Garag76.ru

Авто Тюнинг
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методические рекомендации по пожарно-строевой подготовке чебоксары 2005

Установка автоцистерны на водоем техника безопасности

работать на автоцистерне, находящейся в неисправном состоянии;

непрерывная работа насоса высокого давления всухую более 1 мин;

запускать незаполненный водой насос НЦПК с включенной ступенью высо­кого давления;

работать в темное время суток или в условиях недостаточной видимости на неосвещенной площадке;

работать, не включив стояночную тормозную систему;

  1. В зимнее время необходимо следить за состоянием подножек, ступе­нек, трапов и поручней, своевременно очищать их от снега и льда.
  2. При установке автомобиля на водоисточник необходимо выбирать удобное и безопасное место для подъезда. Оно должно быть таким, чтобы высота всасывания не превышала 7 м, и были исключены резкие перегибы всасывающих рукавов.
  3. Во время работы, технического обслуживания и ремонта автомобиля необходимо соблюдать Правила по охране труда в подразделениях Государст­венной противопожарной службы МВД России и другие действующие норматив­ные правовые акты в области охраны труда.

^ 12. РАБОТА НА АВТОМОБИЛЕ НАСОСНО-РУКАВНОМ ПОЖАР­НОМ (АНР)
12.1. Пожарный насосно-рукавный автомобиль предназначен для доставки к месту пожара пожарного расчета, пожарно-технического вооружения и служит для подачи воды и воздушно-механической пены на тушение пожара.

Насосно-рукавные автомобили могут использоваться как самостоятельные боевые единицы и как насосные станции при работе в перекачку с одной или не­сколькими автоцистернами или насосно-рукавными автомобилями. В состав по­жарного расчета входят: командир отделения, водитель, семь пожарных.
12.2. Действия личного состава при развертывании АНР

  1. Установка АНР на водоисточник.
  1. Развертывание отделения АНР с подачей стволов.
  1. Развертывание отделения АНР с подачей одного ствола РС-50 или PC-70. По команде: «Отделение,АНРна пожарный гидрант (указать номер), ствол РС-50 (РС-70) (указывается направление) на тушение — марш!» пожар­ный № 1 с пожарным № 2 прокладывает рабочую рукавную линию на два рукава от разветвления к стволу, работает со стволом. Пожарный № 3 с пожарным № 4 прокладывает магистральную рукавную линию на два рукава от напорного пат­рубка насоса к разветвлению, работает подствольщиком у пожарного № 1 (при подаче ствола РС-70), пожарный № 4 переносит и устанавливает разветвление, работает на нем. Пожарный № 5 с водителем устанавливает автомобиль на по­жарный гидрант (аналогично установке АЦ), обеспечивает сохранность магист­ральной рукавной линии. Пожарный № 6 выполняет обязанности связного. По­жарный № 7 обеспечивает сохранность рабочих рукавных линий. Водитель с по­жарным № 5 устанавливает автомобиль на гидрант, работает на насосе.
  2. Развертывание отделения АНР с подачей двух стволов РС-50. По команде: «Отделение, АНР на пожарный гидрант (указать номер), два ствола РС-50 (указывался направление) на тушение — марш!» пожарные № 1 и № 2 прокладывают рабочие рукавные линии от крайних патрубков разветвления к стволам, работают со стволами. Действия пожарных № 3, 4, 5, 6, 7 и водителя аналогичны вышеописанным.
  3. Развертывание отделения АНР с подачей трех стволов РС-50. По команде: «Отделение, АНР на пожарный гидрант (указать номер), три ствола РC-50 (указывается направление) на тушение — марш!» пожарные № 1, 2, 3 прокладывают рабочие рукавные линии от разветвления к стволам (№ 1 — от левого патрубка разветвления, № 2 — от центрального через переходную соедини­тельную головку, № 3 — от правого), работают со стволами. Пожарный № 4 с по­жарным № 3 прокладывает магистральную рукавную линию от напорного пат­рубка автомобиля к разветвлению, переносит и устанавливает разветвление, работает на нем. Пожарный № 5 с водителем устанавливает автомобиль на пожар­ный гидрант, обеспечивает сохранность магистральной рукавной линии. Пожар­ный № 6 выполняет обязанности связного. Пожарный № 7 обеспечивает сохран­ность рабочих рукавных линий. Водитель с пожарным № 5 устанавливает авто­мобиль на гидрант, работает на насосе.
  4. Развертывание отделения АНР с подачей одного ствола РС-70 и двух РС-50. Но команде: «Отделение, АНР на пожарный гидрант (указать направление), один ствол РС-70 и два ствола РС-50 (указывается направление) на тушение — марш!» пожарные № 1, 2, 3 прокладывают рабочие рукавные линии на два рукава каждая от разветвления к стволам (№ 1 от левого патрубка ветвления, № 2 — от центрального, № 3 — от правого), работают со стволами. По­жарный № 4 прокладывает магистральную рукавную линию от напорного пат­рубка автомобиля к разветвлению, переносит и устанавливает разветвление, ра­ботает подстволыциком у пожарного № 2. Пожарный № 7 обеспечивает сохран­ность рабочих рукавных линий, работает на разветвлении. Пожарный № 5 с води­телем устанавливает автомобиль на пожарный гидрант, обеспечивает сохран­ность магистральной рукавной линии. Пожарный № 6 выполняет обязанности связного. Водитель с пожарным № 5 устанавливает автомобиль на гидрант, рабо­тает на насосе.
  5. Развертывание отделения АНР с подачей двух стволов РС-70. По команде: » ^ Отделение, АНР на водоем, два ствола РС-70 (указывается на­ правление) на тушение — марш! » пожарные № 1 и № 3 переносят по две скатки рукавов и стволы РС-70 к разветвлениям, прокладывают рабочие рукавные линии и работают со стволами. Пожарные № 2 и № 7 прокладывают магистральную ли­нию от правого напорного патрубка насоса, пожарный № 2 работает подствольщиком у пожарного № 1, пожарный № 7 переносит и устанавливает разветвление работает с шанцевым инструментом. Пожарные № 4 и № 6 прокладывают маги­стральную линию от левого напорного патрубка, пожарный № 4 переносит и устанавливает разветвление, работает подствольщиком у пожарного № 3, пожарный
    № 6 выполняет обязанности связного. Пожарный № 5 вместе с водителем уста­навливает автомобиль на водоем, затем работает на разветвлениях, водитель ра­ботает на насосе.
  6. Развертывание отделения АНР с подачей воды через переносной
    лафетный ствол. По команде: » ^ Отделение, АНР на водоем, переносной лафет­ный ствол (указывается направление) на тушение — марш! » пожарные № 1 и № 2 снимают лафетный ствол, лафет, переносят и устанавливают их на указанной позиции, пожарный № 1 работает со стволом, пожарный № 2 — подствольщиком. Пожарные №3,4 прокладывают магистральную линию от левого напорного пат­рубка насоса к стволу, работают с шанцевым инструментом. Пожарные № 6, 7 прокладывают магистральную линию от правого напорного патрубка насоса, за­ тем пожарный № 6 выполняет обязанности связного, пожарный № 7 работает с шанцевым инструментом. Пожарный № 5 с водителем устанавливает автомобиль на водоем и следит за магистральными линиями, водитель работает на насосе.
Читайте так же:
Установка системы автозапуска автомобиля

12.3. Правила охраны труда при эксплуатации АНР аналогичны правилам охраны труда при эксплуатации АЦ.
^ 13. РАБОТА НА ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЯХ ПЕ ИНОГО ТУШЕНИЯ (АПТ)
13.1. Автомобили пенного тушения предназначены для доставки к мес­ту пожара пожарного расчета, пожарно-технического вооружения, пенообра­зователя и служат для подачи пенообразователя, через дозирующую пенную вставку, в магистральную линию пожарной насосной станции (автоцистерны) и могут подавать пену через ГПС-600 или ГПС-2000, производить заправку пенообразователем автоцистерны, а также могут работать как автоцистерны при заборе воды из гидранта или водоема. В состав пожарного расчета вхо­дят: командир отделения, пожарный, водитель.

^ 13.2. Действия личного состава при проведении развертывания авто­мобиля для подачи пенообразователя в магистральную линию аналогичны подаче воды из автоцистерны. Подача пенообразователя производится после подсоединения напорного рукава автомобиля к дозирующей вставке магист­ральной линии. Подача пенообразователя регулируется системой управления насосом (рычагом изменения оборотов двигателя, маховиком напорной заслонки) до появления устойчивой воздушно-механической пены.

По окончании работы на автомобиле пенные коммуникации промывают­ся водой.

13.2.1. По команде: «Дозирующую вставку в магистральную линию – ставь!» пожарный открывает отсек и освобождает от креплений дозирующую вставку, производит ее переноску и соединение с магистральной линией. Ко­мандир отделения берет из отсека рукавную скатку, раскатывает рукав в на­правлении места установки вставки, соединяет рукав с напорным патрубком насоса и приемным патрубком вставки. Водитель включает насос и работает с ним.

  1. В процессе эксплуатации для предупреждения несчастных случаев запрещается:

работать на автомобиле, находящемся в неисправном состоянии;

  1. Необходимо исключить попадание пенообразователя в водоисточник при работе автомобиля.
  2. В зимнее время следить за состоянием подножек, ступенек, трапов и поручней, своевременно очищать их от снега и льда.
  3. Во время работы, технического обслуживания и ремонта необхо­димо соблюдать Правила по охране труда в подразделениях Государственной
    противопожарной службы МЧС России и другие действующие нормативные
    правовые акты в области охраны труда.

^ 14. РАБОТА НА ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЯХ ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ

  1. Автомобили порошкового тушения предназначены для доставки к
    месту пожара пожарного расчета, пожарно-технического вооружения, огнетушащего порошкового состава и служат для тушения пожаров путем подачи
    на очаг огнетушащего состава в виде газопорошкового облака (струи) через
    лафетный или ручные стволы. В состав пожарного расчета входят: командир
    отделения, пожарный, водитель.

14.2. Действия личного состава при развертывании автомобиля

  1. Подача порошка через ручные стволы производится по команде: «Ствол (два ствола) на тушение пожара (указывается направление или объ­ект) — марш!«. При развертывании на два ствола водитель открывает отсек с газовыми баллонами, открывает вентили баллонов, оставляя резерв для про­дувки коммуникаций. Проверяет работу редуктора давления (на манометре должно быть 0,8 МПа (8 кгс/см 2 ) для АП-4; 0,4 МПа (4 кгс/см 2 ) для АП-5), предохранительного клапана низкого давления (отсутствие травления или сброса газа), открывает вентиль и создает рабочее давление в сосуде, открывает отсек пульта низкого давления и занимает позицию у пульта. Пожарный открывает отсек правого борта, производит прокладку рукавной линии и приготавливается для работы со стволом, докладывает: «Готов!«. Командир отделения приготавливается к подаче ствола от левого борта автомобиля и подает команду на подачу порошка в рабочие линии: «Порошок — подать!«. Водитель включает подачу порошка в рабочие линии. При подаче порошка через один ствол подается команда: «Порошок с левого (правого) борта — по­дать!«. При подаче одного ствола используется ствол от ближнего к месту пожара борта.
  2. Подача порошка через лафетный ствол производится по команде:»Лафетный ствол (указывается направление или объект) на тушение — марш!«. Водитель производит операции по созданию давления в рабочей емкости автомобиля (п. 14.2.1) и занимает место в кабине. По команде коман­дира отделения водитель начинает движение в указанном направлении и по­даст звуковой сигнал на подачу порошка. Пожарный занимает место у лафет­ного ствола, снимает его с фиксатора и подготавливает к работе, занимает устойчивое положение и нажатием на рычаг подает звуковой сигнал о готов­ности. По звуковому сигналу от водителя включает на пульте подачу порош­ка и подает его в цель. Командир отделения оценивает обстановку, определя­ет направление ветра и направление движения автомобиля для подачи по­рошка по ветру, занимает место в кабине и отдает команду на движение и маневрирование автомобиля, подачу порошка. Подача порошка производится по направлению ветра с расстояния 30-40 м до цели.
  3. После подачи порошка водитель подает газ на продувку лафетно­го ствола и рукавных линий (при опорожнении емкости производится про­дувка всей системы), перекрывает магистрали. Пожарный приводит лафет­ный ствол в исходное положение и фиксирует его. Командир отделения и пожарный укладывают рукава «гармошкой» в отсеки.
  1. В процессе эксплуатации для предупреждения несчастных случа­ев запрещается:

работать на автомобиле, находящемся в неисправном состоянии;

работать при отсутствии герметичности в трубопроводах и соединениях;

устранять дефекты на трубопроводах и соединениях, находящихся под давлением;

работать без изолирующих средств защиты органов дыхания при ручной загрузке порошка в автомобиль и проведении работ по очистке емкости;

УСТАНОВКА ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И МОТОПОМП НА ВОДОИСТОЧНИК

При установке пожарных автомобилей на водоисточники необходимо обращать внимание на согласованность действий водителя, пожарных и соблюдение ими • правил техники безопасности. Водителю следует снимать всасывающие рукава только после того, как колонщик подойдет к насосу и будет подготовлен для снятия всасывающих рукавов, во избежание попадания рукавов не мешать им снимать заднюю рукавную катушку и выдвижную лестницу.

Отработку упражнений с использованием гидроэлеватора следует проводить на небольших расстояниях от цистерны до водоема. Воду забирают с небольшой глубины водоема, в дальнейшем расстояние и глубину его надо увеличивать.

Читайте так же:
Как отрегулировать клапана на лтз 60

При выполнении упражнений отделение строят — в одну шеренгу, между насосом и водоисточником, при работе с водоуборочным гидроэлеватором — у водоема фронтом к работающему расчету. Особое ‘ внимание командир отделения должен обратить на действия водителя, от которого зависит регулирование подачи воды к гидроэлеватору и работающим стволам.

Установка колонки на гидрант. Для установки колонки на гидрант автомобиль ставят в 3- 3,5 м от гидранта насосом к нему. По команде "Колонку — ставь" пожарный берет с автомобиля крюк для открывания крышки колодца, подбегает к гидранту, подхватывает крюком ушко крышки и сильным рывком отбрасывает ее на землю. Крюк кладет на землю, опускается на колено, снимает крышку гидранта. Затем возвращается к автомобилю, открепляет колонку и подносит ее к гидранту, ставит на стояк гидранта, вращает колонку по ходу часовой .стрелки до отказа (рис. 10). Ручку центрального ключа берет обеими руками и плавно вращает против часовой стрелки (справа налево), в результате чего стояк гидранта и колонка наполняются водой.

Рис. 10. Установка колонки на гидрант

Для подачи воды от колонки в насос через всасывающие рукава или в напорную линию по команде "Воду — дать" пожарный открывает запорные вентили колонки. Вода поступает от колонки по всасывающим рукавам к насосу.

По команде "Колонку — убрать" пожарный берется обеими руками за ручку центрального ключа и вращением по ходу часовой стрелки (слева направо) закрывает клапан гидранта. Затем за патрубки колонки вращает колонку сплава налево до отказа, поднимает колонку вверх, подносит ее к автомобилю, укладывает в ящик. После этого возвращается к гидранту, закрывает откидную крышку стояка и крышку колодца гидранта.

Установка автонасоса (автоцистерны) на гидрант. Автомобиль устанавливается в 3-3,5 м от гидранта. Автонасос (автоцистерна) ставится на гидрант по команде "Автонасос (автоцистерну) на гидрант № (указать способ соединения насоса с гидрантом) — ставь".

При соединении насоса с колонкой двумя мягкими рукавами пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, затем берет два мягких рукава из ящика автомобиля и присоединяет их к патрубкам колонки, водитель отсоединяет заглушку, присоединяет водосборник •к всасывающему патрубку насоса, присоединяет мягкие рукава к водосборнику. Затем пожарный наполняет стояк гидранта и колонку водой, открывает вентиль колонки, водитель готовит насос для подачи воды в напорную рукавную линию.

Пуск воды в рукавную линию от насоса производится по команде "Воду (указать давление) — дать". Водитель открывает вентиль сначала одного напорного патрубка насоса, затем другого и постепенно дает двигателю необходимую частоту вращения, доводя давление по манометру до величины, указанной в команде.

Прекращение подачи воды в рукавную линию производится по команде "Воду — остановить". Водитель переводит работу двигателя на малую частоту вращения, выключает сцепление двигателя с насосом и закрывает вентиль напорного патрубка насоса. Если необходимо временно остановить подачу воды, сцепление двигателя с насосом не выключается, двигатель переводят на малую частоту вращения и вентиль напорного патрубка насоса закрывают.

По команде "Отбой" автонасос (автоцистерна) снимается с водоисточника.

Установка автонасоса (автоцистерны) на водоем. По команде "Автонасос (автоцистерну) на водоем № (указать количество всасывающих рукавов) — ставь" водитель отсоединяет заглушку всасывающего патрубка насоса, становится на подножку автомобиля, освобождает крепление всасывающих рукавов. Пожарный подбегает к автомобилю, берет из ящика всасывающую сетку, с веревкой, относит их к водоему и кладет на землю, подбегает к автомобилю, останавливается против водителя и вместе с ним снимает (последовательно один за другим) всасывающие рукава, которые кладут на землю — один у насоса, второй — за первым в сторону водоисточника; водитель подбегает к насосу, поднимает рукав, присоединяет его к всасывающему патрубку и, заворачивает ключом до отказа головку. Пожарный поднимает обеими руками рукав, зажимает его коленями и присоединяет к нему сетку, затем водитель и пожарный соединяют рукава между собой и завинчивают головку. После этого пожарный берет сетку с концом рукава, разматывает веревку, опускает рукав в воду так, чтобы она покрыла сетку, и привязывает свободный конец веревки за любой ближайший предмет. Водитель готовит насос для подачи воды в рукавную линию.

Забор воды из открытого водоисточнику с помощью гидроэлеватора Г-600. По команде "Автоцистерну для забора воды из водоема (реки) при помощи гидроэлеватора — ставь" пожарный № 1 прокладывает рукавную линию Л от насоса к гидроэлеватору. Пожарный № 2 берет гидроэлеватор, подносит к водоему, присоединяет рукава к гидроэлеватору, опускает его в водоем, наблюдает за работой гидроэлеваторной системы. Пожарный № 3 прокладывает рукав Л от гидроэлеватора к автоцистерне. Пожарный № 4 опускает рукав Л в горловину цистерны и следит за уровнем воды в цистерне. Водитель готовит насос для забора воды и при полной готовности гидроэлеваторной системы включает в работу насос.

Установка пожарной насосной станции ПНС-110 на водоем. Расчет 3 человека — водитель, моторист-дизелист и пожарный. По команде "Пожарную насосную станцию на водоем — ставь" моторист-дизелист- включает дизель для прогрева, поднимается на кузов автомобиля, открепляет всасывающую сетку и передает ее пожарному. Пожарный принимает всасывающую сетку от моториста, относит ее на 8 м от насоса в сторону водоисточника, кладет на землю. Водитель снимает лебедку с автомобиля и готовит ее для установки на всасывающий патрубок. Моторист берет растяжки лебедки и закрепляет их за крючки. Затем водитель отвинчивает заглушки от всасывающего патрубка насоса, все трое вынимают правый по ходу автомобиля всасывающий рукав, моторист и пожарный поднимают конец рукава к патрубку насоса и поддерживают рукав так, чтобы при навинчивании рукава на всасывающий патрубок насоса не было перекосов, присоединяют его к всасывающему патрубку, водитель завинчивает ключом накидную гайку до отказа. Снимают второй рукав и кладут его между всасывающей сеткой и рукавом. Моторист и пожарный держат рукава, а водитель присоединяет накидную гайку одного рукава к штуцеру второго рукава. Далее моторист и пожарный соединяют всасывающую сетку с рукавом. Моторист держит рукав, пожарный- сетку, водитель соединяет сетку с рукавом.

Читайте так же:
Автоматической установки пожарной сигнализации и соуэ

Пожарный присоединяет трос лебедки к середине 2-РО всасывающего рукава. Водитель и моторист при помощи лебедки поднимают всасывающий рукав и сетку ‘на нужную высоту для забрасывания сетки в водоем.

Затем водитель садится в кабину, подает автомобиль задним ходом к водоему. Моторист и пожарный наблюдает за движением автомобиля и рукавов, после чего моторист и пожарный при помощи лебедки опускают всасывающую сетку в водоем на глубину не менее 1 м. Водитель готовит насос для забора воды. По команде "Отбой" пожарная насосная станция снимается с водоема. Производятся действия, обратные установке станции на водоем.

Установка переносной и прицепной мотопомп на водоем с подачей воды. Переносную пожарную мотопомпу устанавливает на водоем расчет из двух человек: моторист (водитель) и пожарный по команде "Мотопомпу (указывается место) — ставь". Моторист и пожарный снимают с автомобиля мотопомпу;

переносят ее и устанавливают у водоема, возвращаются к автомобилю, берут всасывающий рукав и сетку, соединяют их между собой и присоединяют рукав к мотопомпе. Пожарный опускает рукав с сеткой в водоем. Моторист работает на мотопомпе.

Прицепную мотопомпу устанавливает на — водоем расчет из двух человек: моторист (водитель) и пожарный по команде "Мотопомпу на водоем — ставь". Моторист и пожарный отсоединяют мотопомпу от автомобиля; пожарный присоединяет всасывающую сетку к всасывающему рукаву и опускает в водоем, моторист присоединяет всасывающий рукав к всасывающему патрубку и работает на мотопомпе.

Пуск воды в рукавную линию производится по команде "Воду (указывается давление) -дать". Водитель (моторист) заводит мотопомпу, забирает воду, повышает давление, открывает вентиль напорного патрубка насоса и постепенно повышает давление, указанное в команде.

Изменение давления в рукавной линии регулируется соответствующими командами "Давление три (четыре, пять) и т. д. — дать". Водитель (моторист), регулируя работу двигателя и наблюдая за манометром, уменьшает или увеличивает давление в насосе. Прекращение подачи воды в рукавную линию производится по команде "Воду — остановить". Моторист переводит работу двигателя на малые обороты, выключает сцепление двигателя с мотопомпой и закрывает вентиль напорного патрубка насоса. &о команде "Мотопомпу — убрать" моторист останавливает двигатель мотопомпы, пожарный отсоединяет всасывающий рукав и убирает его.

Установка автоцистерны на водоем техника безопасности

Ствол пожарный ручной (общее обозначение)

Ствол «Б» : — на 3 этаже;
К — на крыше;
П — в подвале;
Ч — на чердаке.

Ствол для формирования тонкораспыленной водяной (водоаэрозольной) струи

Ствол для формирования водяной струи с добавками

Ствол для формирования пены низкой кратности (СВП-2, СВП-4, СВПЭ-2, СВПЭ-4, СВПЭ-8)

Ствол для формирования пены средней кратности (ГПС-200, ГПС-600, ГПС-2000)

Ствол для тушения электроустановок, находящихся под напряжением

Звено ГДЗС со стволом «Б» в подвале

Ствол пожарный лафетный переносной

Ствол пожарный лафетный стационарный с водяными насадками

Ствол пожарный лафетный порошковый

Ствол пожарный лафетный стационарный с пенными насадками

Ствол пожарный лафетный возимый

Подъемник пенный с гребенкой генераторов ГПС-600

Дымосос пожарный: переносной

Лестница пожарная выдвижная

Стационарная установка пожаротушения (общая и локальная защита помещения с автоматическим пуском)

Стационарная установка пожаротушения с ручным пуском

Установка пенного пожаротушения

Установка водяного пожаротушения

Установка водоаэрозольного пожаротушения

Станция пожаротушения диоксидом углерода

Станция пожаротушения прочим газом

Установка газоаэрозольного пожаротушения

Установка порошкового пожаротушения

Установка парового пожаротушения

Огнетушители

Огнетушитель : переносной (ручной, ранцевый)

Дымоудаление

Устройство дымоудаления (дымовой люк)

Ручное управление естественной вентиляцией

Пункты управления и средства связи

Пост регулирования движения (регулировщик).
С буквами: КПП — контрольно-пропускной пункт, Р — регулировщик, ПБ — пост безопасности ГДЗС (контур красный, буквы черные)

Радиостанции: подвижная
переносная
стационарная

Место расположения штаба

Радионаправление (цвет — черный)

Радиосеть (цвет — черный)

Передвижение подразделений, разведка

Разведывательный дозор. С буквами: ХРД — химический разведывательный дозор (красный, буквы черные)

Пункт размещения свободного отряда (пожарной части) (контур красный, буквы черные)

Район размещения техники (Б — бульдозер, Э — экскаватор, К — кран, Т — тягач) (контур красный, буквы черные)

Выход сил с занимаемого рубежа (красный)

Места нахождения пострадавших (красный, цифры — черный, 3 — количество пострадавших)

Отряд первой медицинской помощи (красный)

Временный пункт сбора пострадавших (красный)

Обстановка на пожаре

Пожар внутренний (штрих красный)

Пожар наружный (штрих красный)

Загорающееся здание (штрих красный)

Зона задымления (штрих синий)

Пожар внутренний с зоной задымления (штрих красный и синий)

Пожар внутренний с зоной теплового воздействия (штрих красный)

Пожар наружный с зоной задымления (штрих красный, внешний контур — синий)

Место возникновения пожара — очаг (красный)

Отдельный пожар на местности и направление его распространения (красный)

Огневой шторм (красный)

Зона пожара и направление ее распространения (красный)

Направление развития пожара (контур красный)

Решающее направление действия сил и средств пожаротушения (черный)

Границы боевого участка (красный, обозначение — черный)

Границы зоны возможных разрушений (синий)

Обвал, завал, обрушение зданий и сооружений (синий)

Участок местности, зараженный СДЯВ (контур синий, зона — желтый)

Точка замера уровня радиации (синий) с указанием уровня радиации, времени и даты замера (черный)

Сооружения, коммуникации, водоисточники

Стационарная лестница у здания

Лестничная клетка в этаже

Лестничная клетка, сообщающаяся с подвалом

Лестничная площадка, сообщающаяся с чердаком

Нефтебаза, склад топлива

Противорадиационное укрытие (черный)

Полное разрушение здания (объекта, сооружения, дороги, газопровода и т.д.)

Установка автоцистерны на водоем техника безопасности

В связи с отсутствием конкретного применения положений СП 8.13130.2009 при прохождении государственных экспертиз проектной документации просим дать разъяснения.

В качестве источника наружного пожаротушения на отдельно проектируемом объекте предусмотрено:

  • подземные пожарные резервуары;
  • пожарная насосная станция (для забора воды из подземных пожарных резервуаров) Кольцевой пожарный водопровод с установкой на нем 2х пожарных гидрантов для наружного пожаротушения (подача воды в водопровод от пожарной насосной станции из пожарных резервуаров).
Читайте так же:
Установка системы глонасс законодательство

СП 8.13130.2009 не дает конкретизирующих данных какие способы подачи воды на наружное пожаротушение необходимо предусматривать в обязательном порядке, а именно:

  1. Наружное пожаротушение только из пожарного водопровода с подачей воды от пожарных резервуаров через пожарную насосную станцию
  2. Наружное пожаротушение только из пожарного водопровода с подачей воды от пожарных резервуаров через пожарную насосную станцию и забора воды пожарными машинами из заливных горловин пожарных резервуаров
  3. Наружное пожаротушение только из пожарного водопровода с подачей воды от пожарных резервуаров через пожарную насосную станцию и забора воды пожарными машинами из заливных горловин пожарных резервуаров и дополнительно из приемного колодца выполненного для пожарных резервуаров.

В связи с вышеуказанным просим дать разъяснения:

  1. Нужно ли предусматривать устройство приемного колодца из резервуара в соответствии с п.9.13 СП 8.13130.2009 если забор воды из резервуара предусмотрен пожарной насосной станцией и подачи воды в кольцевой пожарный водовод с устройством на нем пожарных гидрантов.
  2. Чем обосновывается необходимость устройство забора воды в соответствии с п.9.13 СП 8.13130.2009 (Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости — не менее 10 м.) если забор воды предусмотрен гидрантами которые располагаются на расстоянии не менее 5 метров от здания.
  3. Можно ли рассматривать заливную горловину пожарного резервуара как точку забора воды если резервуары располагаются менее 10 метров до зданий и сооружений I- V степеней огнестойкости.
  4. Можно ли рассматривать заливную горловину пожарного резервуара как точку забора воды если резервуары располагаются менее 10 метров до зданий и сооружений I- V степеней огнестойкости? Какое необходимое расстояние от пожарных машин до заливных горловин для забора воды.

Приёмные колодцы объемом 3—5 м 3 , в соответствии с пунктом 9.13 СП 8.13130.2009 предусматриваются у пожарных резервуаров и водоёмов, не входящих в систему водоснабжения (безводопроводное противопожарное водоснабжение). При наличии водопроводной сети с установленными на ней пожарными гидрантами предусматривать такие колодцы нет необходимости.

В свою очередь, устройство для отбора воды автоцистернами и пожарными машинами, в соответствии с пунктом 9.15 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» и пунктом 12.10 СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», на отводящем (подводяще-отводящем) трубопроводе следует предусматривать вне резервуара или водонапорной башни, входящих в систему водоснабжения, а указанные в Вашем обращении пожарные резервуары не могут рассматриваться как элемент сети противопожарного водоснабжения.

Федеральный закон от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент) допускает применение в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоёмы в отношении объектов, указанных в части 4 статьи 68 Технического регламента. Для остальных объектов защиты (за исключением указанных в части 5 статьи 68 и части 2 статьи 99 Технического регламента), необходимо предусматривать противопожарный водопровод в соответствии с частью 3 статьи 68 Технического регламента.

Перечень вопросов в Вашем письме, в том числе о способах подачи воды на наружное пожаротушение предполагает подготовку и разъяснение конкретных проектных решений по устройству наружного противопожарного водоснабжения, а не отдельных требований нормативных документов. В соответствии с Уставом ФГБУ ВНИИПО МЧС России научно-техническое консультирование в области пожарной безопасности для юридических и физических лиц, не входящих в систему МЧС России, осуществляется по договорам на возмездной основе.

Сообщаем также, что приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 утверждён СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и введён в действие с 30 сентября 2020 г.

Инструкция по охране труда при сливоналивных операциях в резервуарных парках, на железнодорожных и автоналивных эстакадах

Утверждена
Министерством топлива и энергетики
Российской Федерации.
Приказ от 04.07.1995 г. N144.

Согласована
Постановлением президиума
ЦК Российского профсоюза
работников химических отраслей промышленности
от 26.12.1994 г.
Протокол N21.

Дата введения в действие
1 августа 1995 г.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ СЛИВОНАЛИВНЫХ ОПЕРАЦИЯХ
В РЕЗЕРВУАРНЫХ ПАРКАХ, НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
И АВТОНАЛИВНЫХ ЭСТАКАДАХ

1. Общие требования

1.1. Инструкция предусматривает общие требования безопасности при проведении сливоналивных операций в резервуарных парках, на железнодорожных и автоналивных эстакадах.
1.2. К проведению сливоналивных операций в резервуарных парках, на железнодорожных и автоналивных эстакадах допускаются лица, прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр, обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда.
1.3. Работники, производящие сливоналивные операции, должны быть обеспечены:
костюмом брезентовым;
сапогами кирзовыми;
рукавицами брезентовыми;
плащом непромокаемым;
при выполнении работ с этилированным бензином дополнительно:
бельем нательным;
на наружных работах зимой дополнительно:
курткой хлопчатобумажной на утепляющей прокладке;
брюками хлопчатобумажными на утепляющей прокладке;
при выполнении работы по сливу — наливу железнодорожных цистерн дополнительно:
валенками.
Кроме того, рабочее место (эстакада) должно быть обеспечено фильтрующим противогазом на случай аварийной ситуации.
1.4. На рабочем месте должны быть предусмотрены первичные средства пожаротушения.
1.5. Железнодорожные пути, эстакады, трубопроводы, сливоналивные шланги с наконечниками должны быть заземлены.
На электрифицированных железных дорогах подъездные пути должны иметь два изолирующих стыка.
1.6. Работы во взрывоопасных и пожароопасных местах должны производиться инструментом, исключающим искрообразование.
1.7. Освещение резервуарных парков и эстакад должно быть прожекторное. Для местного освещения допускается применение взрывобезопасных аккумуляторных фонарей напряжением 12 В, включение и выключение которых должно производиться вне взрывоопасной зоны.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Визуально проверить наличие заземляющих проводников: сливоналивных эстакад, оборудования эстакад, рельсов железнодорожных путей.
2.2. Осмотреть наливные шланги с целью выявления неисправностей.
2.3. Проверить наличие телефонной связи эстакад с обслуживающими их насосными.
2.4. Проверить наличие и исправность первичных средств пожаротушения.
2.5. Ознакомиться с записями в журнале приема — сдачи смены (вахтенный журнал). Проверить исправность оборудования.
О неисправностях и неполадках сообщить непосредственному руководителю.
2.6. Руководство сливом — наливом цистерн должно быть возложено на старшего по смене. Ему запрещается отлучаться во время слива — налива.

Читайте так же:
Датчик температуры двигателя сигнализации место установки

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Операции по сливу — наливу должны выполнять не менее двух работников.
3.2. Присоединять нижний сливной прибор железнодорожной цистерны к сливному коллектору можно только после установки башмаков под колеса цистерны и отвода с этого пути тепловоза. Башмаки должны быть деревянными или из неискрящегося материала.
3.3. Переход с обслуживающей площадки эстакады на цистерну должен осуществляться через переходные мостики. Мостики должны быть заземлены; нижняя часть мостика со стороны цистерны должна иметь резиновую или деревянную накладку с потайными болтами.
3.4. Слив и налив железнодорожных цистерн и измерение в них уровня нефтепродуктов на электрифицированных железнодорожных тупиках без отключения контактной сети запрещается. Отключение и включение контактной сети производится соответствующей службой железной дороги по заявке нефтебазы.
3.5. Автоцистерны, предназначенные для налива нефтепродуктов, должны быть заземлены. Налив нефтепродуктов должен производиться при неработающем двигателе автомобиля.
3.6. Запрещается эксплуатировать цистерну с неисправными сливными приборами, внутренними лестницами, площадками, поручнями, а также с подтеканием котла, крышками без проушин для пломбирования, без резиновой прокладки. Все отмеченные недостатки (неисправности) оформляются актом.
Налив железнодорожных цистерн при отсутствии отметки технического осмотра не допускается.
3.7. Крышки люков цистерн, нижние сливные приборы железнодорожных цистерн необходимо открывать и закрывать, не допуская ударов, способных вызвать искрообразование.
3.8. Нефтепродукт в цистерну должен поступать равномерной струей под слой жидкости. Подача нефтепродукта "падающей струей" запрещается.
Запрещается проведение сливоналивных операций во время грозы.
Запрещается проводить сливоналивные операции с цистернами, облитыми нефтепродуктами.
3.9. Во время налива должен осуществляться контроль за наполнением резервуара, цистерны, не допуская перелива нефтепродуктов. Случайно разлитые нефтепродукты следует немедленно удалить, а место разлива нефтепродукта зачистить и засыпать песком.
Если при наливе нефтепродукта в автоцистерну допущен его пролив, то запуск двигателя запрещается. В этом случае автоцистерна должна быть отбуксирована на безопасное расстояние с помощью троса или штанги.
3.10. При открытии люка резервуара, цистерны с нефтепродуктами работнику необходимо находиться относительно люка с наветренной стороны.
Запрещается заглядывать в открытый люк или низко наклоняться к его горловине во избежание вдыхания и отравления выделяющимися вредными парами нефтепродуктов.
3.11. Отбор проб надлежит проводить металлическими пробоотборниками, не дающими искр при ударе. Пробоотборник должен быть заземлен.
Опускать и поднимать пробоотборник следует плавно, без ударов его о края горловины.
Запрещается отбирать пробу нефтепродукта во время налива или слива его из резервуара, цистерны, а также во время грозы, сильных атмосферных осадков.
3.12. Крышки люков, нижние сливные приборы железнодорожных цистерн после сливоналивных операций и замера уровня нефтепродуктов должны быть герметично закрыты.
3.13. В сливоналивных устройствах вязкие и застывшие нефтепродукты разрешается разогревать паром, горячей водой, электронагревающими устройствами. Применять для этих целей открытый огонь запрещается.
Не допускается электроподогрев легковоспламеняющихся нефтепродуктов в цистерне.
3.14. Паровые змеевики и электрические грелки должны включаться в работу только после погружения их в нефтепродукты на глубину не менее 50 см от уровня жидкости до верхней кромки подогревателя. Прекращение подачи пара и выключение тока должно производиться до начала слива.
Электрические грелки разрешается применять при подогреве нефтепродуктов с температурой вспышки не менее 80 град. С. Запрещается сливать нефтепродукты при включенных электрических грелках.
3.15. Вывод железнодорожных маршрутов с путей предприятия должен производиться только после окончания налива (слива) и закрытия люка цистерны, оформления документов, тщательного осмотра и обязательного согласования с диспетчером (оператором) предприятия.
3.16. По окончании налива наливные рукава из горловины автоцистерны выводят только после полного слива из них нефтепродукта. Закрывать горловину автоцистерны крышкой следует осторожно, не допуская ударов.
3.17. Хождение непосредственно по кровле резервуара запрещается.
Лестницы и площадки резервуаров должны содержаться в чистоте и исправном состоянии.
Подниматься на резервуар и спускаться с него следует только лицом к лестнице, держась за поручни двумя руками.
3.18. Открытие и закрытие задвижек должно производиться плавно, без рывков.
3.19. Территория сливоналивных устройств, железнодорожные и автомобильные эстакады должны содержаться в чистоте, в зимнее время — очищаться от снега.
3.20. На территории эстакад и резервуарных парков запрещается:
производить ремонт и очистку железнодорожных и автоцистерн;
применять невзрывозащищенные фонари, переносные лампы и т.п.;
сбрасывать с эстакады, резервуара, цистерны инструменты, детали, соединительные шланги, ветошь и другие предметы.
3.21. Лицам, не имеющим непосредственного отношения к обслуживанию резервуаров, цистерн, находиться на территории резервуарных парков и эстакад запрещается.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При загорании резервуара, цистерны следует сообщить в пожарную охрану, прекратить все технологические операции, принять меры к удалению людей из опасной зоны, проинформировать руководителя предприятия, принять участие в ликвидации аварии.
4.2. Порядок действия работников резервуарного парка и наливных эстакад при возникновении аварийной ситуации должен быть определен в выписке из плана ликвидации аварий, разработанного на объекте.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Привести рабочее место в порядок, удалить пролитые нефтепродукты, сдать смену в установленном порядке.
Запрещается разбрасывать на территории резервуарного парка и эстакады соединительные шланги, ветошь, инструмент и другие предметы.
5.2. Спецодежда и спецобувь должны храниться отдельно от личной одежды в специальных шкафах.
5.3. Оставлять рабочее место до прибытия следующей смены запрещается.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector