Установка системы глонасс и gps
Установка системы глонасс и gps
Ряд действующих на 2021 год нормативных документов предусматривает обязательную установку приборов ГЛОНАСС на некоторые автобусы и автомобили. Рассмотрим требования этих законодательных актов, а также причины, по которым требуется отслеживать положение транспортных средств приборами ГЛОНАСС.
Установка спутниковой системы слежения ГЛОНАСС обязательна для следующих категорий автотранспорта:
Для новых и ввозимых транспортных средств:
- Категория М (легковые автомобили и автобусы), используемые для коммерческих перевозок пассажиров или для перевозок детей (согласно Таможенного регламента)
- Мусоровозы категории N (на базе грузовых автомобилей) (согласно Таможенного регламента)
- Грузовые автомобили, осуществляющие перевозки специальных, опасных, тяжеловесных или крупногабаритных грузов (согласно Таможенного регламента)
Для уже эксплуатирующихся транспортных средств:
- Автобусы категорий М2 и М3 (согласно приказу Минтранспорта)
- Грузовые автомобили, используемые для перевозок опасных грузов (согласно приказу Минтранспорта)
Исключения для установки систем спутниковой навигации являются личные автобусы граждан, транспортные средства военных, ОВД и некоторых других ведомств (согласно Постановлению правительства №153).
Приведем полный перечень нормативных документов, регламентирующих обязательную установку передатчиков ГЛОНАСС на автобусах и автомобилях:
Технический регламент таможенного союза
Во-первых, обязанность оснащать транспортные средства средствами ГЛОНАСС предписана пунктом 13 технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»:
13. Выпускаемые в обращение транспортные средства категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, а также специально предназначенные для перевозки детей, и категории N, используемые для перевозки твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), специальных, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также транспортные средства оперативных служб подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения их указанной аппаратурой.
Перечислим категории автотранспортных средств, подлежащих оснащению приборами спутниковой навигации ГЛОНАСС одновременно с выпуском в обращение:
- Категория М (легковые автомобили и автобусы), используемые для коммерческих перевозок пассажиров или для перевозок детей.
- Мусоровозы категории N (на базе грузовых автомобилей).
- Грузовые автомобили, осуществляющие перевозки специальных, опасных, тяжеловесных или крупногабаритных грузов.
Как сказано выше, указанные категории транспортных средств оснащаются приборами ГЛОНАСС при выпуске в обращение, т.е. при изготовлении новых транспортных средств либо ввозе из-за границы. Установка приборов ГЛОНАСС на уже эксплуатируемой технике регламентируется уже внутренними законодательными актами РФ.
Постановление Правительства №641 от 25.08.2008
Обязательная установка ГЛОНАСС на уже эксплуатируемые транспортные средства регламентируется Постановлением Правительства РФ № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS»:
1. Оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы:
.
г) автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов;
.
2. Виды транспортных, технических средств и систем, указанных в подпунктах «г» — «е» пункта 1 настоящего Постановления и подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, определяются федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности.
Согласно ПП РФ № 641 навигация ГЛОНАСС устанавливается на:
- транспортные средства для перевозки пассажиров;
- мусоровозы;
- автомобили для перевозки специальных и опасных грузов.
При этом пунктом 2 установлено, что конкретный перечень категорий транспортных средств устанавливается отдельным законодательным актом, в нашем случае – приказом Минтранса № 55 от 09.03.2010 г..
Приказ Министерства транспорта №55 от 09.03.2010
Приказ устанавливает исчерпывающий перечень типов автотранспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS:
I. Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров:
1. Транспортные средства категории «М2».
2. Транспортные средства категории «М3».
II. Транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов:
1. Транспортные средства категории EX/II или EX/III.
2. Транспортные средства категории FL.
3. Транспортные средства категории OX.
4. Транспортные средства категории AT.
5. Транспортные средства категории MEMU.
Таким образом, установка аппаратуры ГЛОНАСС обязательна для:
- Автобусов категорий М2 и М3.
- Грузовых автомобилей, используемые для перевозок опасных грузов.
Как видно, в перечень не попали легковые автомобили и грузовики, кроме перевозящих опасные грузы.
Исключения из правила обязательного оснащения автобусов и автомобилей аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС
Некоторые законодательные акты вносят исключения в вышеуказанные правила.
Так, согласно Постановлению правительства №153 от 13.02.2018, аппаратура ГЛОНАСС/GPS не устанавливается на:
- автомобили и автобусы, используемые исключительно в личных целях;
- транспортные средства воинских подразделений;
- ТС органов внутренних дел;
- ТС Управления делами Президента;
- ТС государственной охраны.
Например, для личного автобуса гражданина ГЛОНАС не нужен, а при осуществлении на нем пассажирских перевозок — уже потребуется.
Действие данного постановления правительства приостановлено до 1 июля 2019 года, т.е. до 01.07.2019 исключения не действуют.
Кроме того, обязанность оснащения приборами спутниковой навигации ГЛОНАСС автобусов, осуществляющих организованную перевозку детей, отдельно прописана Постановлением Правительства №1177 от 17.12.2013
3. Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Нужен ли ГЛОНАСС для получении лицензии на автобус?
Обязанность по наличию аппаратуры ГЛОНАСС при получении лицензии на автобусные перевозки прописана в Положении о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц.
7. Лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования:
.
д) допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
Как видно из текста Положения, аппаратура ГЛОНАСС при получении лицензии требуется только в случаях, когда установка спутниковой навигации регламентирована вышеприведенными законодательными актами.
Установка ГЛОНАСС/GPS
Компания «Сакура-Эскорт» выполняет профессиональную установку ГЛОНАСС/GPS оборудования. Качественный монтаж, выполненный опытными специалистами компании «Сакура-Эскорт», — это залог надежной работы системы мониторинга.
ГЛОНАСС/GPS мониторинг
Принцип работы систем ГЛОНАСС/GPS основан на получении приемником сигналов со спутников. Разница времени отправки и получения сигналов, а также содержащаяся в них информация позволяет точно определить местоположение транспортного средства. Данные о местоположении дополняются сведениями с других контролирующих датчиков в транспортном средстве и отправляются на специальный сервер. После обработки данные выводятся оператору.
Спутниковый мониторинг транспортных средств позволяет определять местонахождение, вычислять маршрут движения. Спутниковое слежение – эффективный способ предотвращения нарушений со стороны водителей, в том числе слив бензина, приписки километража, несогласованные рейсы и т.д.
Функции системы спутникового мониторинга
Подключение GPS и ГЛОНАСС отслеживания позволяет:
- контролировать местоположение и прохождение контрольных точек маршрута,
- анализировать параметры автопарка — пробег, скорость, загруженность,
- оценивать реальный расход топлива,
- контролировать время простоев.
Проблемы, которые решает ГЛОНАСС/GPS мониторинг:
- Слив топлива.
- Накрутка одометра.
- Поездки в личных целях, работа на конкурентов.
- Агрессивный стиль вождения, езда на высоких скоростях.
Преимущества систем спутникового мониторинга
Установить GPS и ГЛОНАСС значит обеспечить предприятие эффективными инструментами управления парком автотранспортных средств. Среди основных преимуществ можно выделить:
- точный контроль над выполнением поставленных задач;
- минимизацию приписок пробега и простоя транспорта;
- снижение убытков, связанных со сливом топлива и несанкционированными рейсами;
- обеспечение безопасности водителей, грузов, автотранспорта;
- точную отчетность, данные которой основаны на спутниковой информации о передвижении;
- техническую поддержку диспетчеров компании «Сакура-Эскорт»;
- повышение эффективности использования транспортных средств и увеличение прибыли.
Как происходит установка оборудования?
Прежде чем установить ГЛОНАСС/GPS оборудование для мониторинга транспорта, специалисты компании «Эскорт» изучают специфику бизнеса и разрабатывают оптимальное решение для каждого конкретного клиента.
Монтаж оборудования возможен на любых транспортных средствах – автобусы, спецтехника, техника, использующаяся в сельском хозяйстве, и т.д. Специалисты определяют подходящее место для установки систем навигации, учитывают климатические условия использования и делают все для того, чтобы резкие колебания температур, высокая влажность и другие факторы не повлияли на показания системы. Компания «Сакура-Эскорт» располагает всеми необходимыми инструментами и расходными материалами высокого качества для выполнения монтажа. Точное следование технологическим картам монтажа обеспечивает непревзойденно высокое качество работы системы. Как правило, установка занимает 1,5-2 часа в зависимости от типа транспортного средства.
Система спутниковой навигации GPS – принцип, схема, применение
Спутниковая навигация GPS давно уже является стандартом для создания систем позиционирования и активно применяется в различных трекерах и навигаторах. В проектах Arduino GPS интегрируется с помощью различных модулей, не требующих знания теоретических основ. Но настоящему инженеру должно быть интересно разобраться со принципом и схемой работы GPS, чтобы лучше понимать возможности и ограничения этой технологии.
Схема работы GPS
GPS – это спутниковая навигационная система, разработанная Министерством обороны США, которая определяет точные координаты и время. Работает в любой точке Земли в любых погодных условиях. GPS состоит из трех частей – спутников, станций на Земле и приемников сигнала.
Идея создания спутниковой навигационной системы зародилась еще в 50-е годы прошлого столетия. Американская группа ученых, наблюдающая за запуском советских спутников, заметила, что при приближении спутника частота сигнала увеличивается и уменьшается при его отдалении. Это позволило понять, что возможно измерить положение и скорость спутника, зная свои координаты на Земле, и наоборот. Огромную роль в развитии навигационной системы сыграл запуск спутников на низкую околоземную орбиту. А в 1973 году была создана программа «DNSS» («NavStar»), по этой программе спутники запускались на среднюю околоземную орбиту. Название GPS программа получила в том же 1973 году.
Система GPS на данный момент используется не только в военной области, но и в гражданских целях. Сфер применения GPS много:
Тектоника плит – происходит слежение за колебаниями плит;
Определение сейсмической активности;
Спутниковое отслеживание транспорта – можно проводить мониторинг за положением, скоростью транспорта и контролировать их движение;
Геодезия – определение точных границ земельных участков;
Игры, геотегинт и прочие развлекательные области.
Важнейшим недостатком системы можно считать невозможность получения сигнала при определенных условиях. Рабочие частоты GPS лежат в дециметровом диапазоне волн. Это приводит к тому, что уровень сигнала может снизиться из-за высокой облачности, плотной листвы деревьев. Радиоисточники, глушилки, а в редких случаях даже магнитные бури также могут мешать нормальной передаче сигнала. Точность определения данных будет ухудшаться в приполярных районах, так как спутники невысоко поднимаются над Землей.
Навигация без GPS.
Основным конкурентом GPS является российская система ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система). Свою полноценную работу система начала с 2010 года, попытки активно использовать ее предпринимались с 1995 года. Существует несколько отличий между двумя системами:
Разные кодировки – американцы используют CDMA, для российской системы используется FDMA;
Разные габариты устройств – ГЛОНАСС использует более сложную модель, поэтому повышается энергопотребление и размеры устройств;
Расстановка и движение спутников на орбите – российская система обеспечивает более широкий охват территории и более точное определение координат и времени.
Срок службы спутников – американские спутники делаются более качественными, поэтому они служат дольше.
Помимо ГЛОНАСС и GPS существуют и другие менее популярные навигационные системы – европейский Galileo и китайский Beidou.
Принцип работы GPS
Работает система GPS следующим образом – приемник сигнала измеряет задержку распространения сигнала от спутника до приемника. Из полученного сигнала приемник получает данные о местонахождении спутника. Для определения расстояния от спутника до приемника задержка сигнала умножается на скорость света.
С точки зрения геометрии работу навигационной системы можно проиллюстрировать так: несколько сфер, в середине которых находятся спутники, пересекаются и в них находится пользователь. Радиус каждой из сфер соответственно равен расстоянию до этого видимого спутника. Сигналы от трех спутников позволяют получить данные о широте и долготе, четвертый спутник дает информацию о высоте объекта над поверхностью. Полученные значения можно свести в систему уравнений, из которых можно найти координату пользователя. Таким образом, для получения точного местоположения необходимо провести 4 измерения дальностей до спутника (если исключить неправдоподобные результаты, достаточно трех измерений).
Поправки в полученные уравнения вносит расхождение между расчетным и фактическим положением спутника. Погрешность, которая возникает в результате этого, называется эфемеридной и составляет от 1 до 5 метров. Также свой вклад вносят интерференция, атмосферное давление, влажность, температура, влияние ионосферы и атмосферы. Суммарно совокупность всех ошибок может довести погрешность до 100 метров. Некоторые ошибки можно устранить математически.
Чтобы уменьшить все погрешности, используют дифференциальный режим GPS. В нем приемник получает по радиоканалу все необходимые поправки к координатам от базовой станции. Итоговая точность измерения достигает 1-5 метров. При дифференциальном режиме существует 2 метода корректировки полученных данных – это коррекция самих координат и коррекция навигационных параметров. Первый метод использовать неудобно, так как все пользователи должны работать по одним и тем же спутникам. Во втором случае значительно увеличивается сложность самой аппаратуры для определения местоположения.
Существует новый класс систем, который увеличивает точность измерения до 1 см. Огромное влияние на точность оказывает угол между направлениями на спутники. При большом угле местоположение будет определяться с большей точностью.
Точность измерения может быть искусственно снижена Министерством обороны США. Для этого на устройствах навигации устанавливается специальный режим S/A – ограниченный доступ. Режим разработан в военных целях, чтобы не дать противнику преимущества в определении точных координат. С мая 2000 года режим ограниченного доступа был отменен.
Все источники ошибок можно разделить на несколько групп:
Погрешность в вычислении орбит;
Ошибки, связанные с приемником;
Ошибки, связанные с многократным отражением сигнала от препятствий;
Ионосфера, тропосферные задержки сигнала;
Геометрия расположения спутников.
В систему GPS входит 24 искусственных спутника Земли, сеть наземных станций слежения и навигационные приемники. Станции наблюдения требуются для определения и контроля параметров орбит, вычисления баллистических характеристик, регулировка отклонения от траекторий движения, контроль аппаратуры на бору космических аппаратов.
Характеристики навигационных систем GPS:
Количество спутников – 26, 21 основной, 5 запасных;
Количество орбитальных плоскостей – 6;
Высота орбиты – 20000 км;
Срок эксплуатации спутников – 7,5 лет;
Рабочие частоты – L1=1575,42 МГц; L2=12275,6МГц, мощность 50 Вт и 8 Вт соответственно;
Надежность навигационного определения – 95%.
Навигационные приемники бывают нескольких типов – портативные, стационарные и авиационные. Приемники также характеризуются рядом параметров:
Количество каналов – в современных приемников используется от 12 до 20 каналов;
Наличие картографической поддержки;
Различные технические характеристики – материалы, прочность, защита от влаги, чувствительность, объем памяти и другие.
Принцип действия самого навигатора – в первую очередь устройство пытается связаться с навигационным спутником. Как только связь будет установлена, происходит передача альманаха, то есть информации об орбитах спутников, находящихся в рамках одной навигационной системы. Связи с одним только спутником недостаточно для получения точного местоположения, поэтому оставшиеся спутники передают навигатору свои эфемериды, необходимые для определения отклонений, коэффициентов возмущения и других параметров.
Холодный, теплый и горячий старт GPS навигатора
Включив навигатор впервые или после долгого перерыва, начинается долгое ожидание для получения данных. Долгое время ожидания связано с тем, что в памяти навигатора отсутствуют либо устарели альманах и эфемериды, поэтому устройство должно выполнить ряд действий по получению или обновлению данных. Время ожидания, или так называемое время холодного старта, зависит от различных показателей – качество приемника, состояние атмосферы, шумы, количество спутников в зоне видимости.
Чтобы начать свою работу, навигатор должен:
Найти спутник и установить с ним связь;
Получить альманах и сохранить его в памяти;
Получить эфемериды от спутника и сохранить их;
Найти еще три спутника и установить с ними связь, получить от них эфемериды;
Вычислить координаты при помощи эфемерид и местоположения спутников.
Только пройдя весь этот цикл, устройство начнет работать. Такой запуск и называется холодным стартом.
Горячий старт значительно отличается от холодного. В памяти навигатора уже имеется актуальный на данный момент альманах и эфемериды. Данные для альманаха действительны в течение 30 дней, эфемерид – в течение 30 минут. Из этого следует, что устройство выключалось на непродолжительное время. При горячем старте алгоритм будет проще – устройство устанавливает связь со спутником, при необходимости обновляет эфемериды и вычисляет местоположение.
Существует теплый старт – в этом случае альманах является актуальным, а эфемериды нужно обновить. Времени на это затрачивается немного больше, чем на горячий старт, но значительно меньше, чем на холодный.
Ограничения на покупку и использование самодельных модулей GPS
Российское законодательство требует от производителей уменьшать точность определения приемников. Работать с незагрубленной точностью может производиться только при наличии у пользователя специализированной лицензии.
Под запретом в Российской Федерации находятся специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации (СТС НПИ). К таковым относятся GPS трекеры, которые используются для негласного контроля над перемещением транспорта и прочих объектов. Основной признак незаконного технического средства – его скрытность. Поэтому перед приобретением устройства нужно внимательно изучить его характеристики, внешний вид, на наличие скрытых функций, а также просмотреть необходимые сертификаты соответствия.
Также важно, в каком виде продается устройство. В разобранном виде прибор может не относиться к СТС НПИ. Но при сборе готовое устройство уже может относиться к запрещенным.
На какие автобусы и автомобили обязателен ГЛОНАСС?
Добрый день, уважаемый читатель. Действующее законодательство РФ требует, чтобы на некоторые автомобили и автобусы была установлена система навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, позволяющая отслеживать положение транспортного средства.
Например, наличие навигации может потребоваться при получении лицензии на автобус. Однако сами требования об установке ГЛОНАСС встречаются в различных нормативных документах. Поэтому водителю сложно понять, в каких случаях такая навигация является обязательной. В этой статье рассмотрены документы, относящиеся к установке ГЛОНАСС:
Технический регламент таможенного союза
13. Выпускаемые в обращение транспортные средства категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, а также специально предназначенные для перевозки детей, и категории N, используемые для перевозки твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), специальных, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также транспортные средства оперативных служб подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения их указанной аппаратурой.
Транспортные средства оперативных служб и транспортные средства категории N, используемые для перевозки твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), оснащаются аппаратурой спутниковой навигации в порядке, установленном законодательством государств — членов Таможенного союза.
Оснащение указанной аппаратурой транспортных средств, находящихся в эксплуатации, осуществляется в порядке, установленном законодательством государств — членов Таможенного союза.
Во-первых, данный документ говорит о том, что оснащаться навигацией ГЛОНАСС должны следующие транспортные средства, выпускаемые обращение (то есть новые или ввозимые из-за границы):
- Категории М, используемые для коммерческих перевозок пассажиров. Категория М — это все легковые автомобили и автобусы.
- Категории М, используемые для перевозок детей.
- Мусоровозы категории N. Категория N — это любые грузовые автомобили.
- Грузовики для перевозки специальных, опасных, тяжеловесных или крупногабаритных грузов.
Что касается грузовиков и автобусов, которые находятся в эксплуатации, то обязанность установки навигации ГЛОНАСС на них должна регламентироваться другими нормативными документами.
Постановление Правительства №641 от 25.08.2008
Следующий нормативные документ — это Постановление Правительства Российской Федерации «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS»:
1. Оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы:
…
г) автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов;
…
2. Виды транспортных, технических средств и систем, указанных в подпунктах «г» — «е» пункта 1 настоящего Постановления и подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, определяются федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности.
Данный документ говорит о том, что навигация ГЛОНАСС должна устанавливаться на:
- транспортные средства для перевозки пассажиров;
- мусоровозы;
- автомобили для перевозки специальных и опасных грузов.
Однако пункт 2 говорит о том, что виды транспортных средств, на которые устанавливается навигация, должны быть определены в других нормативных документах.
Приказ Минтранса №55 от 09.03.2010
Данный документ содержит перечень видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS:
I. Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров:
1. Транспортные средства категории «М2».
2. Транспортные средства категории «М3».II. Транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов:
1. Транспортные средства категории EX/II или EX/III.
2. Транспортные средства категории FL.
3. Транспортные средства категории OX.
4. Транспортные средства категории AT.
5. Транспортные средства категории MEMU.
Данный документ уточняет перечень транспортных средств, на которые должна устанавливаться навигация:
- Автобусы категорий М2 и М3.
- Грузовики, используемые для перевозок опасных грузов.
Таким образом, из списка исключены легковые автомобили (категория М1), а также все грузовики, кроме перевозящих опасные грузы.
Что касается правил оснащения навигационными системами, то они рассмотрены в другом документе.
Постановление правительства №153 от 13.02.2018
Примечание. Действие данного документа приостановлено до 1 июля 2019 года, то есть в первой половине 2019 года приведенные ниже требования не применяются.
Правила оснащения транспортных средств категории M2, M3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS:
1. Настоящие Правила устанавливают порядок оснащения транспортных средств, отнесенных в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) (далее — технический регламент) к транспортным средствам категорий М2, М3 и транспортным средствам категории N, используемых для перевозки опасных грузов (далее — транспортные средства), аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (далее — аппаратура спутниковой навигации) в целях обеспечения повышения эффективности управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров, опасных грузов.
Требования, предусмотренные настоящими Правилами, не применяются в отношении транспортных средств, используемых для обеспечения органов, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба, органов внутренних дел, транспортных средств, используемых физическими лицами для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также транспортных средств, зарегистрированных на подведомственные Управлению делами Президента Российской Федерации организации и используемых для обеспечения визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств, транспортных средств, используемых для обеспечения деятельности объектов государственной охраны, в том числе обеспечения выездных мероприятий, проводимых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и палатами Федерального Собрания Российской Федерации.
Во втором абзаце пункта 1 речь идет о том, что навигация ГЛОНАСС не устанавливается на:
- личные автомобили и автобусы;
- транспортные средства органов, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
- ТС органов внутренних дел;
- ТС Управления делами Президента;
- ТС государственной охраны.
Еще раз обращаю Ваше внимание, что действие данного документа приостановлено до 1 июля 2019 года, то есть даже на перечисленные в этом подразделе транспортные средства до указанной даты навигацию устанавливать не обязательно.
Обратимся к следующему нормативному документу.
Постановление Правительства №1177 от 17.12.2013
3. Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В данном документе говорится о том, что навигация ГЛОНАСС является обязательной при организованной перевозке детей.
Нужен ли ГЛОНАСС при получении лицензии на автобус?
7. Лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования:
…
д) допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
То есть, навигация ГЛОНАСС должна быть установлена не на всех лицензируемых автобусах, а только на тех, которые перечислены в других нормативных документах (они рассмотрены выше в данной статье).
Перечень транспортных средств с навигацией ГЛОНАСС
Подведем итоги данной статьи и представим список транспортных средств, на которых обязательно должна быть установлена навигация ГЛОНАСС:
Категория | Установка навигации |
---|---|
Автобусы M2, M3 для организованной перевозки детей | действует |
Автобусы М2, М3 для перевозки пассажиров | приостановлено до 01.07.2019 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | приостановлено до 01.07.2019 |
Если Вам известны другие нормативные документы, затрагивающие установку навигационных систем ГЛОНАСС на транспортные средства, то напишите об этом в комментариях ниже.