Оборудование приспособления и инструменты применяемые при техническом обслуживаний системы охлаждения
Оборудование приспособления и инструменты применяемые при техническом обслуживаний системы охлаждения.
Ключ комбинированный (рожковый — накидной): 5; 6; 7; 8; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 17; 19; 21; 22; 24; 30; 32
Торцевая головка: 8 ; 10; 10 (высокая); 11; 12; 13; 14; 17; 19; 21 (высокая); 22; 24; 30; 32
Шестигранник: 5; 8; 10
Тиски
Ключ Torx T-10; Т-25
Выколотки из мягкого металла
Динамометрический ключ (до 25 кгс•м)
Монтажная лопатка
Ключ трубный (газовый)
Температура начала открытия основного клапана термостата, «С
Температура полного открытия основного клапана термостата, «С
Давление открытия выпускного клапана пробки расширительного бачка, кП а (бар)
Давление открытия впускного клапана пробки расширительного бачка, кП а (бар)
Температура охлаждающей жидкости в прогретом двигателе при температуре
окружающего воздуха 20—30 °С и движении полностью нагруженного автомобиля
с постоянной скоростью 80 км/ч, не более, «С
Объем жидкости в системе охлаждения двигателя, л
Техника безопасности.
Техника безопасности при проведении ремонтных работ Гараж или бокс, где проводятся ремонтные работы, должен хорошо проветриваться, дверь — легко открываться как изнутри, так и снаружи. Проход к двери всегда держите свободным. При работе двигателя (особенно на пусковых режимах) выделяется оксид углерода (угарный газ) — ядовитый газ без цвета и запаха. Опасная для жизни концентрация оксида углерода может образоваться даже в открытом гараже, поэтому перед запуском двигателя обеспечьте принудительный отсос отработавших газов за пределы гаража. При отсутствии принудительной вытяжки можно запускать двигатель на короткое время, надев на выпускную трубу отрезок шланга и вынув его наружу. При этом система выпуска и ее соединение со шлангом должны быть герметичны.
При ремонте системы питания впрысковых двигателей необходимо отсоединять «отрицательную» клемму аккумуляторной батареи от «массы» и сбрасывать давление в системе.
На время сварочных работ запаситесь огнетушителем (лучше углекислотным). Перед этим отсоедините провода от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи, отключите все электронные блоки управления от бортовой сети автомобиля, а контакт «массы» сварочного провода располагайте как можно ближе к месту сварки. Проследите за тем, чтобы электрический ток не проходил через подвижные (подшипники, шаровые опоры) или резьбовые соединения – иначе они могут быть повреждены.
При ремонте цепей электрооборудования или при риске их повреждения (сварка, рихтовка вблизи жгутов проводов) отключайте клемму «-» аккумулятора.
Для защиты рук от порезов и ушибов во время «силовых» операций надевайте перчатки (лучше кожаные). Для защиты глаз надевайте очки (лучше специальные, с боковыми щитками).
При работе с электролитом очки обязательны.
При возможности пользуйтесь ромбическим или гидравлическим домкратами взамен штатного — они более устойчивы и надежны. Не применяйте неисправный инструмент: рожковые ключи с «раскрывшимся» зевом или смятыми губками, отвертки со скругленным, скрученным шлицем или неправильно заточенные, пассатижи с плохо закрепленными пластмассовыми ручками, молотки с незафиксированной ручкой и т.п.
При вывешивании автомобиля (с помощью домкрата или подъемника) никогда не находитесь под ним. Предварительно убедитесь, что соответствующие силовые элементы кузова (усилители пола, пороги) достаточно прочны. Используйте для подъема автомобиля только штатные точки опоры. Запрещается вывешивать автомобиль на двух или более домкратах — используйте подставки промышленного изготовления. Запрещается нагружать или разгружать автомобиль, стоящий на домкрате (садиться в него, снимать или устанавливать двигатель). При ремонте автомобиля со снятым двигателем (силовым агрегатом) учитывайте, что развесовка по осям изменилась: при вывешивании на домкрате такой автомобиль может упасть. Работайте только на ровной нескользкой площадке, под невывешенные колеса подкладывайте упоры.
Отработанные масла способствуют возникновению рака кожи. При попадании масла на руки, вытрите их ветошью, а затем протрите специальным «средством для чистки рук» (или подсолнечным маслом) и вымойте теплой водой с мылом (запрещается мыть руки горячей водой, при этом вредные вещества легко проникают через кожу!).
При попадании на руки бензина, вытрите их чистой ветошью, а затем вымойте с мылом.
В охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя (антифризе) содержится этиленгликоль, который ядовит при попадании в организм и — в меньшей степени — при попадании на кожу. При отравлении антифризом нужно немедленно вызвать рвоту, промыть желудок, а в тяжелых случаях принять солевое слабительное (например, глауберову соль) и обратиться к врачу. При попадании на кожу – смыть большим количеством воды. То же при отравлении тормозной жидкостью.
Электролит при попадании на кожу вызывает жжение, покраснение. Если электролит попал на руки или в глаза, вначале смойте его большим количеством холодной воды. Запрещается мыть руки с мылом! Затем руки можно промыть раствором питьевой соды или нашатырного спирта (из автомобильной аптечки). Помните, что серная кислота даже в малых концентрациях разрушает органические волокна – берегите одежду! Поэтому при работе с аккумуляторной батареей (электролит почти всегда присутствует и на ее поверхности) надевайте очки и защитную одежду (резиновые перчатки желательны).
Бензин, масла, тормозная жидкость почти не перерабатываются естественным путем. Тормозная жидкость содержит ядовитые гликолевые эфиры, масла – отработавшие минеральные и органические присадки, внешние загрязнения, продукты изнашивания. Свинцовые аккумуляторы, помимо свинца, содержат сурьму и другие элементы, образующие высокотоксичные для организма человека соединения, долго сохраняющиеся в почве. Резинотехнические изделия и пластмассы также практически не разлагаются в естественных условиях, а при сжигании образуют токсичные, в том числе канцерогенные соединения.
WS3000 Установка для замены охлаждающей жидкости TopAuto (Италия) арт. 02.021.01
Установка разработана и изготовлена для обслуживания систем охлаждения автомобилей зарубежного производства эксплуатируемых в жёстких условиях. Установка подключается к системе охлаждения автомобиля в верхний патрубок радиатора охлаждения.
Замена охлаждающей жидкости происходит на прогретом и заглушенном двигателе, подачей под давлением новой охлаждающей жидкости. Установлена очищающая линия, с фильтрующим элементом в 5 микрон, для очистки системы охлаждения на заведённом двигателе совместно с моющими присадками.
Если в системе охлаждения присутствует двух миллиметровый осадок, расход топлива автомобиля увеличивается на 10%. В большинстве случаев при очистке системы охлаждения автомобиля с помощью установки очищается печной радиатор салона автомобиля. После промывки системы охлаждения моющими присадками, отмытые осадки при глушении двигателя и сливе старой жидкости оседают в радиаторе.
При помощи очищающей линии, возможно их полное удаление при заведённом двигателе автомобиля, совместно с любыми моющими присадками предназначенными для системы охлаждения.
Особенности:
- быстрая замена охлаждающей жидкости в системе автомобиля без завоздушивания.
- простая методика замены, очистки и подсоединения к автомобилю.
- очистка системы охлаждения через фильтр при заведенном двигателе.
- проверка системы охлаждения на герметичность.
- 2 бака, 30 л.
- электрический насос 12 В, давление 5 — 7 бар.
ШАГ 1 — Подготовка установки к работе
ШАГ 2 — Промывка системы охлаждения с моющей добавкой
ШАГ 3 — Замена охлаждающей жидкости
ШАГ 4 — Удаление из установки промывочную жидкость
Технические характеристики
Жесткая упаковка | да |
Упаковочные размеры | 600/420/1010 Д/Ш/В, мм |
Вес брутто | 36 кг. |
Кол-во мест | 1 шт. |
Перевозка вертикально | да |
Сеть | 12 В |
Тип | для охл. системы |
- Описание
Установка разработана и изготовлена для обслуживания систем охлаждения автомобилей зарубежного производства эксплуатируемых в жёстких условиях. Установка подключается к системе охлаждения автомобиля в верхний патрубок радиатора охлаждения.
Замена охлаждающей жидкости происходит на прогретом и заглушенном двигателе, подачей под давлением новой охлаждающей жидкости. Установлена очищающая линия, с фильтрующим элементом в 5 микрон, для очистки системы охлаждения на заведённом двигателе совместно с моющими присадками.
Если в системе охлаждения присутствует двух миллиметровый осадок, расход топлива автомобиля увеличивается на 10%. В большинстве случаев при очистке системы охлаждения автомобиля с помощью установки очищается печной радиатор салона автомобиля. После промывки системы охлаждения моющими присадками, отмытые осадки при глушении двигателя и сливе старой жидкости оседают в радиаторе.
При помощи очищающей линии, возможно их полное удаление при заведённом двигателе автомобиля, совместно с любыми моющими присадками предназначенными для системы охлаждения.
Установка для обслуживания системы охлаждения автомобиля
Конструкция двигателя предполагает работу в режиме высоких температур. Во время сгорания топлива цилиндр нагревается до 2000°С. При этом оптимальные условия эксплуатации варьируются в пределах 80-100°С. Чтобы металл не деформировался при многократных циклах расширения и сжатия, предусмотрена система охлаждения. Цель – обеспечить оптимальную температуру среды, для корректной и длительной эксплуатации двигателя, а также для создания комфортного микроклимата внутри салона автомобиля.
Тепло отводится от силовой установки двумя типами охлаждающих систем: закрытой и открытой. Независимо от вида, каждая нуждается в регулярной диагностике и своевременном обслуживании, особенно в период смены сезонов. От этого полностью зависит производительность двигателя, стоимость текущего и капитального ремонта.
Типичные неисправности системы охлаждения
Самыми тяжелыми периодами для двигателя грузовика считаются поздняя весна и лето. Риск перегрева увеличивается пропорционально температуре окружающего воздуха. Как показывает статистика, нарушения в работе охлаждающей системы становятся причиной до 30% случаев серьезных поломок двигателя грузовых автомобилей, которые приводят к дорогостоящему ремонту или полной замене силового агрегата.
Характерные неисправности в устройстве охлаждения двигателя:
- образование накипи на стенках бака и трубок радиатора;
- трещины на стенках водяной рубашки цилиндра, радиатора;
- нарушение функционала термостата;
- износ уплотнительных элементов;
- поломка вентилятора или его отдельных деталей;
- выход из строя водяного насоса;
- недостаток антифриза.
Все перечисленные дефекты могут привести к критическому перегреву мотора, деформации ключевых узлов и, как следствие, выходу из строя двигателя.
Если плановая диагностика подтверждает наличие проблемы, перед ремонтом вся система охлаждения промывается специальными растворами, радиатор и головка цилиндров вывариваются от накипи.
Комплексная диагностика
В рамках плановой проверки диагностируется полностью вся установка охлаждения на предмет износа. Это не самый простой метод, но самый информативный и надежный. Диагностика проводится в несколько этапов:
- Уровень охлаждающей жидкости. Недостаток антифриза приводит к перегреву двигателя, избыток – причина выдавливания жидкости через расширительный бачок.
- Состояние охлаждающей жидкости. При помутнении, наличии примесей антифриз или тосол необходимо заменить. Средний срок службы охлаждающей жидкости 2-3 года.
- Герметичность системы охлаждения. Антифриз может подтекать из бачка, резиновых шлангов, термостата, радиатора, водяного насоса. Трещины, механические повреждения, ослабевшие стяжные хомуты – главные причины утечки. Проверяется подачей сжатого воздуха в систему.
- Термостат. Экспресс диагностика проводится без снятия с машины. Причиной сбоев может стать подклинивание устройства – неполное открытие, после прогрева жидкости или не закрывается после остывания.
- Вентилятор. Проверяется корректная работа устройства: своевременное включение, отключение, своевременный запуск.
- Водяной насос. В негодность может прийти подшипник, привод помпы и разрушение крыльчатки. Также причиной некорректной работы могут стать износ уплотнителей и сальника.
- Крышка радиатора. Проверяется номинальное давление, состояние главного уплотнителя, предохранительные клапаны, герметичность на стенде.
Комплексная диагностика позволяет точно определить даже незначительные неисправности, которые в будущем могут стать причиной аварийной ситуации. Своевременное выявление дефектов служит гарантией быстрого и финансово доступного ремонта.
Ремонт систем охлаждения
В рамках планового или капитального ремонта грузового автомобиля проводятся следующие мероприятия:
Ремонт и замена радиатора
Устраняются типичные неисправности важнейшего элемента охлаждения: изгиб, разрывы трубок, повреждения пластин, трещины на баках. В неразборной части трубки отпаиваются. Затем меняются на новые запчасти, или восстанавливаются. В случае большого количества повреждений ремонт интеркулера радиатора предполагает полную переборку сердцевины.Трещины в бачках (верхних и нижних) завариваются или заделываются составами на основе эпоксидных смол. После проведения всех необходимых работ, радиатор вновь проверяется на герметичность. Если повреждения критичны или срок эксплуатации радиатора подошел к концу, элемент подлежит замене.
Ремонт патрубка
Подводящие и отводящие антифриз элементы охлаждающей системы подвержены температурным испытаниям не меньше, чем радиатор. Рано или поздно патрубок придется заменить. Процесс замены требует аккуратности и определенной последовательности действий, чтобы не повредить хрупкие горловины радиатора. Из системы сливается жидкость, снимаются хомуты на поврежденном патрубке и деталь осторожно удаляется. Замена происходит в обратной последовательности. После залива антифриза система проверяется на предмет утечек и корректной работы. Чтобы продлить срок эксплуатации нового патрубка мастера рекомендуют использовать только качественную охлаждающую жидкость и своевременно проводить диагностику.
Замена термостата охлаждающей системы
Неисправность термостата практически всегда отражается на комфорте передвижения и расходе топлива: зимой машина плохо прогревается, в кабине холодно. Замена производится при остывшем двигателе. Старый термостат снимается, удаляются уплотнения или остатки герметика с посадочной поверхности. Перед установкой новой запчасти внимательно осматриваются шланги, водяной насос и крышка радиатора. По окончанию работ система проверяется на утечки при холодном и горячем двигателе.
Ремонт датчика температуры
Замена датчика температуры требуется относительно редко. Чаще всего повреждения происходят по причине механического воздействия. На неисправность указывают датчик CheckEngine на приборной доске, увеличенный расход топлива, некорректный запуск вентилятора (при холодном двигателе), перегрев двигателя. Профессиональная замена датчика не требует много времени. Из системы сливается антифриз (тосол), снимается воздушный фильтр, поврежденный прибор аккуратно выкручивается и меняется на новый. Система наполняется охлаждающей жидкостью и проверяется на предмет утечек.
Диагностика и плановый ремонт системы охлаждения – обязательные условия надежной эксплуатации грузового авто. Профилактические процедуры необходимо выполнять в рамках регулярного техосмотра, тогда двигатель будет бесперебойно работать многие годы и не потребует дорогостоящего сервисного обслуживания.
СТО TruckMotors
150029, Ярославская обл., г. Ярославль, Промзона, ул. Декабристов, д.5
Режим работы: пн-пт 9.00 — 18.00, cб 9.00 — 15.00
+7 (4852) 59-41-41, 59-41-42
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя
Следить за техническим состоянием системы охлаждения автомобильного двигателя следует регулярно. Соблюдая правила технического обслуживания, вы можете надолго продлить правильную работу мотора и избежать многих проблем.
Система охлаждения двигателя несложная, но в то же время отказ какого-нибудь одного элемента может стать причиной выхода из строя двигателя. Потому следует своевременно менять охлаждающую жидкость и проверять герметичность системы. Здесь мы расскажем, на что следует обратить внимание в первую очередь при обслуживании системы охлаждения. Также здесь мы рассмотрим вопрос поиска и устранения дефектов.
Хладагент
Пожилые водители наверняка помнят дни, когда для охлаждения двигателя использовалась обычная вода. Сейчас она используется крайне редко, скорее в критический ситуациях, когда антифриз невозможно найти.
Свойства антифриза и воды очень сильно различаются: любая охлаждающая жидкость для автомобильного мотора закипает при более высокой температуре и замерзает при более низкой температуре, чем вода. К тому же антифриз содержит реагенты, обладающие антикоррозионными свойствами и препятствующие образованию накипи.
Из этого можно сделать вывод, что в систему охлаждения двигателя следует заливать именно антифриз. Но как выбрать «правильный»? Ведь производители и качество могут быть разными! Антифриз следует покупать от проверенных производителей, поскольку срок службы жидкости и, соответственно, системы охлаждения двигателя зависит от его качества.
Чаще всего некачественные или контрафактные жидкости недороги, так что экономить на этом не стоит. Если говорить о российских производителях рабочих жидкостей, то предпочтительны «Тосол-Синтез» или «Обнинскоргсинтез». Среди зарубежных можно выбрать Liqui Moly (Германия) и Motul (Франция).
Предупреждаем! Использование дешевых хладагентов может стать причиной коррозии элементов системы. Агрессивные кислоты в их составе успешно разъедают даже головку блока!
Проверка на утечки
Покупая антифриз, проверьте, есть ли в его составе флуоресцентные добавки. Благодаря этим добавкам намного проще обнаружить утечки в системе, что важно, ведь вы не хотите встать посреди безлюдной трассы с закипевшим мотором!
Техобслуживание системы охлаждения состоит из нескольких этапов, и тест на герметичность – один из них. Полностью герметичная система сохраняет охлаждающую жидкость в системе. К тому же закипеть жидкость сможет только при 130 градусах, что в негерметичной системе может случиться уже при 108 градусах. Из-за маленькой трещины в системе может закипеть мотор.
Потому важно своевременно обнаружить течь и исправить, дабы она предотвратить серьезные последствия. Как раз для этой цели предназначены специальные добавки, входящие в состав современных охладителей.
Такая охлаждающая жидкость засветится под светом ультрафиолетовой лампы. Однако не каждый автовладелец имеет в своём арсенале подобную лампу, поэтому, эксплуатируя автомобиль, следует придерживаться некоторых правил:
- При охлаждении двигателя уровень антифриза должен находиться между отметками MIN и MAX.
- Если вы регулярно подливаете охлаждающую жидкость, значит в системе есть течь, и её герметичность нарушена.
- Радиатор требует регулярных проверок. Если вы обнаружили потёки, следует протянуть все хомуты плотно закрутить крышку.
- Воздушные пробки также могут оказаться причиной ухудшения работы системы — пробки следует удалять.
Как можно определить наличие воздуха в системе охлаждения? Следует совершить несколько операций:
- Открутите крышку расширительного бачка.
- Включите на полную мощность отопитель салона на 3-4 минуты.
- Если в расширительном бачке появились пузырьки воздуха, значит в системе присутствует воздух, если их нет, то можно не беспокоиться по этому поводу.
При обнаружении воздушной пробки надо от неё как-то избавиться. Действовать будем так: загоняем автомобиль передними колёсами на возвышенность, чтобы нос был выше. Теперь:
- Открутите крышку радиатора и запустите двигатель.
- Оставьте его поработать 4-5 минут с включенным отопителем. Эта операция выводит воздух из системы.
- Далее глушим двигатель и закручиваем крышку радиатора.
Проверка радиатора
Бывает, при проверке радиатора, его верхняя часть горячая, но снизу он остаётся холодным. Это – верный признак засорённого радиатора. Радиатор может забиваться ржавчиной или маслом. Забитый радиатор не пропускает антифриз, который не охлаждается и не охлаждает мотор. Это может стать причиной перегрева двигателя.
Если требуется демонтировать радиатор для его очистки или замены, следует слить всю охлаждающую жидкость, отсоединив все шланги. Если требуется – снять с него кожух. Далее необходимо проверить состояние кронштейнов и заменить повреждённые.
Часто попавшие в радиатор камни или другие предметы пробивают его трубки. Повреждённые трубки паяют, а если это невозможно – заглушают. Допустимо заглушить не более трёх трубок. При большем количестве повреждённых трубок их заменяют или меняют весь радиатор. Современные машины часто оснащены алюминиевыми радиаторами с пластиковыми бачками. Такие радиаторы подлежат только замене.
Нюансы обслуживания системы охлаждения
Следует помнить о нескольких нюансах техобслуживания системы охлаждения двигателя. Для предотвращения сбоев необходимо регулярно производить некоторые операции.
Сначала узнаем, какие неисправности могут заставить вас раскошелиться на недешёвый ремонт:
- Закипает антифриз
- Жидкость постоянно переохлаждается
- Падает уровень охлаждающей жидкости (негерметичность системы)
- Гудит помпа
- Электролиз в жидкости
Причины регулярного перегрева мотора:
- Засор системы охлаждения (требуется чистка системы)
- Перегрев мотора из-за неисправности термостата
- Неправильный угол опережения зажигания
- Неисправность привода вентилятора (требуется его замена)
- Ослаб ремень привода помпы
- Неисправность муфты вентилятора
Лучше не допускать перегрева двигателя, потому что это ускоряет износ цилиндров, поршней и вкладышей.
Предупреждение поломок
Настало время обсудить предотвращение сбоев в работе системы охлаждения двигателя. Для этого выполняйте следующие действия:
- Проверка плотности антифриза. Эту процедуру производят с помощью специального прибора — ареометра. При высокой плотности охлаждающей жидкости её разбавляют дистиллированной водой. Низкую плотность повышают добавлением антифриза.
- Натяжение ремня. Неправильное натяжение ремня привода вентилятора – одна из основных причин перегрева двигателя. Это касается вентиляторов с механическим приводом. Ослабший ремень будет проскальзывать на шкиве, помпа будет работать с перебоями, скорость вращения вентилятора снизится, и жидкость в радиаторе не будет охлаждаться как надо.
- Очистка системы от грязи. Радиатор и двигатель должны быть чистыми. Наслоения грязи сильно снижает отведение тепла от двигателя и радиатора, что в свою очередь может привести к перегреву двигателя. Радиатор часто забивается мусором – пылью, грязью, листьями и многим другим. Мусор, пыль и масляные потёки от двигателя необходимо регулярно удалять.
- Диагностика термостата. Термостат нуждается в особом внимании – он также должен регулярно очищаться. Правильная работа двигателя и температура его нагрева зависят от правильной работы этого устройства. Термостат также отвечает за быстрый прогрев мотора после его запуска.
- Диагностика вентилятора. Вентилятор также требует к себе внимания. На современных машинах производители устанавливают вентиляторы с термоэлектрическими датчиками, установленными в радиаторе. При достижении заданной температуры датчики срабатывают, и активируют вентилятор и охлаждение системы.
Случается, что температура двигателя превышает норму, но вентилятор молчит. Причина этого сбоя – датчик температуры. Проверить эту версию можно сняв контакты с датчика и замкнув их напрямую. Если вентилятор заработал – датчик неисправен. Если и при этом он не хочет работать, может быть неисправен мотор вентилятора или обрыв электрической цепи.
Регулярное обслуживания системы охлаждения двигателя автомобиля – крайне важная процедура и проводить её стоит регулярно. Однако, если вы не дружите с инструментами или у вас банально нет на это времени, наши мастера быстро и качественно сделают это за вас.