его подкрутки вы сможете поднять или опустить световой луч.
Эти действия помогут только в том случае, если вторая фара (на которой лампа не менялась) отрегулирована правильно. В противном случае придётся настраивать световые приборы более тщательно.
Аналогичным образом можно проверить и дальний свет, а при необходимости — самостоятельно его отрегулировать.
Чтобы обнаружить значительные отклонения настроек, можно попросить человека среднего роста встать на расстоянии примерно 5 метров от автомобиля. Если фары отрегулированы правильно, то световой пучок будет проходить примерно на высоте колен. Конечно, это очень приблизительная оценка. Но если отклонения действительно серьёзные, вы это сразу увидите.
Как отрегулировать ближний свет — точная настройка
Чтобы отрегулировать ближний свет самостоятельно, необходимо найти абсолютно ровную площадку с расположенной рядом вертикальной поверхностью. Сначала следует подъехать максимально близко к стене. После этого нужно сделать на её поверхности три основные отметки. Две будут соответствовать центрам каждой фары, а третья — центру симметрии вашего автомобиля.
Через каждую точку нужно провести вертикальную линию, а между двумя крайними — горизонтальную. Ещё одну линию нужно провести чуть ниже (в нашем примере это 5 см, но в конкретных ситуациях эта величина может отличаться).
Затем отъезжаем от стены на 5 метров. Это расстояние зависит от конкретной модели автомобиля, узнать его точное значение можно в инструкции по эксплуатации. Теперь нужно посмотреть под капотом на маркировку фары. На ней указывается величина отклонения луча относительно дорожного полотна в процентах. Обычно это 1%, но может быть и другое значение.
1% отклонения на дистанции в 5 метров — это те самые 5 см, на которые мы отступили от первой линии для проведения нижней черты. Именно по этой второй линии и должна проходить светотеневая граница пучка. Если есть отклонения, то нужно самостоятельно воспользоваться настроечным винтом и правильно выставить положение ламп.
Для более точной разметки линий можно использовать лазерный строительный уровень. Следует также учесть некоторые дополнительные нюансы.
- Бак автомобиля должен быть полностью заправлен.
- Во всех шинах установлено правильное давление.
- В багажнике нет тяжелых вещей.
- Ручной корректор фар на приборной панели выставлен в положение «0».
- В салоне должна быть нагрузка массой примерно 70 кг (соответствовать весу водителя).
При измерениях вместо нагрузки можно посадить на водительское место другого человека. Либо сесть за руль самому, но тогда отрегулировать фары самостоятельно будет затруднительно. Придется воспользоваться помощью напарника.
Во время настройки последовательно закрываются обе фары по очереди. После этого необходимо отрегулировать пучок таким образом, чтобы его центр проходил по соответствующей вертикальной линии. При этом нижняя горизонтальная линия будет верхней световой границей. Наклонные отрезки должны начинаться в точках пересечения этой линии и боковых вертикальных.
Более подробно все числовые значения параметров и точные регулировочные расстояния можно посмотреть самостоятельно в разделе 4.3 ГОСТ Р 51709-2001. Некоторые конкретные величины следует брать из инструкции по эксплуатации транспортного средства.
Если эксплуатируется фара с совмещенным ближним и дальним светом, то отдельно дальний регулировать не нужно.
Регулировка дальнего света
Чтобы отрегулировать фары дальнего света, проще всего воспользоваться тем же самостоятельно сделанным стендом.
Сначала нужно отметить центры каждого светового прибора и провести вертикально две прямые. Затем следует проверить настройку. Пучок света должен идти практически параллельно дорожному полотну. Центр каждого луча при этом приходится на пересечение соответствующих вертикальных линий с верхней горизонтальной.
Как отрегулировать светодиодные лампы в фарах
К регулировке светодиодных ламп стоит подходить с особой ответственностью, поскольку они светят со значительно большей силой. Соответственно, при неправильных настройках они будут сильнее слепить встречных водителей, что чревато для безопасности движения.
В целом требования к регулировке фар со светодиодами сходны с вышеописанными. Поэтому во многих случаях их можно практически аналогично отрегулировать самостоятельно, воспользовавшись приведенными схемами и алгоритмами. Однако есть и отличия.
Сначала необходимо убедиться, что лампа по плоскости светодиодов ориентирована вертикально. Некоторые LED лампы для точной настройки имеют поворотный цоколь. В случае нарушения формы светового пятна необходимо покрутить лампу вокруг оси в пределах 20-30 градусов до достижения наилучшего результата.
В линзованной оптике светотеневая граница при установке LED автоламп не изменяется. В рефлекторной (фары без линз) пучок света может несколько приподняться относительно галогенной лампы.
Из-за повышенной яркости светодиодных ламп, помимо обычной регулировки рекомендуется привести фару в надлежащее состояние: устранить нарушение герметичности, очистить отражатель, отполировать помутневшее со временем стекло. Необходимость этих операций зависит от состояния оптики автомобиля.
Регулировка фар
В ночных путешествиях есть своя романтика и возможность сэкономить полезное время днём, но главными недостатками является плохая освещённость трассы или неправильная регулировка фар. При неправильной настройке осветительных приборов автомобиль не будет освещать все участки дороги, соответственно, появится риск попасть в большую яму, пробить колесо об острые предметы, и того хуже – сбить живое существо. Другой проблемой может стать попадание света фар в глаза автомобилистов со встречной полосы, что создаёт аварийную ситуацию.
Когда и для чего нужно регулировать фары автомобиля
В идеале настройка света фар автомобиля должна проводиться как минимум 1 раз в год, кроме случаев преждевременных изменений конструкции авто, замены лампочек и других вмешательств. Проверку нужно осуществлять вне плана, если на дороге ощущается недостаточная или неправильная освещённость.
С течением времени от фар может поступать поток недостаточной силы из-за их покрытия грязью, не исключение и внутреннее загрязнение. Для очистки стекла или отражателя иногда приходится снимать фару полностью. Когда оборудование будет вымыто, его приходится снова монтировать в посадочное место, только обязательно нужно проверить направление света. При нарушении угла падения потока и местоположения светового пятна нужна повторная настройка.
Регулировка проводится обязательно при установке нового светового прибора. Не играет принципиальной роли, что конкретно было заменено, лампочка, вся фара или элемент электрической цепи. Если работы проводились в автосервисе, нужно убедиться в проведении подстройки. В других случаях выполняется регулировка света фар своими силами.
Современные автомобильные лампы излучают очень яркий свет, который при неправильной установке фары ослепляет встречных водителей
Причин для проведения настройки может быть много, в том числе ремонт передней части авто: бамперов, капота, несущих систем и т. д. Некоторые другие системы косвенным образом влияют на световой поток, особенно это касается реконструкции кузова и подъёма или опущения автомобиля.
Профессионалы отмечают необходимость проводить проверку фар при смене шин и дисков, а также при ремонте или замене элементов подвески, а также багажника. Изменение нагрузки на одну из сторон авто или несущественное изменение высоты подвески приводит к задиранию или опусканию света фар. Стоит следовать правилу – лучше проверить, чем попасть в неприятную ситуацию. Особенно тщательно нужно следить за состоянием освещения при планировании дальних поездок, на трассе заметить и вовремя среагировать на препятствие особенно важно.
Наименьшей, но наиболее вероятной неприятностью, может стать штраф за неверную настройку света, цена ошибки – 500 рублей. Если халатность повлекла к ущербу – 2,5–5 тыс. рублей, а при нанесении вреда человеку или сильного ущерба – до 25 000 рублей с лишением прав на 2 года.
Виды источников освещения на транспортном средстве
До перехода к процедурам настройки освещения нужно уточнить, что в автомобиле бывают различные фонари, их регулировка несколько отличается. Выделяют 3 основных источника:
- дальний свет. Задача дальнего освещения сводится к обеспечению видимости любых элементов трассы с дальностью до 150 м. Используется для рассматривания разметки дороги и наличия дорожных знаков. Сильная яркость освещения приводит к сложностям передвижения в городских условиях, правила движения запрещают их включать в населённых пунктах и при приближении встречной машины. Из-за ослепления случается много аварий;
В основном на всех марках автомобилей направление светового потока регулируется с помощью двух регулировочных винтов
- ближний свет. Включается для освещения дорожного полотна дальностью 30–40 м. Такой свет нужно настраивать, чтобы предотвратить ослепление водителей встречной полосы. Ближнее освещение является самым востребованным, его практически всегда используют в городах;
- противотуманные маяки. Огни этого типа могут применяться для создания лучшей видимости в темноте, когда идёт дождь, или во время тумана. Первые 2 вида освещения малоэффективны в условиях повышенной влажности, свет просто отражается от частичек воды и ослепляет водителя. Для улучшения видимости используются фонари, расположенные ниже очертания тумана и имеющие жёлтое свечение.
Как осуществляется регулировка
При выборе метода регулировки лучше отдавать предпочтение сертифицированным СТО, но за подобную услугу придётся заплатить немалую сумму. У методики есть и преимущества, они сводятся к высокому качеству работ, гарантии и техническому оснащению СТО. Среди оборудования сервисных центров есть специальные стенды для регулировки светового потока – это гарантия правильного распределения света по всему дорожному полотну и обочинам.
В целях экономии, часто проводится регулировка света фар своими руками. Существует несколько способов настройки. Выполнение задачи проводится по следующему алгоритму.
Этап подготовки
Подготовительные меры выполняются в отношении нескольких необходимых элементов успешной настройки: машины, площадки и экрана.
Обычно регулировку светового потока головных фар производят на СТО с помощью специального прибора, обеспечивающего хорошую точность установки
Чтобы регулировка прошла без проблем, нужно выполнить несколько простых действий с автомобилем:
- оптика передней части авто должна быть очищена от загрязнения, а влага сверху отирается сухой тканью;
- отражатели и линзы должны быть целостны, любые дефекты в структуре элементов желательно устранить, особенно те, что мешают правильной настройке;
- давление и размер в шинах должны быть идентичными с обеих сторон. Рекомендуется создать условия, которые рекомендует изготовитель в эксплуатационной документации на автомобиль;
- топливный бак обязательно заполняется горючим хотя бы на 50%;
- нагрузить машину весом, который ежедневно перевозит автомобиль. На водительское сидение укладывается утяжелитель, а также его ставят в других местах, где постоянно находится вес или пассажир. Важно следить, чтобы отсутствовал перегруз на одной из осей.
После установления автомобиля и проведения подготовительных мер с ним, нужно подготовить площадку. Основное правило в этом отношении – обеспечение ровной горизонтальной поверхности. Для фиксирования автомобиля необходимо использовать специальные упоры под колёса.
Последней сферой настройки является контрольный экран. Важно создать стенд, на него наносится схема регулировки фар для конкретного авто. Достаточно использовать строго вертикальную стену, но можно применять и другие поверхности, главное – вертикальное расположение.
Световой поток фар должен охватывать проезжую часть дороги непосредственно впереди машины и часть обочины, не задираясь высоко вверх
Для верного составления схемы необходимо следовать следующему алгоритму:
- Машина подгоняется к стене вплотную.
- Устанавливается точка, которая является отметкой центра автомобиля.
- Дополнительно устанавливается ещё 2 точки, они должны быть отражением центра расположения ламп оптики.
- Транспортное средство нужно отогнать на дистанцию от 5 до 7,5 м от поверхности экрана (точное расстояние зависит от модели авто).
- Сквозь все точки следует провести линии с вертикальным положением: левая – «А», центральная – «О», правая – «В». Точка в центре должна быть несколько выше остальных.
- Через все отметки проводится горизонтальная линия, обозначим её цифрой 1.
- Немного ниже линии «1» (на 5–7,5 см) прочерчивается ещё одна горизонтальная полоса «2». Точнее можно определить, только зная марку машины.
- Устанавливаются точки «К», они находятся на пересечении прямой «2» и линий «А» и «В».
Теперь всё готово для проведения регулировки.
Пошаговая настройка фар своими руками
Первый метод
Когда с разметкой всё завершено, можно приступить к настройке света:
- Установить автомобиль на расстоянии 5–7,5 м от стенда и включить свечение.
- Угол наклона обязательно устанавливается на уровне полосы «2», а начинаться подъём должен в месте пересечения линий.
- Для настройки используется 2 винта, находятся с обратной стороны фонарей, к ним можно получить доступ из капота. Луч нужно направлять немного ниже центральной отметки источника света на стенде.
- При регулировке дальнего луча нужно настраивать так, чтобы центр падения света приходится чётко на центральную отметку стены.
Алгоритм регулировки света любой марки автомобиля примерно одинаков
Второй метод
Существует альтернативный метод настройки, он отличается лишь способом создания стенда:
- Нанести на стену точки напротив лампочек фар.
- Соединить отметки осью, которая будет пронизывать их и идти на 1–2 м дальше в стороны.
- Отмерять 12 см вниз от горизонтального отрезка и провести параллельную прямую.
- Снова замерять 22 см вверх и нанести ещё одну параллельную прямую.
- Установить регулятор положения на отметку 0.
- При помощи регулировочных винтов нужно установить положение, при котором луч верхней частью «прикасается» к нижней горизонтальной полосе.
- Боковые участки потока должны идти от нижней линии пересечения с вертикальной полосой. Если положение отклонено в одну из сторон, нужно корректировать соответствующими регулировочными винтами.
- Дальнее освещение нужно проверять с помощью горизонтальной линии на 5 см выше центральной полосы. Пучок света должен корректироваться по начерченной разметке.
Настройка ПТФ
Регулировку противотуманных фар нужно проводить аналогичным методом. Обязательно перед процедурой нагрузить авто полным баком топлива и 70 кг веса на водительском сидении. Машину следует установить на дистанцию 5–10 м от стенда.
Разметка выполняется на основании горизонтальной полосы, которая проводится через 2 точки – это центры положения ПТФ. Следует замерить высоту полосы и в 2 раза умножить её, затем провести ещё один отрезок с вычисленной высотой.
Теперь с помощью точки нужно установить центр авто и указать расстояние до точек положения противотуманок. Используя винты для регулировки луча, нужно добиться положения фар, чтобы свет падал по нижней полосе.
Заключение
Правильно установить положение фар – это точная задача, требующая выдержки и точности. Проявив внимательность и должную аккуратность в работе, вам удастся максимально обезопасить себя и других участников движения от происшествий. При регулировке в СТО точность несколько увеличивается, но и своими руками можно добиться достаточной чёткости и равномерности освещения.
Регулировка фар автомобиля
Регулировка фар автомобиля, является одной из составляющих безопасного вождения в темное время суток. Свет, от неправильно отрегулированных фар создает неудобства не только водителю автомобиля, но и другим участникам дорожного движения. Вот о том, как происходит регулировка фар автомобиля, мы и поговорим в этой статье.
Регулировка фар дальнего и ближнего света
Правильная регулировка автомобильных фар — важнейший фактор безопасности движения в ночное время как для водителя, так и для тех, кто движется ему навстречу. Если луч будет направлен хотя бы чуть-чуть ниже, чем нужно, то произойдет существенное уменьшение геометрической дальности освещения (табл. «Геометрическая дальность горизонтального компонента светотеневой границы ближнего света» ). Если луч будет направлен хотя бы чуть-чуть выше, чем требуется, то водители встречных машин будут гораздо сильнее ощущать ослепление.
Правила, стандарты и оборудование для регулировке фар
Регулировка фар в Европе
Начиная с 1 января 1998 г., в Европе стало обязательным наличие автоматической или ручной вертикальной коррекции фар у всех новых автомобилей, кроме случаев, когда другое оборудование (например, гидравлическая регулировка подвески) гарантирует, что угол наклона светового луча останется в предписанных пределах. Хотя это оборудование не является обязательным в других странах, его использование разрешено.
Система автоматической коррекции фар должна компенсировать состояние нагрузки путем опускания или подъема светового луча в диапазоне от 5 см /10 м (0,5 %) до 25 см / 10 м (2,5%).
Ручной корректор фар приводится в действие с места водителя и в базовом варианте должен иметь фиксатор положения; регулировка пучка света также выполняется из этого положения. Устройства с плавным и ступенчатым управлением характеризуются видимой разметкой в зоне ручного переключателя, которая должна соответствовать условиям нагружения автомобиля, для необходимой регулировки вертикального наведения.
Варианты конструкций механизмов для регулировки фар
Во всех вариантах используется регулирующий механизм для вертикальной регулировки отражателя фары (конструкция корпуса) (рис. «Автоматическая вертикальная регулировка фар» ). Приборы ручного управления имеют переключатель, приводимый в действие водителем (рис. «Ручная вертикальная регулировка фар» ), в то время как автоматические регуляторы получают сведения от датчиков расположения оси и степени сжатия подвески, после чего передают соответствующие сигналы к средствам регулирования.
Гидромеханические системы регулировки фар
Гидромеханические системы работают по принципу перетекания жидкости по соединительным шлангам между ручным переключателем (или датчиком уровня) и элементами регулирования. Степень регулировки соответствует количеству перетекающей жидкости.
Вакуумные системы регулировки фар
У вакуумных систем ручной переключатель (или датчик уровня) регулирует вакуум от впускного трубопровода и передает его к устройствам регулировки, таким образом, получается переменная степень регулировки.
Электрические системы регулировки фар
В электрических системах в качестве регулирующих механизмов используется электрические редукторные двигатели. Управление ими осуществляется или с помощью соответствующих переключателей в автомобиле, или от осевых датчиков.
Регулировка света фар в Европе
Автомобили должны иметь фары, которые бы обеспечивали соответствующее освещение дороги без какого-либо ослепления водителей встречного потока автомобилей. Директивы ЕС (и, соответственно, требования статьи 50 StVZO Правил регистрации транспортных средств в Германии) регламентируют необходимую регулировку фар по горизонтали и вертикали. Ослепление ближним светом считается предотвращенным, если освещенность не превышает 1 лк на расстоянии 25 м перед каждой фарой, когда луч проецируется на поверхность, перпендикулярную дороге на высоте центра фары и выше. Если же автомобиль подвергается очень большим механическим смещениям из-за изменения загрузки, то фары должны регулироваться таким образом, чтобы достичь нужного результата.
Директивы ЕСЕ R48 и EEC 76/756 определяют базовую регулировку и размеры. Для категорий автомобилей, не охватываемых этими директивами, применяются предписания ЕСЕ R48 или ЕСЕ R53.
Подготовка к регулировке света фар
Загруженный автомобиль
Транспортные средства, кроме мотоциклов, без нагрузки, 75 кг (один человек на водительском сиденье).
Мотоциклы: для ЕС (согласно 93/92/ЕЕС) без нагрузки, без человека на водительском сиденье; для ЕСЕ и StVZO (Правил регистрации транспортных средств в Германии) без нагрузки, 75 кг (один человек на водительском сиденье).
Подвеска
Автомобили без самовыравнивающейся подвески катятся несколько метров так, чтобы подвеска выровнялась.
Автомобили с самовыравнивающейся подвеской выводятся на нужный уровень согласно инструкции по эксплуатации.
Давление в шинах при регулировке фар
Давление в шинах должно регулироваться в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля, по загруженному состоянию.
Обязательные проверки систем регулировки фар
Автоматические системы должны эксплуатироваться согласно инструкции по эксплуатации.
На автомобилях, зарегистрированных до 1.01.1990, положительно располагающееся положение регулятора не требуется.
Системы ручной коррекции с двумя положительно располагающимися положениями регулятора на автомобилях, где луч фары поднимается по мере загрузки, регулятор должен быть установлен в положение, при котором луч находится в крайнем верхнем положении (минимальная степень наклона).
На автомобилях, где луч фары опускается по мере загрузки, регулятор должен быть установлен в положение, при котором луч находится в крайнем нижнем положении (минимальная степень наклона).
Поверхность и условия испытаний
Автомобиль и устройство для проверки фар должны стоять на плоской поверхности (согласно ISO 10604);
Регулировки и проверки должны выполняться в закрытом пространстве, где освещение не слишком яркое.
Регулировка и проверка с помощью устройства для регулировки фар
Устройство для регулировки фар должно быть установлено на определенном расстоянии от фар (кроме случая с автоматическим оборудованием).
Если устройства для регулировки фар не перемещаются по направляющим, то вертикальную регулировку относительно продольной центральной оси автомобиля нужно выполнять отдельно для каждой фары. Затем проверку нужно выполнить, не сдвигая устройство вбок.
Если устройства для регулировки фар перемещаются по направляющим (или чем-то подобном), то вертикальную регулировку относительно продольной центральной оси автомобиля нужно выполнять только один раз в наиболее удобном положении (например, в центральном положении спереди автомобиля).
В этом случае на устройстве регулировки фар нужно установить размер регулировки для данной фары, проверить регулировку фар и установить для фары нужную регулировку.
Регулировка и проверка с помощью проверочного экрана
Проверочный экран должен быть перпендикулярен поверхности, на которой стоит автомобиль, и быть под прямым углом к продольной центральной оси автомобиля.
Проверочный экран должен быть светлым, иметь регулировку по вертикали и горизонтали и метки, изображенные на рис. «Экран для проверки света фар«.
Проверочный экран должен быть расположен на расстоянии 10 м от передней части автомобиля, чтобы центральная отметка совместилась с центром проверяемой или регулируемой фары (рис. «Относительные положения проверочного экрана и продольной оси автомобиля» ). В случае с очень низко направленными фарами (например, противотуманными), можно выбрать более короткое расстояние путем соответствующего вычисления регулировочного размера.
Каждую фару нужно регулировать отдельно, поэтому другая фара или фары должны быть прикрыты.
Вертикальное положение проверочного экрана должно быть установлено так, чтобы верхняя граница (параллельная земле) была на высоте h = Н— е. Если поверхность экрана не находится на расстоянии 10 м от автомобиля, то настройку в необходимо соответственно преобразовать.
Примечания по регулировке света фар
В случае с ассиметричными фарами ближнего света и противотуманными фарами самое высокое положение светотеневой границы должно быть на верхнем срезе и проходить как можно более горизонтально по минимальной ширине проверочного экрана. Боковая регулировка фар должна быть такой, чтобы световое пятно располагалось как можно симметричнее относительно перпендикулярной линии, проходящей через центральную отметку.
В случае с ассиметричными фарами ближнего света светотеневая граница должна касаться верхнего среза слева от центра. Пересечение между левой секцией (которая должна быть как можно горизонтальнее) и наклонной секцией справа от светотеневой границы должно быть расположено на перпендикулярной линии, проходящей через центральную метку.
Центр дальнего света должен приходиться на центральную метку.
У фар с общей регулировкой ближнего света и противотуманных фар или дальнего света, ближнего света и противотуманных фар нужно обязательно использовать в качестве базы для регулировки фару ближнего света (регулировочный размер е, см. табл. «Регулировка света фар» ).
Устройства для регулировки фар
Автомобили должны иметь фары, которые бы обеспечивали соответствующее освещение дороги без какого-либо ослепления водителей встречного потока автомобилей. Для этой цели наклон лучей фар относительно ровной базовой поверхности и их направление к вертикальной продольной центральной плоскости автомобиля должны отвечать официальным директивам.
Устройства для регулировки фар представляют собой переносные камеры получения изображения (рис. Устройства для регулировки фар» ), состоящие из линзы и экрана, расположенного в фокальной плоскости линзы и жестко соединенного с ней. Экран имеет маркировочные деления в целях облегчения корректировки регулирования фары и может просматриваться оператором по обслуживанию оборудования посредством использования подходящих дополнительных приспособлений, таких, как окна и регулируемые преломляющие зеркала. В изображенном внизу устройстве регулировки фар наклон относительно осевой линии фары (в см на фиксированном расстоянии 10 м) устанавливается посредством поворота ручки для перемещения экрана (табл. «Геометрическая дальность горизонтального компонента светотеневой границы ближнего света» и «Регулировка света фар» ).
Устройство регулировки настраивается в соответствии с осевой линией автомобиля путем использования видоискателя, такого, как зеркало с линией ориентации. Оно поворачивается и настраивается таким образом, что линия ориентации равномерно касается двух внешних контрольных меток автомобиля. Камера получения изображения может передвигаться вертикально и закрепляется зажимом на уровне фары автомобиля.
Проверка регулировки фар
Фару можно проверить после правильного расположения оборудования перед рассеивателем. На экране появится изображение схемы распределения света, испускаемого фарой. Некоторые устройства оснащаются фотодиодами и дисплеем в целях получения измерений силы света.
У фар с асимметричной схемой распределения лучей ближнего света светотеневая граница должна касаться горизонтальной верхней отсечки; пересечение горизонтальной и наклонной секций должно находиться на перпендикулярной линии, проходящей через центральную метку (рис. «Изображение на экране устройства для регулировки фар» ). После регулировки светотеневой границы для ближнего света фар, центр дальнего света (предполагается, что дальний и ближний свет фар регулируются вместе) должен находиться в пределах прямоугольной границы вокруг центральной метки.
Регулировка фар в США
Для фар, отвечающих Федеральному законодательству США, все большее распространение получает визуальная (только вертикальная) регулировка, разрешенная с 1.05.1997. Регулировка света фар по горизонтали не производится.
До этого самым распространенным в США методом регулировки фар было использование механических регулирующих устройств. Приборы головного освещения оснащены тремя упругими прокладками на рассеивателе — одна для каждой из трех плоскостей регулировки. Напротив этих прокладок устанавливается калибровочное устройство. Регулировка проверяется по уровнемеру. С помощью метода VHAD (Vehicle Headlamp Aiming Device, устройство регулировки автомобильных фар), разрешенного с 1993 года, фары регулируются относительно фиксированной опорной оси автомобиля. Эта процедура выполняется с использованием уровнемера, прочно закрепленного на фаре. В результате эти три прокладки на рассеивателе больше не потребовались.